2008
/ План 2008 / Результаты 2008 /
В качестве приоритетных направлений экспериментальных исследований будут рассматриваться: вопросы эффективности программ обучения в комплексной многоуровневой многопрофильной системе подготовки кадров информатизации образования, апробации педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования.
Будет продолжена экспериментальная работа по совершенствованию методики преподавания курса информатики и информационных технологий в общеобразовательной средней школе и по выявлению влияния информатизации профессионального образования на состояние здоровья студентов и преподавателей профессиональной школы.
№№
п/п |
№
темы
по на-
прав-ле-
нию |
Наименование
темы экспериментальных исследований |
Сроки
выполнения |
Задачи
экспериментальных исследований на 2008 год |
Научный
руководитель |
Экспериментальная площадка |
начало |
окончание |
1. |
3. |
Экспериментальное исследование влияния информатизации профессионального образования на состояние здоровья студентов и преподавателей профессиональной школы |
2006 |
2008 |
Выявить критерии
формирования здоровьесберегающей образовательной среды в условиях применения ИКТ
Разработать управленческие решения для формирования здоровьесберегающей образовательной среды в условиях применения ИКТ для образования |
Мухаметзянов И.Ш., д.м.н.
Институт информатизации образования |
Академия социального образования (КСЮИ); Казанский государственный медицинский университет; Казанский базовый медицинский колледж |
2. |
8. |
Совершенствование методики преподавания пропедевтического курса информатики в 5-7 классах общеобразовательной средней школы |
2007 |
2008 |
Определить эффективность методических подходов к созданию и использованию электронных изданий образовательного назначения по информатике в 5-7 классах
|
Босова Л.Л.,
к.п.н.
Институт информатизации образования |
МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Истринского района Московской обл.; МОУ гимназия №8 Коломны Московской обл.
|
3. |
11. |
Реализация межпредметных связей курса информатики общеобразовательной школы с другими дисциплинами школьной программы с использованием учебных задач |
2007 |
2008 |
Экспериментально проверить эффективность реализации межпредметных связей при обучении основам баз данных с использованием клиент-серверных технологий |
Мартиросян Л.П., к.п.н.
Щепакина Т.Е., к.п.н.
Институт информатизации образования
|
МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75 Тольятти |
4. |
11. |
Совершенствование методики преподавания базового курса информатики на основе использования метода проектов
|
2007 |
2008 |
Разработать и апробировать программу спецкурса «Использование информационных и коммуникационных технологий в проектной деятельности» |
Мартиросян Л.П., к.п.н.
Щепакина Т.Е., к.п.п.
Институт информатизации образования |
МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75
Тольятти |
5. |
12. |
Инвариантная подготовка учителя-предметника в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности |
2007 |
2008 |
Сравнить уровень подготовленности студентов педвузов в области информатизации образования в экспериментальной и контрольной группах, имеющих одинаковые исходные данные |
Лавина Т.А., д.п.н.
Институт информатизации образования |
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева |
6. |
12. |
Подготовка студентов гуманитарных специальностей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности |
2007 |
2008 |
Определить эффективность курса «Новые электронные СМИ: техника и технология» в ходе обучения студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» |
Прозорова Ю.А., к.п.н.
Институт информатизации образования
|
Университет РАО |
7.* |
12. |
Подготовка педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе информационных и коммуникационных технологий |
2007 |
2008 |
Определить требования, предъявляемые к специалистам среднего профессионального образования со стороны работодателей адекватно требованиям образовательных стандартов и учетом необходимого качества выпускников колледжа |
Роберт И.В., д.п.н.
Мартиросян Л.П., к.п.н.
Щепакина Т.Е., к.п.н
Институт информатизации образования
Поляков В.Л.
