robert-school.ru
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования"Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"
Сообщение чл.-корр. РАО, д.п.н.,
профессора, директора Института
информатизации образования РАО
И.В. Роберт
Заслушав и обсудив сообщение члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора, директора Института информатизации образования РАО И.В. Роберт «О развитии теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества», Президиум Российской академии образования ОТМЕЧАЕТ, что приоритетными направлениями исследований в области развития теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества являются:
В результате научных исследований Института информатизации образования РАО создана теоретическая база информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества, на основе которой разработаны и внедрены в массовую практику общего и профессионального образования по рекомендации Минобразования РФ (2002-2003 гг.): Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации; программа дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»; Специализация 030109 по специальности «030100-информатика» Организация информатизации образования; Основная образовательная программа 351400 «Прикладная информатика по областям: образование, менеджмент, экономика»; Согласованы с Минобразованием РФ (2002-2004 гг.), утверждены, зарегистрированы в Реестре Системы "РОСИНФОСЕРТ" Министерства РФ по связи и информатизации и внедрены в массовую практику общего и профессионального образования методики сертификации педагогической продукции (электронные издания образовательного назначения, прикладные программные средства для управления учебным процессом в учреждениях образовательного назначения, комплект учебной вычислительной техники для кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами).
Отв. И.В. Роберт
Срок – I квартал 2005 г.
Отв. И.В. Роберт
Срок – ноябрь 2005 г.
Для обсуждения
на заседании Президиума РАО
24 ноября 2004 г.
Сообщениечл.-корр. РАО, д.п.н.,
профессора, директора Института
информатизации образования РАО
И. В. Роберт
СПРАВКАО развитии теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного обществаОбщество начала третьего тысячелетия характеризуется рядом особенностей, к которым следует отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба, потребность в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными специалистами, группами или сообществами людей, стремление к взаимному приятию и уважению культур различных народов, необходимость решения глобальных экологических, технологических, производственных и образовательных проблем совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций. Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации. В настоящее время уже установилось определенное понимание того, что информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, обработка, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Информатизация общества обеспечивает: активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными; интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации; визуализацию представляемой информации; существенность используемых данных. Это влечет за собой необходимость в постоянном повышении профессионального уровня как отдельного человека, так и групп специалистов или целых коллективов в области владения средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые выступают, прежде всего, в качестве поддержки интеллектуальной деятельности. Несмотря на то, что в настоящее время единая и общая теория использования информационных и коммуникационных технологий как системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств сбора, хранения, обработки и передачи информации не вполне разработана, все же можно достаточно определенно выделить наиболее значимые характеристики этих технологий как новой области научно-технического прогресса и указать ряд особенностей, существенно отличающих их от других направлений науки и техники:
В содержательном аспекте составными частями средств ИКТ являются средства:
Вместе с тем, средства ИКТ обладают определенными дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации. Перечислим их:
В современных программных разработках, предназначенных для профессионального образования, активно реализуются вышеперечисленные возможности, что позволяет организовать следующие виды учебной деятельности:
В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере общего и профессионального образования занимается отрасль педагогической науки – информатизация образования, которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, ориентированный на реализацию целей обучения, развития индивида, включающий в себя подсистемы обучения и воспитания. Вместе с тем, информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:
Возникшая потребность большинства членов современного общества в изучении и реализации возможностей средств ИКТ для повышения своего общекультурного и профессионального уровня определяется еще и тем, что постоянно развивающиеся научные и производственные технологии, технологии бизнеса, различных видов искусств, образовательные технологии приобретают все большую «зависимость» от средств ИКТ, на базе которых они создаются и совершенствуются. При этом научно-технический прогресс последних десятилетий определяет тенденцию «экспоненциального» развития и усложнения информационных и коммуникационных технологий. Психологическое приятие индивидом и освоение их возможностей в различных сферах жизнедеятельности позволяет современному человеку «виртуально» получать образование, в достаточно сжатые сроки познавать особенности различных культур мира, оперативно и по личному выбору общаться с нужным адресатом по телекоммуникациям, самосовершенствоваться в профессиональной области. При этом к факторам, положительно влияющим на процессы развития общего и профессионального образования в условиях информатизации и глобализации современного общества, можно отнести следующие:
