На Титульный лист |
Проект Россия - Великобритания
"Подготовка учителей к использованию
информационных и коммуникационных технологий
в процессе преподавания общеобразовательных предметов"
(проект рассчитан на 1996-2001 гг.)
1. Цель проекта
Обучение учителей-предметников общеобразовательной школы использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания основ наук;
- обучение учителей применению инструментария технологии мультимедиа (HiperSrudio) в процессе преподавания общеобразовательных предметов;
- обучение учителей применению программных средств учебного назначения (программная реализация на CD-ROM), ориентированных на использование в процессе преподавания общеобразовательных предметов;
- обучение учителей методике использования информационно-предметных сред со встроенными элементами технологии обучения (реализация на базе технологии мультимедиа) в учебном процессе общеобразовательной школы;
- обучение учителей применению программно-аппаратных средств, обеспечивающих применение телекоммуникационных сетей в образовательных целях;
- распространение региональных программно-методических разработок и опыта обучения учителей-предметников в регионах применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя.
2. Предполагаемые результаты
1).
Курс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров (учителей-предметников) "Современные технологии информационного взаимодействия (мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации) в образовании".2).
Программное обеспечение курса "Современные технологии информационного взаимодействия (мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации) в образовании" (реализация на СD-ROM).3).
Методические рекомендации учителям-предметникам по использованию современных информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов.4).
Прикладное программное обеспечение процесса преподавания общеобразовательных предметов (программная реализация российской и британской сторон на CD-ROM).5).
Методическое обеспечение применения программно-аппаратных средств, обеспечивающих использование телекоммуникационных сетей в образовательных целях.
3. Этапы осуществления проекта
Этап I.
Ознакомление с анализом отечественного и английского опыта применения информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.Обеспечение:
- методические материалы по использованию в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы современных информационных и коммуникационных технологий (в том числе инструментальных средств технологии мультимедиа);
- инструментарий технологии мультимедиа (HyperStudio);
- прикладное программное обеспечение (реализация российской и британской сторон).
Этап II.
Обучение учителей общеобразовательной школы применению инструментария технологии мультимедиа (HyperStudio) в процессе преподавания основ наук.Обеспечение:
- инструктивно-методические материалы по использованию инструментария технологии мультимедиа (HyperStudio) в процессе преподавания общеобразовательных предметов;
- инструментарий технологии мультимедиа (HyperStudio);
- прикладное программное обеспечение (реализация российской и британской сторон).
Этап III.
Обучение учителей методике использования информационно-предметных сред со встроенными элементами технологии обучения (реализация на базе технологии мультимедиа) в процессе преподавания общеобразовательных предметов.Обеспечение:
- курс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров "Современные технологии информационного взаимодействия (мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации) в образовании";
- информационно-предметные среды со встроенными элементами технологии обучения (реализация на базе технологии мультимедиа) с методическими материалами;
- прикладное программное обеспечение процесса преподавания общеобразовательных предметов (реализация российской и британской стороны).
Этап IV.
Обучение учителей общеобразовательной школы применению программно-аппаратных средств, обеспечивающих использование телекоммуникационных сетей в целях дистантного информационно-учебного взаимодействия.Обеспечение:
- курс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров "Современные технологии информационного взаимодействия (мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации) в образовании";
- инструктивно-методические материалы по применению программно-аппаратных средств, обеспечивающих использование телекоммуникационных сетей в процессе преподавания общеобразовательных предметов;
- прикладное программное обеспечение процесса преподавания общеобразовательных предметов (реализация российской и британской стороны).
Этап V.
Внедрение в регионы методики обучения учителей общеобразовательной школы, студентов педагогических вузов, слушателей институтов повышения квалификации педагогических кадров по курсу "Современные технологии информационного взаимодействия (мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации) в образовании".Обеспечение:
- курс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров "Современные технологии информационного взаимодействия (мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации) в образовании" (реализация на СD-ROM);
- методическое пособие для преподавателя курса подготовки и повышения квалификации педагогических кадров "Современные технологии информационного взаимодействия (мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации) в образовании";
- перечень (спецификация) технического, программного и программно-аппаратного обеспечения процесса преподавания курса подготовки и повышения квалификации педагогических кадров "Современные технологии информационного взаимодействия (мультимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации) в образовании" на платформе IBM (в среде Windows) и на платформе Macintosh;
- программно-методическое обеспечение курса (программная реализация на CD-ROM);
- прикладное программное обеспечение процесса преподавания общеобразовательных предметов (реализация российской и британской стороны).
4. Условия участия в проекте
1).
От региона желательно иметь трех представителей, определяющих стратегию и тактику развития проекта в данном регионе:- научный руководитель проекта;
- учитель-практик, компетентный в вопросах применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- представитель администрации органов народного образования данного региона, ответственный за вопросы финансирования мероприятий по реализации проекта.
2).
Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов осуществляется в трех вариантах (в зависимости от возможностей финансирования региона):- обучение учителей производится в регионе по научно-методическому и программному обеспечению (совместные разработки, Россия-Великобритания), предоставляемому Российской стороной;
- обучение учителей производится в Москве по научно-методическому и программному обеспечению (совместные разработки, Россия-Великобритания), предоставляемому Российской стороной;
- обучение учителей производится частично в Москве, частично в Лондоне по научно-методическому и программному обеспечению (совместные разработки Россия-Великобритания).
3).
Подготовка учителей региона к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов осуществляется методом "цепной реакции":- научный руководитель и учитель-предметник (учителя-предметники-специалисты по различным общеобразовательным предметам), прошедшие подготовку в Москве или Лондоне, снабжаются полным пакетом программно-методического обеспечения для преподавания общеобразовательных предметов;
- на месте (в своем регионе) учитель-предметник (учителя-предметники-специалисты по различным общеобразовательным предметам), прошедшие подготовку в Москве или Лондоне, обучает своих коллег-учителей преподаванию конкретного общеобразовательного предмета с использованием прикладного программного обеспечения для данного общеобразовательного предмета и применению инструментария технологии мультимедиа (HiperSrudio) в процессе преподавания;
- научный руководитель или учитель-предметник (учителя-предметники-специалисты по различным общеобразовательным предметам), прошедшие подготовку в Москве или Лондоне, обучает учителей-предметников других общеобразовательных предметов использованию инструментария технологии мультимедиа (HiperSrudio) в процессе преподавания и прикладного программного обеспечения учебных предметов по методическим и инструктивным материалам, передаваемым в рамках проекта.
5. Программное сопровождение курса
Реализация программного сопровождения курса возможна в трех вариантах:
- на платформе IBM (в среде Windows),
- на платформе Macintosh,
- в виде интерактивного мультимедиа-курса (реализация на СD-ROM) с методическими материалами.
6. Руководители проекта
Россия
, Москва. Российская Академия образования, Центр Информатизации Образования. Научн. рук. проекта - д.п.н., проф. Ирэна Роберт; менеджер проекта Алла Кравцова.Великобритания
, Лондон. The Institute of Education, Director MirandaNet. Научн. рук. - Christina Preston.
Возможно включение в руководство проектом специалистов из регионов.