"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
    Фундаментальные исследования
    Комплексная программа
    Опытно-экспериментальная работа
         >Экспериментальное обеспечение Фундаментальных исследований
            ·2008
            ·2009
            ·2010
            ·2011
            ·2012
            ·2013
            ·2014
        ·Экспериментальное обеспечение исследований по Комплексной программе
    Проекты ИИО
    Результаты НИР и НИОКР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

2009


/ План 2009 / Результаты 2009 /


ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАО ПО НАПРАВЛЕНИЮ 7. "МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЯХ" на 2009 год

Научный руководитель –  Роберт И.В. – акад. РАО

В качестве приоритетных направлений экспериментальных исследований будут рассматриваться вопросы эффективности программ обучения в комплексной многоуровневой многопрофильной системе подготовки кадров информатизации образования, апробации педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования.

Будет продолжена экспериментальная работа по: подготовке педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе средств информационных и коммуникационных технологий; определению качества информатизации образования взрослых; использованию информационных технологий в планировании, организации и координации научных исследований в области наук об образовании; проведению мониторинга развития психолого-педагогических и смежных с ними наук.

Планируется проведение исследований в области подготовки кадров для системы кооперации к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

№№ п/п
Наименование
темы
эксперимента
Сроки выполнения
Задачи
исследования
на 2009 год
Научный ру-ководитель
темы
Ожидаемые
результаты
исследования
и их значимость
Экспериментальная
площадка
начало
окончание
 
ПРОЕКТ 7.1. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», №  гос. Регистрации 0120.0 803652
 
Научный руководитель – Роберт И.В. – акад. РАО
Головная организация  –  Институт информатизации образования РАО
 
1
Экспериментальное исследование влияния использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании на состояние здоровья студентов и преподавателей профессиональной школы
2006
2009
Разработать рекомендации по изменениям технических регламентов (СанПиН) в части ИКТ в образовании
Мухаметзянов И.Ш.,
д.мед.н.
Институт информатизации образования
Рекомендации по изменениям технических регламентов (СанПиН) в части информационных и коммуникационных технологий в образовании, позволяющие адаптировать действующие санитарные нормы к техническим характеристикам средств информационных и коммуникационных технологий
Академия социального образования, Казанский государственный медицинский университет, Казанский базовый медицинский колледж,
г. Казань
2
Комплексное использование электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике
2009
2011
Определить эффективность методических рекомендаций к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (на примере 5-6 классов)
Мартиросян Л.П.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Никонова Н.В.,
к.п.п.,
Муниципальное образовательное учреждение «Софринская средняя общеобразовательная школа №2  Пушкинского муниципального района Московской области»
Методические рекомендации к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (на примере 5-6 классов).
Совокупное и взаимосвязанное использование отдельных компонентов различных электронных средств учебного назначения в процессе преподавания математики 
Муниципальное образовательное учреждение «Софринская средняя общеобразовательная школа №2  Пушкинского муниципального района Московской области», г. Софрино, Московская область
3
Информационные и коммуникационные технологии в среднем профессиональном образовании
2009
2010
Разработать методические рекомендации по использованию дидактической системы дистанционного обучения в техническом колледже
Роберт И.В.,
акад. РАО
Институт информатизации образования
Бакушин А.А., к.п.н.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московский технический колледж»
Методические рекомендации по использованию дидактической системы дистанционного обучения в техническом колледже Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московский технический колледж», г. Москва
 
ПРОЕКТ 7.2. «МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», №  гос. Регистрации 0120.0 803649
 
Научный руководитель – Козлов О.А. – д.п.н.
Головная организация – Институт информатизации образования РАО
 