Вышеизложенные тенденции изменяют социальный заказ на компетентность как выпускника школы, так и будущего специалиста любой профессиональной сферы и, как следствие, требуют совершенствования образования в следующих областях:
Несмотря на то, что в настоящее время наличие компьютерной техники в учебном заведении или выход в глобальную информационную сеть является тривиальным, методологически в образовании господствует традиционный подход со всеми вытекающими противоречиями, обусловленными нереализованностью возможностей средств ИКТ в целях совершенствования системы образования, адекватно запросам современности. Немаловажным является и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием ИКТ, не имеет аналогов в прошлом, а образовательная сфера, в свою очередь, использует эти технологии в режиме запаздывания и к тому же не самым активным образом. Вместе с тем, учебная и профессионально значимая информация, предназначенная для усвоения обучаемым, неукоснительно расширяется содержательно и структурно, усложняется, что несомненно создает определенные трудности для ее представления, извлечения, усвоения и использования. Это определяет необходимость проведения фундаментальных исследований педагогической науки в области разработки научной базы информатизации общего, профессионального и дополнительного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества на базе комплексного решения педагогических, технологических, программно-аппаратных, технических, эргономических проблем развития образования. Рассмотрение понятийно-философских (в области процессов информатизации, коммуникации, автоматизации сферы образования), научно-педагогических, физиолого-гигиенических, инженерно-программистских, эргономических и социальных аспектов современного образования, а также исследование его общих закономерностей и особенностей в связи с использованием средств ИКТ, позволило сформулировать основные направления научных исследований в области информатизации общего и профессионального образования, которые основаны на пересмотре парадигмы учебного информационного взаимодействия в контексте реализации потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей, продуцирования профессионально значимого педагогического продукта в условиях использования средств ИКТ. Остановимся более подробно на описании основных направлений научных исследований в области информатизации общего и профессионального образования. 1. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества на данном этапе развития педагогической науки обусловлено необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, на развитие умений самостоятельно извлекать знания, формализовать их в условиях реализации возможностей современных технологий информационного взаимодействия Мультимедиа, Телекоммуникации. Возможности этих технологий позволяют включать новую тематику, отражающую современные научные достижения, изучение сути которых до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей понятийного характера или сложностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации. Современные подходы в области формализации знания, структуризации учебного материала позволяют снять самое главное ограничение, обуславливаемое перегрузкой обучаемого. В отличие от традиционно представляемого учебного материала (в основном в виде линейных структур) современное гипертекстовое и/или гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта. Это направление научных исследований предполагает, во-первых, выявление условий переструктурирования содержания образования в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала, во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии, в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными, в-четвертых, разработку структуры и содержания распределенного информационного ресурса корпоративных сетей и систем открытого образования. 2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность в области: поиска информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов и пр.), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Интернет; создания авторских работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологии Мультимедиа, Геоинформационных технологий, а в перспективе - технологии "Виртуальная реальность"; реализации различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями как реально протекающими, так и представленными виртуально электронными средствами учебного назначения. При этом возможна реализация интенсивных форм и методов обучения, повышение мотивации обучения за счет информационно-емкого и эмоционально-насыщенного общения пользователя с виртуально представленными на экране изучаемыми или исследуемыми объектами, а также виртуального участия пользователя в процессах, явлениях или сюжетах, представленных на экране. Особенностью отечественного подхода к разработке и использованию современных педагогических технологий является создание аппарата экспертной оценки их психолого-педагогической и эргономической значимости, обеспечивающей эффективность и безопасность их применения. Следует также отметить тенденцию изучения геоинформационных систем в профильном обучении географии, экономике, истории, что реализуется, в основном, в