ГОУ СПО колледж автоматизации и информационных технологий №20 |
ГОУ СПО колледж автоматизации и информационных технологий №20 Москвы |
8. |
16. |
Андрагогические модели информатизации профессионального обучения и переподготовки кадров
|
2007 |
2008 |
Выявить особенности реализации потенциала информационных ресурсов в обучении и переподготовке кадров |
Марон А.Е., д.п.н. Институт образования взрослых |
Ленинградский областной институт развития образования Санкт-Петербурга; Новгородский региональный Центр развития образования
В.Новгорода;
Военный академия связи Санкт-Петербурга; Полярная академия Санкт-Петербурга, ГОУ «Учебный комбинат экономики и торговли» Санкт-Петербурга |
9. |
30. |
Применение современных информационных технологий в вопросах планирования, организации и координации научных исследований в области наук об образовании
|
2008 |
2012 |
Создать и апробировать базу данных по материалам НИР в области педагогики, психологии и смежных с ними наук, разрабатываемых в подведомственных учреждениях РАО |
Подуфалов Н.Д., академик РАО
Ханнанов Н.К., к.х.н.
Институт
научной ин-
формации и
мониторинга
развития наук об
образовании |
Институт научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО
Москвы |
10. |
36. |
Проведение мониторинга развития психолого-педагогических и смежных с ними наук Создание системы объективной экспертизы проектов фундаментальных научных исследований |
2008 |
2012 |
Провести мониторинг эффективности НИР, проведенного в РАО в 2003-2006 г. и проанализировать его результаты |
Подуфалов Н.Д., академик РАО
Институт
научной ин-
формации и
мониторинга
развития наук об
образовании |
Институт научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО
Москвы |
На базе Академии социального образования (КСЮИ), Казанского государственного медицинского университета, а также Казанского базового медицинского колледжа выявлены и апробированы критерии формирования здоровьесберегающей образовательной среды в условиях применения ИКТ: когнитивный – потребность учащихся в знаниях, умениях навыках в аспекте здорового образа жизни; полнота и дифференцированность знаний о безопасном применении средств ИКТ; широта представлений, знаний, умений и навыков, приобретенных в результате погружения в здоровьесберегающую ИКТ среду; эмоционально-волевой – проявление чувства удовлетворения результатами деятельности в здоровьесберегающей ИКТ среде; проявление волевых усилий в преодолении имеющихся сложностей в процессе реализации здорового образа жизни; мотивационно-деятельностный – характер мотивации на здоровый образ жизни; осознание личной и общественной значимости здоровья человека; соответствие и целенаправленность мотивов выбора здорового образа жизни, осознание его значимости как конкурентного фактора на современном рынке труда; адаптивно-ресурсный – характеризующий величину существующего резерва; степень напряжения ведущих регуляторных механизмов; уровень функционирования психофизиологических систем. Апробация направлена на: достижение планируемых результатов обучения всеми или большинством учащихся, соответствующих современным социальным требованиям; расширение практико-ориентированных знаний; создание условий для разработки и реализации образовательных программ, учитывающих особенности ИКТ среды; применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся. В качестве управленческих решений выявлена необходимость разработки и апробации: методического, информационно-технологического и управленческого обеспечения процесса формирования здоровьесберегающей образовательной среды в системе образования; методических рекомендаций к программе подготовки и переподготовки кадров информатизации образования в части медико-социальной и психолого-педагогической оценки образовательных ресурсов; системы квалиметрических показателей, характеризующих уровень и динамику развития здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на муниципальном и региональном уровнях.
Экспериментальная работа по определению эффективности методических подходов к созданию и использованию электронных изданий образовательного назначения по информатике проводилась с учащимися 5-7 классов (240 учащихся) МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Истринского района Московской области и МОУ «Гимназия №8» г. Коломны Московской области. В процессе преподавания информатики использовался комплект цифровых образовательных ресурсов, что позволило повысить мотивацию школьников к изучению материала (при достаточно высокой исходной мотивации использование на этапе объяснения презентационных материалов обеспечило её повышение на 30/20/20% в 5/6/7 классах соответственно). В условиях использования интерактивных тестов временные затраты на контроль и оценку знаний учащихся сократились на 40-60% сократить. Учащиеся 5-х классов проявили наибольший интерес к логическим играм (50%) и презентациям (35%); учащиеся 6-х классов – к виртуальным лабораториям (45%) и презентациям (30%); учащиеся 7-х классов – к интерактивным тестам (50%) и виртуальным лабораториям (30%).