4
Подготовка педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе информационных и коммуникационных технологий
2007
2012
Определить содержание регионального компонента стандарта специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в образовании)»
Роберт И.В.,
д.п.н.
Мартиросян Л.П.,
к.п.н.
Надеждин Е.Н.,
д.т.н.
Институт информатизации образования
Поляков В.Л.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий №20»
Содержание регионального компонента стандарта специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в образовании)»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий №20», г. Москва
5
Использование электронного портфолио для оценки учебных и творческих достижений студентов
2009
2011
Разработать структуру и состав электронного портфолио для оценки учебных и творческих достижений студентов педагогических специальностей
Панюкова С.В., д.п.н.
Институт информатизации образования
Дергачева Ю.Ю.
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
Структура и состав электронного портфолио преподавателя для оценки учебных и творческих достижений студентов педагогических специальностей
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань
6
Экспериментальное обоснование качества информатизации образования взрослых
2008
2010
Разработать и проверить показатели качества информатизации общего и профессионального обучения различных категорий взрослых
Марон А.Е., д.п.н.
Монахова Л.Ю., д.п.н. Государственное научное учреждение Институт образования взрослых РАО
Показатели качества информатизации общего и профессионального обучения различных категорий взрослых
Новгородский региональный Центр развития образования, г. Великий Новгород;
Ленинградский областной  институт развития образования,
Военная  академия связи,
Государственное образовательное учреждение «Учебный комбинат экономики и торговли»,
Центр образования взрослых – 95 вечерняя школа, г. Санкт-Петербург
7
Подготовка кадров для системы кооперации в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности
2009
2011
Проверить эффективность курса «Основы информационной культуры специалиста» для студентов экономических специальностей
Мартиросян Л.П.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Удовик Е.Э., к.э.н.
Краснодарский кооперативный институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации  «Российский университет кооперации»
Курс «Основы информационной культуры специалиста» для студентов экономических специальностей
Краснодарский кооперативный институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
 
ПРОЕКТ 7.3. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, №  гос. Регистрации 0120.0 803651
 
Научный руководитель – Павлов А.А.– д.техн.н.
Головная организация – Институт информатизации образования РАО
 
8
Методология применения современных информационных технологий в планировании, организации и координации научных исследований в области наук об образовании
2008
2012
Сформировать базу данных по материалам НИР в области педагогики, психологии и смежных с ними наук, разрабатываемых в подведомственных учреждениях РАО (для электронной библиотеки РАО)
Сформировать базу данных по возрастной физиологии и коррекционной педагогике
Подуфалов Н.Д., акад. РАО
Ханнанов Н.К.,
к.х.н.
Ханнанова А.Н.
Институт научной информации и мониторинга РАО
База данных по материалам НИР в области педагогики, психологии и смежных с ними наук, разрабатываемых в подведомственных учреждениях РАО (для электронной библиотеки РАО)
База данных по возрастной физиологии и коррекционной педагогике
Институт научной информации и мониторинга РАО,
п. Черноголовка, Ногинский район, Московская область
9
Методология проведения мониторинга развития психолого-педагогических и смежных с ними наук. Создание системы объективной экспертизы проектов фундаментальных научных исследований
2008
2012
Провести мониторинг развития и анализ результатов НИР за 2007-2008 г в области наук об образовании
Подуфалов Н.Д., акад. РАО
Лебедева В.П.,
к.п.н.
Институт научной информации и мониторинга РАО
Отчет «Мониторинг развития и анализ результатов НИР за 2007-2008 г  в области наук об образовании»
Институт научной информации и мониторинга РАО,
п. Черноголовка, Ногинский район, Московская область