специализированных учебных заведениях. Реализация возможностей технологии "Виртуальная реальность" является перспективным направлением педагогических применений в области обеспечения имитации и моделирования учебных ситуаций и сюжетов в учебных тренажерах. В более совершенной и перспективной реализации эта технология позволяет обеспечить информационное взаимодействие, реализованное в глобальной сети с объектами виртуальных миров, выступающих по отношению к реальному миру как схемы или модели, симулирующие изучаемые процессы или закономерности. В настоящее время применение этой технологии в учебных целях рассматривается пока лишь на теоретическом уровне, прежде всего из-за сложности приобретения и использования периферийного оборудования систем "Виртуальная реальность". Перспективой можно также считать разработку и применение обучающих систем интегративного характера, синтезирующие возможности Мультимедиа, Телекоммуникаций, Геоинформационных технологий в процессе решения комплексных педагогических задач. 3. Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества ориентировано на разработку методики формирования научных основ информатики и ИКТ как базового учебного предмета в условиях информатизации образования. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ осуществляются определенными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе - поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах, явлениях живой и неживой природы. Помимо этого, изучение информационного аспекта любой предметной области, а также выявление видов информационной деятельности и адекватных им видов учебной деятельности с использованием ИКТ - прерогатива курса информатики в области:
4. Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения предметных областей предполагает формирование у обучаемого определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности данного конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области). Реализация этого направления предполагает разработку стандарта в области применения информационных технологий (ИТ) в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области. Широкое использование средств ИТ в образовании влечет необходимость выявления и обоснования педагогической целесообразности и необходимости стандартизации применения средств информатизации и коммуникации в процессе изучения как общеобразовательных, так и специальных учебных дисциплин. Перспективным становится также разработка образовательных стандартов в области применения ИТ в процессе изучения групп общеобразовательных дисциплин. Эти исследования предполагают как выявление содержательных линий изучения закономерностей данной предметной области, так и основных средств ИТ, используемых в науке и технике в процессе исследования ее закономерностей. При этом в процессе выбора целей обучения рассматриваемого общеобразовательного или учебного предмета (предметной области) с использованием ИТ предполагается, что учащимся обеспечивается предоставление информации, необходимой для освоения учебной программы и ее программного обеспечения. При выборе программного обеспечения следует ориентироваться на базовое, инструментальное и прикладное программное обеспечение, относящееся только к программам общего назначения (например, базы данных, электронные таблицы, программы регистрации данных, инструментальные программные средства или системы компьютерного моделирования, инструментарий, реализующий возможности технологии Мультимедиа и т. пр.). Под стандартизацией в области применения ИТ в процессе изучения общеобразовательных или учебных предметов будем понимать установление в рамках организаций сферы общего и профессионального образования единых норм и требований, предъявляемых к:
5. Реализация возможностей учебного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования Единого информационного образовательного пространства системы непрерывного образования. Современные подходы к использованию WEB-технологии предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы Всемирной информационной среды, реализованной на базе Интернет. Интернет-технология обеспечивает современных пользователей информационными ресурсами глобальных телекоммуникаций, а Интранет-технология позволяет организовывать учебную деятельность с использованием прикладных и инструментальных программных средств и систем, доступных современному пользователю. При этом становится возможным пользоваться в учебном процессе информационной средой науки (информация и знания, являющиеся наполнением баз данных; распределенная обработка информации; распространение научной информации на основе Интернет-технологии) и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и художественные презентации, выставки). Особенностью отечественных подходов к использованию программно-аппаратных средств телекоммуникаций является разработка педагогико-эргономических аспектов реализации возможностей ИКТ в сфере образования. Выявление педагогико-технологических условий функционирования Единого информационного образовательного пространства позволит реализовать педагогические цели информационного взаимодействия и использования потенциала распределенного информационного ресурса Интернет. В этой связи перспективным направлением является разработка научно-педагогических основ создания и использования Глобальной информационной среды непрерывного образования и Глобальной информационной среды педагогической науки на основе создания Единого образовательного пространства регионального/глобального масштаба. 