В ходе экспериментальной работы на базе МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75 (г. Тольятти) была определена эффективность реализации межпредметных связей при обучении основам баз данных с использованием клиент-серверных технологий. Выявлено, что учитель информатики при обучении основам баз данных и СУБД на доступном уровне может знакомить обучаемых с основными операциями реляционной алгебры, приводить несложные примеры выполнения данных операций над таблицами разрабатываемой базы данных, тем самым, способствуя реализации межпредметных связей с курсом алгебры.
В ходе экспериментальной работы на базе МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75 (г. Тольятти) была разработана и апробирована программа спецкурса «Использование информационных и коммуникационных технологий в проектной деятельности». В ходе проведения апробации курса у учащихся были сформированы умения работы с: операционной системой MS Windows - для овладения навыками работы с файловой системой, работой по профайлам пользователей; программой Regedit - для работы с реестром операционной системы MS Windows; программой Partition Magic - для разбивки физического диска на логические; текстовым редактором MS Word - для создания текстовых документов, работы с графическими объектами, макросами и т.д.; электронными таблицами MS Excel - для усвоения правил осуществления вычислений табличных данных, элементами встроенной системы программирования VBA; графическим редактором Adobe PhotoShop - для осуществления операций над графическими объектами, фотографиями; системой управления базами данных MS Access - для усвоения правил создания и работы над базами данных практического характера; IntrBase Client, InterBase Server – для организации работы по созданию, управлению базами данных, составлению SQL-запросов, работы с клиент-серверными технологиями; Borland DataPump – для конвертирования между разными видами баз данных; Справочно-информационной системой; Web-броузером Internet Explorer - для просмотра и создания Web-страниц.
Целью экспериментальной работы, проводимой на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, являлось сравнение уровня подготовленности студентов педвузов в области информатизации образования в экспериментальной и контрольной группах, имеющих одинаковые исходные данные. В контрольную и экспериментальную группы отбирались студенты с приблизительно одинаковым рейтингом по дисциплинам «Информатика», «Педагогика», «Психология». Студентам в контрольных и экспериментальных группах предлагалось выполнить до и после обучения тестовое задание из 50 вопросов (по дисциплинам «Педагогика», «Психология» и «Информатика»). Анализ полученных данных показал, что студенты экспериментальной и контрольной групп имеют приблизительно одинаковый уровень подготовленности по дисциплинам «Информатика», а также по ряду дисциплин психолого-педагогического блока ГОС ВПО. В контрольной группе обучение проводились по традиционной методике в соответствии с ГОС ВПО. Обучение студентов экспериментальной группы проводилось по разработанной методике в соответствии с выявленным содержанием подготовки в области информатизации образования. Результаты, полученные при повторном тестировании, показали, что более высокий уровень подготовленности студентов экспериментальной группы является не случайностью, а следствием применения в их обучении предложенной методики.
В Университете Российской академии образования проведена апробация эффективности курса «Новые электронные СМИ: техника и технология», целью которого является подготовка квалифицированного специалиста, имеющего представление о роли и месте новых электронных средств массовой информации, в частности – Internet, применении Internet-технологий в будущей профессиональной деятельности. В рамках курса студенты рассматривали вопросы, связанные с пониманием глобальной компьютерной сети Internet как средства массовой информации и учебного информационного взаимодействия, общих принципов организации и функционирования Internet. Курс рассчитан на 34 часа, из которых 24 часа лекционных занятий и 10 часов практических работ. Форма отчетности – зачет, допуском к которому являлся разработанный студентом Web-сайт. В качестве критериев проверки эффективности курса использовались как количественный показатель – контрольные вопросы по каждой теме, так и качественный – творческая работа по проверке усвоения умений и навыков создания Web-сайтов на профессиональную тему. Проверка знаний и умений студентов показала, что студенты владеют основными понятиями Интернет, способами поиска и общения в Интернет, способами организации информационного взаимодействия в Интернет, знают типы средств разработки Web-страниц и Web-сайтов, знают и владеют навыками работы с языком гипертекстовой разметки документов HTML, Flash-технологией разработки интерактивных компонентов сайта, знают способы публикации Web-документов в глобальной сети.
На базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий» № 20 (г. Москва) проведена экспериментальная работа по определению требований, предъявляемых к специалистам среднего профессионального образования со стороны работодателей адекватно требованиям образовательных стандартов и с учетом необходимого качества выпускников колледжа. Специалист среднего профессионального образования должен уметь: осуществлять адаптацию и сопровождение типовых компонентов автоматизированных информационных систем, использующихся в образовательном процессе, в том числе в автоматизации административной и финансово-хозяйственной деятельности ОУ; производить установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения автоматизированных информационных систем образовательного характера; осуществлять выбор необходимых информационно-программных и аппаратных средств в соответствии с характером учебного процесса; осуществлять эксплуатацию автоматизированных информационных систем; разрабатывать инструктивную документацию для преподавателей и учащихся по работе с автоматизированными информационными системами; использовать системы управления базами данных в процессе эксплуатации образовательных АИС; обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки; обеспечивать защиту информации и управление доступом к информационным ресурсам локальной сети ОУ. Специалист должен знать: структуру современных образовательных автоматизированных информационных систем; основные этапы технологии проектирования образовательных автоматизированных информационных систем; классификацию образовательных автоматизированных ин формационных систем; особенности технологии разработки и эксплуатации образовательных баз данных; особенности использования технологии «клиент-сервер» в автоматизированных информационных системах; характеристики и особенности эксплуатации вычислительных сетей различных типов; методы обеспечения информационной безопасности автоматизированных информационных систем; правовые аспекты использования образовательного программного обеспечения; основные положения действующей нормативной документации, основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты в учреждениях образования. Разработанные требования, предъявляемые к специалистам среднего профессионального образования со стороны работодателей адекватно требованиям образовательных стандартов и с учетом необходимого качества выпускников будут положены в основу содержания региональной составляющей стандарта специальности 05.13.06 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в образовании)».
В ходе исследований, проводимых в Ленинградском областном институте развития образования, Новгородском региональном Центре развития образования, Военной академии связи, Полярной академии и ГОУ «Учебный комбинат экономики и торговли» выявлены особенности реализации потенциала информационных ресурсов в обучении и переподготовке кадров. Разработаны и апробированы информационные ресурсы в обучении специалистов-аналитиков в сфере подготовки бренд-менеджеров, специалистов по стратегическому планированию предприятия, маркетологов по темам «Анализ данных с использованием программного продукта «Statistika», SPSS, Forecaft Pro, многомерный анализ, прогнозирование и синтез бизнеса. Для профессии «специалист-аналитик» разработаны инвариантный и вариативный компоненты подготовки, теоретико-практический кейс системы тренингов, информационное сопровождение послекурсового обучения, тестирование результатов. Разработаны и апробированы в профессиональной подготовке специалистов технического профиля обучающие компьютерные системы для сопровождения практических занятий по разделам «Основные теоремы теории вероятностей» и «Плоскость и прямая в пространстве» (дисциплины «Теория вероятности» и «Аналитическая геометрия»). Выявлены возможности повышения потенциала информационных ресурсов в обеспечении инновационного развития образования. В качестве объектов инновационного развития общего и профессионального образования, переподготовки кадров выступают ресурсные центры на предприятиях и Центры информационных технологий.
В ходе экспериментальных исследований, проводимых в Институте научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО по созданию и апробированию базы данных по материалам НИР в области педагогики, психологии и смежных с ними наук, разрабатываемых в подведомственных учреждениях РАО выявлены и систематизированы информационные ресурсы, представляющие собой полнотекстовые результаты научных исследований в данной области, аннотации работ и электронные каталоги. В ходе мониторинга эффективности НИР, проведенного в РАО в 2003-2006 г. выявлена необходимость создания системы объективной экспертизы проектов фундаментальных исследований. Отмечена необходимость разработки на основе Государственного рубрикатора научно-технической информации отраслевого рубрикатора, учитывающего особенности научных исследований в области образования.
|