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ за 2009 год

На базе Академии социального образования (КСЮИ), Казанского государственного медицинского университета, а также Казанского базового медицинского колледжа проводились экспериментальные исследования по внесению изменений в технический регламент «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в целях создания здоровьесберегающей образовательной среды учебных заведений общего, среднего и высшего профессионального образования РФ, развития системы образования для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности. Предлагается во 2-ой раздел СанПиН включить следующие требования к ПЭВМ: использование технических и аудиовизуальных средств (ПК, сканеры, принтеры, копировальные аппараты, системы мультимедиа, интерактивные доски и т.д.), допущенных к применению в образовательных учреждениях согласно реестру, формируемому службой по надзору в сфере защиты прав ​потребителей и благополучия человека; применение действия данного регламента к ПЭВМ, перемещающимся в процессе работы (ноутбук); наличие аппаратных средств защиты силовых линий компьютерного и телекоммуникационного оборудования: сетевой фильтр (СФ) и источник бесперебойного питания (ИБП); использование периферийных устройств (манипуляторы и клавиатуры) эргономичного дизайна и с учетом анатомо-физиологических особенностей разных возрастных групп; использование программного обеспечения образовательного назначения, рекомендованного к применению органами сертификации и соответствующего нормативам отображения и размещения информации. В 3-ий раздел СанПиН добавить следующее требование: обязательное для компьютеризированных рабочих мест в общественном (учебном) заведении заземление электросетей согласно санитарным и строительными нормам (заземление типа TN-S - ГОСТ Р 50571.2-94 (МЭК 364-3-93) – Электроустановки зданий. Разделы 9–12 дополнить положением о гигиенической обработке элементов компьютеризированного рабочего места (периодичность и используемые средства), таких, как: клавиатура, манипулятор, экран монитора и т.д. Рекомендовать использование только анатомической и регулируемой по высоте и наклону компьютерной мебели из ДСП класса Е0 – Е1. Раздел 13 «Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ» дополнить пунктом о порядке и периодичности медицинского осмотра пользователей ПЭВМ, для которых данный вид деятельности не считается основным. Использовать применительно к пользователям, углубленно изучающим информатику (секции программирования, кружки и т.д.), регламенты, применяемые к пользователям, для которых данный вид деятельности является основным. Включить пункты, регламентирующие режим труда и отдыха пользователей ПЭВМ (приложения 7–14) в перечень обязательных мероприятий.

Экспериментальная работа по определению эффективности методических рекомендаций к комплексному использованию ЭСУН в процессе обучения математике проводилась на базе МОУ «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2». В эксперименте участвовало 2 учителя математики и ученики 5–6 классов школы. На первом этапе эксперимента учащиеся 5–6 классов были разделены на экспериментальные (параллель «а») и контрольные (параллель «б») группы. Учащимся экспериментальных и контрольных групп было предложено выполнить в течение урока диагностическую работу, содержащую 25 заданий. Анализ результатов диагностической работы позволил сделать вывод о целесообразности организации обучения математике в условиях комплексного использования электронных средств обучения. На втором этапе эксперимента проводилось обучение учащихся 5–6 классов математике на примере следующих тем: «Натуральные числа», «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Делимость чисел», «Положительные и отрицательные числа», «Координатная прямая и координатная плоскость», «Элементы геометрии», «Отношения и пропорции». При этом в экспериментальных классах обучение проводилось в условиях комплексного использования ЭСУН. По окончании обучения в обеих группах проводилась итоговая диагностическая работа по математике. На третьем, заключительном этапе эксперимента обрабатывались результаты, полученные в ходе начальной и итоговой диагностической работы учащихся обеих групп. Сравнение полученных результатов показало, что коэффициент качества обучения в экспериментальной группе 5 класса повысился с 42 до 64 %, а в 6 классе – с 45 до 69 %; коэффициент степени обученности повысился в 5 классе с 52 до 62 %, а в 6 классе – с 53 до 62 %. Таким образом, в условиях комплексного использования электронного средства учебного назначения на уроках математики в экспериментальных классах наблюдается повышение качества обучения и степени обученности учащихся.

В ходе экспериментальной работы на базе ФГОУ среднего профессионального образования «Московский технический колледж» были разработаны методические рекомендации по использованию дидактической системы дистанционного обучения в техническом колледже, функционирование которой обеспечит условия интерактивного взаимодействия между обучающимся (обучающимися), обучаемым и средством ИКТ для достижения поставленных педагогических целей: методические рекомендации для преподавателей по организации образовательного процесса в условиях использования дидактической системы дистанционного обучения; методические рекомендации преподавателям по проведению консультаций для студентов в условиях дистанционного обучения; методические рекомендации студентам по использованию видеолекций; методические рекомендации студентам по использованию компьютерных обучающих программ.

На базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий» № 20 (г. Москва) проведена экспериментальная работа по определению содержания регионального компонента стандарта специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в образовании), представленного дисциплинами «Основы построения автоматизированных обучающих систем» (75 часов) и «Экспертиза и сертификация информационных систем в образовании» (75 часов). Обоснование и определение содержания указанных дисциплин являются основанием для разработки программ подготовки специалистов среднего профессионального образования, направленных на формирование необходимых знаний (структура современных образовательных автоматизированных информационных систем и их классификация; технология проектирования образовательных автоматизированных информационных систем; особенности технологии разработки и эксплуатации образовательных баз данных; особенности использования технологии «клиент-сервер» в автоматизированных информационных системах; характеристики и особенности эксплуатации вычислительных сетей различных типов; методы обеспечения информационной безопасности автоматизированных информационных систем; правовые аспекты использования образовательного программного обеспечения) и умений (осуществлять адаптацию и сопровождение типовых компонентов автоматизированных информационных систем, использующихся в образовательном процессе; производить установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения автоматизированных информационных систем образовательного характера; осуществлять выбор необходимых информационно-программных и аппаратных средств в соответствии с характером учебного процесса; осуществлять эксплуатацию автоматизированных информационных систем; разрабатывать инструктивную документацию для преподавателей и учащихся по работе с автоматизированными информационными системами; использовать системы управления базами данных; обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки; обеспечивать защиту информации и управление доступом к информационным ресурсам).

Целью экспериментальной работы, проводимой на базе Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина является разработка структуры и определение состава электронного портфолио для оценки учебных и творческих достижений студентов педагогических специальностей. Электронный портфолио (е-портфолио) представляет собой электронную базу данных обучаемого, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, контрольные и творческие работы, а также рефлексивный портфолио, в котором собраны результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений, в том числе и вне образовательной системы. В качестве примера разработана модель электронного портфолио по английскому языку «My Language Portfolio», которая была успешно апробирована на лабораторных занятиях студентов четвертого курса института иностранных языков Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина (отделения английского, немецкого, французского и японского отделений) в рамках дисциплины «Использование современных ИКТ в учебном процессе», что позволило повысить уровень информационной компетентности студентов в целом и, в частности, ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компонент.

В ходе исследований, проводимых в Ленинградском областном институте развития образования, Новгородском региональном Центре развития образования, Военной академии связи, Полярной академии и ГОУ «Учебный комбинат экономики и торговли» на основе андрагогического подхода к реализации инновационной модели открытого обучения взрослых с учетом личностного и профессионального статуса обучаемого разработаны показатели качества информатизации образования взрослых. Определены общие показатели качества информатизации образования взрослых: создание управляемых условий для формирования профессиональных компетенций; снятие «барьера предубежденности» к использованию средств ИКТ у взрослого специалиста; развитие умений интеллектуального анализа решения производственных и учебных задач; интерактивная поддержка в решении профессиональных задач и осуществлении обратной связи; формирование умений аналитической деятельности специалиста по прогнозированию развития бизнеса с помощью инструментальной среды. Разработаны и апробированы следующие специальные показатели качества информатизации образования взрослых: освоение информационной культуры как фактора саморазвития руководителя образовательного учреждения, наличие системы электронного документооборота; развитие умений прогностической, аналитической и проектно-исследовательской деятельности; знание здоровьесберегающих условий работы с ПЭВМ. Выявлены и апробированы следующие специальные показатели развития информационной компетентности учителей-предметников: освоение интерактивных технологий обучения, современных систем программного и электронного обеспечения по предмету, набора поисковых, моделирующих, обучающих, тренинговых программ; умение моделирования системы уроков по предмету с использованием средств ИКТ; создание системы поддержки в подготовке школьников к ЕГЭ в условиях использования средств ИКТ; развитие методической и исследовательской деятельности учителя на основе сетевого дистанционного обучения. Разработанные показатели качества информатизации обучения взрослых могут использоваться в процессе переподготовки и повышения квалификации специалистов.