6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования. Это направление предполагает осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования, разработку программно-технического и педагогико-эргономического обеспечения эффективного и безопасного применения средств ИКТ в образовательных целях. Этими проблемами в России занимаются коллективы специалистов, которые осуществляют оценку психолого-педагогического воздействия и возможные медицинские последствия использования средств ИКТ. Оценка психолого-педагогического воздействия осуществляется на базе инструментальных средств создания и использования психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний, продвижения в обучении, установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, а также средств автоматизация процессов оценки качества результатов обучения. Важным аспектом при этом является разработка методики информационной защиты личности при работе с информационными и коммуникационными технологиями. Перспективными разработками в этой области является создание отраслевых стандартов на программно-аппаратные комплексы вычислительной техники, на базовое и прикладное программное обеспечение, используемое в образовательных целях. Важным направлением исследований является также разработка педагогических и гигиенических рекомендаций по оснащению и оборудованию учебных кабинетов, в которых используется вычислительная техника, в том числе обоснование эргономики рабочего места, оснащенного средствами вычислительной техники, информатизации, коммуникации и разработка состава и спецификаций этого оборудования. 7. Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем педагогического тестирования, информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления. Автоматизированные банки и базы данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе телекоммуникационных сетей, становятся в настоящее время одним из показателей уровня современного образовательного учреждения. Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей предполагает создание информационной среды управления образовательным процессом учебного заведения, в том числе разработку автоматизированных систем педагогического тестирования знаний, информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением или системой учебных заведений. Немаловажным аспектом данного направления следует считать обоснование принципов диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых на основе использования средств ИТ. Кроме того, использование средств ИКТ в целях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении предполагает: создание моделей инновационных и совершенствование существующих педагогических технологий, функционирующих на базе средств ИКТ; разработку автоматизированной системы учета текущей успеваемости и итогового тестирования на основе средств ИКТ; автоматизацию внутришкольного управления на базе методологии системного и квалиметрического подходов; разработку систем автоматизации ведения делопроизводства в учебном заведении. 8. Защита интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, предполагает создание теоретической базы правовой защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, в сфере информатизации образования и практику ее реализации. 9. Подготовка кадров информатизации общего, профессионального и дополнительного образования. Разработка структуры и содержания подготовки специалистов в области информатизации образования и прикладной информатики (в образовании) предполагает обоснование показателей качества подготовки специалистов, развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности; формирование научно-методического обеспечения новой педагогической специальности «Информатизация образования», квалификация «Организатор-методист информатизации образования»; построение структуры и определение содержания системы многоуровневого дополнительного образования по информатике и ИКТ. Внедрение результатов научных исследований Института информатизации образования РАО в массовую практику общего и профессионального образования в виде научно-прикладных разработок:
В Институте информатизации образования РАО внедрена сертификация педагогической продукции следующих видов:
В Институте информатизации образования РАО оформлены и поданы документы в Ростехрегулирование (Госстандарт России) для регистрации Системы добровольной сертификации «Аппаратно-программные и информационные комплексы образовательного назначения», 2004 г. ЗаключениеВышеизложенное свидетельствует о том, что в Институте информатизации образования РАО разработана методологическая база информатизации общего и профессионального образования в современных условиях глобальной массовой коммуникации общества, основные положения которой легли в основу внедрении в российскую образовательную практику методик: проектирования педагогических технологий на базе средств ИКТ и реализации возможностей распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей; сертификации на основе оценки педагогико-эргономического качества средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, используемых в образовательных целях; создания информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения и использования средств ИКТ в целях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении. Разработаны теория и практика подготовки кадров информатизации общего, профессионального и дополнительного образования, реализация которых осуществляется совместно с 26-ю российскими научными коллективами на уровне научно-образовательного объединения в рамках Комплексной программы Отделения общего профессионального образования РАО «ИКТ в общем, профессиональном и дополнительном образовании».
|
|
|