В ходе экспериментальной работы на базе Краснодарского кооперативного института (филиала) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» проведена экспериментальная работа по проверке эффективности курса «Основы информационной культуры специалиста», направленного на формирование основ профессиональных знаний и этическую ответственность у будущих специалистов по экономическим вопросам в области применения ИКТ. В основу экспериментального исследования положена задача формирования основы информационной культуры у будущих специалистов, способных глубоко разбираться в вопросах использования современных информационных коммуникационных технологий, их возможностей, особенностей применения в профессиональной деятельности специалиста. В результате изучения дисциплины у студентов сформированы знания, умения и навыки в области: структуры автоматизированных информационных систем; технологии и методов автоматизированной обработки экономической информации на предприятиях; методов и инструментов статистического анализа, выбора средств ИКТ; использования информационно-правового обеспечения в профессиональной деятельности; рисков при использовании программного обеспечения профессионального назначения; использования компьютерных сетей для различных областей экономики; основы профессиональной и этической ответственности; возможных негативных последствий использования средств ИКТ; защиты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, и авторского права; основ компьютерной безопасности.

В Институте научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО (ИНИМ РАО) в процессе экспериментальных исследований рукописи плановых работ ИНИМ РАО за 2008 г., переведены в pdf-формат и размещены на сайте ИНИМ РАО (publ.inim-rao.ru). На базе он-лайновой научной инфраструктуры отделения общественных наук РАН «Соционет» (socionet.ru), созданной с учетом международных стандартов метаданных научной информации и обеспечивающей автоматизированный поиск информации международными компьютерными программами-роботами создано описание коллекции неопубликованных глав монографий и других плановых работ ИНИМ РАО, выполненных в 2008 г. Каждая публикация в коллекции описана соответствующими метаданными и имеет ссылку на полнотекстовую версию на сайт ИНИМ РАО. Проведен анализ наличия научной информации по возрастной физиологии и коррекционной педагогике в электронном виде по электронным каталогам нескольких российских классических и электронных библиотек, баз данных анализ издателей научных журналов, англоязычной базы данных Medline – одной из самых функциональных баз данных зарубежной литературы для врачей, биологов и психологов, а также соответсвующих баз данных в российском сегменте Интернета. В результате исследования сформирован список из 49 российских журналов, освещающих биологические, психологические, медицинские и педагогические аспекты возрастной физиологии и коррекционной педагогики. Для тех из них, которые имеют электронные версии оглавлений номеров или полнотекстовые версии журналов, даны ссылки на сайты в Интернете, или указаны возможные окна доступа к ним. Проведена статистическая обработка плановых заданий институтов и других организаций РАО, а также опытно-экспериментальных работ по рубрикам Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ), по ключевым словам, отражающим инновационную направленность работ («инновации», «компетентность», «развитие личности», «информационные и коммуникационные технологии» и т.п.), по жанрам работ (монографии, главы и разделы монографий; концепции; аналитические доклады, отчеты и записки; научные отчеты, доклады; научные статьи). Показано, что в связи с переходом на новую систему планирования на основе годовых тематических планов фундаментальных исследований Российской академии образования заметно увеличилась доля фундаментальных работ, и снизился объем прикладных исследований. Это могло стать следствием повышения требований к фундаментальности исследований только на этапе формулирования тематики исследований, однако требуется провести анализ содержания результатов выполнения этих плановых заданий. Хотя в ряде случаев имеются сложности разграничения исследований на фундаментальные и прикладные, не вызывает сомнения, что происходит и реальный процесс фундаментализации исследований, что согласуется с тенденцией, отмеченной в итоговых материалах инвентаризации подведомственных научных организаций, проведенной в 2003–2005 гг. Обращено внимание на то, что эта тенденция может привести к снижению показателей внедрения результатов НИР в образовательную практику и другие виды социальной практики. Указано, что достижение оптимального баланса между фундаментальными и прикладными исследованиями возможно за счет доведения первых до высокой степени готовности к использованию в прикладных работах на основе их экспериментальной апробации и поиска заказчиков на прикладные исследования среди органов управления образованием и образовательных учреждений. Сформулированы общие правила для проведения мониторинга результатов исследований в РАО.