robert-school.ru
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования"Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"
Сообщение чл.-корр. РАО, д.п.н.,
профессора, директора Института
информатизации образования РАО
И.В. Роберт
Заслушав и обсудив сообщение члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора, директора Института информатизации образования РАО (ИИО РАО) И.В. Роберт «О научно-методическом обеспечении подготовки кадров информатизации образования», Бюро Президиум Российской академии образования ОТМЕЧАЕТ, что подготовка кадров информатизации образования является одним из главных приоритетов модернизации отечественного образования и важным условием развития системы непрерывного образования. Содержание разработанного в ИИО РАО научно-методического обеспечения подготовки кадров информатизации образования соответствует приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований Российской академии образования. Результаты научных исследований Института информатизации образования РАО как головной организации и координатора НИР и НИОКР по Комплексной программе «ИКТ в общем, профессиональном и дополнительном образовании», а также опыт сотрудничества с 26-ю научными коллективами вузов и научно-исследовательских институтов России и 5-ю подразделениями РАО легли в основу создания в ИИО РАО теоретической базы и практической реализации Комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования. Подготовка проводится по содержательным направлениям, соответствующим разработанным в ИИО РАО и утвержденным Президиумом РАО 24.11.04 г. «Приоритетным направлениям исследований в области развития теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества». Для учителей подготовка ориентирована на реализацию дидактических возможностей средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе преподавания общеобразовательных и специальных учебных дисциплин, на овладение методиками преподавания школьных дисциплин с использованием электронных изданий образовательного назначения и прикладных программ общего пользования; на овладение методиками использования инструментальных программных средств, предназначенных для разработки педагогических приложений, реализованных в электронном виде. Особое внимание уделяется организации информационного взаимодействия в локальных и глобальной сетях на базе распределенного информационного ресурса, созданию и использованию Единого информационного образовательного пространства, выявлению возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовании, информационной безопасности в сфере информатизации образования. Организаторов информатизации образования обучают использованию средств автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением; использованию средств и систем автоматизации психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых; экспертизе педагогической продукции, реализованной на базе средств ИКТ; основным подходам к защите и коммерциализации интеллектуальной собственности, реализованной в электронном виде. Целевые группы подготовки включают руководителей и педагогов начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров, а также аспирантов и докторантов. Осуществляя руководство и являясь координатором научно-практической деятельности по проблемам подготовки кадров информатизации образования, ИИО РАО, по сути, возглавляет Научно-образовательное объединение, включающее более 30-ти научных коллективов вузов и исследовательских институтов России. Совместная деятельность научных коллективов под руководством ИИО РАО позволила только в 2004-2005 гг. провести подготовку кадров информатизации образования для Московской области в г. Серпухове и г. Дзержинский, для Самарской области в г. Самаре и г. Тольятти, для Республики Саха (Якутия) в г. Якутске, для Республики Башкортостан в г. Уфе, для Пермской области в г. Перми, а также в г. Москве, г. Ульяновске, г. Туле, г. Красноярске (дистантная подготовка). Бюро Президиума Российской академии образования ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Отв. – Жураковский В.М.,
Роберт И.В.
Срок – 2005-2006 г.
Отв. Роберт И.В.
Срок – 31 августа 2005г.
Отв. – Роберт И.В.
Срок – 30 сентября 2005 г.
Для обсуждения
на заседании Президиума РАО
«____»________2005 г.
Сообщениечл.-корр. РАО, д.п.н.,
профессора, директора Института
информатизации образования РАО
И. В. Роберт
СПРАВКАо научно-методическом обеспечении подготовки кадров информатизации образованияСовременное информационное общество периода массовой, глобальной коммуникации предъявляет новые требования к подготовке кадров, компетентных в вопросах реализации возможностей средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в деятельности специалиста сферы образования, готовых к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня, адекватно современным тенденциям развития информатизации образования. Востребованными становятся педагогические кадры, применяющие методики преподавания учебных дисциплин с использованием электронных средств (изданий) образовательного назначения, прикладных программ общего пользования и применяющие методики использования инструментальных программных средств для разработки педагогических приложений, реализованных в электронном виде; умеющие работать в условиях использования распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей; знающие, как осуществлять психолого-педагогическую диагностику на основе компьютерного тестирования. Не менее важными становятся умения осуществлять автоматизацию информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением, проводить экспертизу электронных средств образовательного назначения, разбираться в вопросах возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовании и защиты интеллектуальной собственности, реализованной в электронном виде. В этой связи главным приоритетом модернизации отечественного образования становится подготовка кадров информатизации образования. Подготовка кадров информатизации образования как научное направление и практическая деятельность в настоящее время ориентировано на разработку содержания и методики подготовки педагогических кадров, работающих в условиях информатизации общества массовой глобальной коммуникации, способных осуществлять информатизацию в учебном заведении, компетентных как в области реализации основных направлений развития информатизации образования, так и прикладных аспектов применения средств ИКТ в своей профессиональной деятельности. Анализируя современное состояние подготовки кадров сферы образования в области информатизации, следует отметить, что оно определяется Стандартами ГОС ВПО (измененные в 2004 году) для студентов педвузов и учителей. В них по всем педагогическим специальностям содержится лишь одна дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» (72 часа). Более углубленную подготовку в области информатизации образования будущий педагог может получить, выбрав определенную специализацию из очень ограниченного числа: «Организация информатизации дошкольного образования», «Организация информатизации специального образования» и «Организация информатизации образования» для специальности «Информатика» (перечисленные специализации утверждены Минобразованием РФ в 2000-2004 гг.). В рамках междисциплинарных специальностей подготовка специалиста в области информатизации образования возможна по специальности «Прикладная информатика в образовании». Для руководителей учебного заведения, организаторов образовательного процесса и персонала, обеспечивающего технико-технологическую поддержку информатизации образования в учебном заведении, подготовка вообще не проводится, в том числе и в рамках системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы образования. Некоторые коммерческие организации (например, «Федерация Интернет-образование», «Интел», Общество «Знание» и др.) проводят обучение учителей в области применения средств ИКТ для ведения делопроизводства, создания презентаций по различным учебным предметам, в области технологических приемов использования Интернет. Такое обучение охватывает, в основном, технико-технологические аспекты, в связи с чем является лишь необходимым, но не достаточным условием подготовки педагогических кадров. Кроме того, подобным образом организованная подготовка не охватывает все категории специалистов сферы образования (учителя школ, преподаватели учебных заведений среднего профессионального образования, администрация учебного заведения, организаторы учебно-воспитательного процесса, персонал, обеспечивающий технико-технологическую поддержку процесса информатизации образования). Таким образом, анализ подготовки педагогических кадров в области информатизации образования показывает, что в настоящее время отсутствуют теоретические основания для организации такого рода подготовки в сфере отечественного образования. Каждый отдельный подход к подготовке кадров не основывается на теоретической базе, а представляет собой случайным образом составленные программы, в основном ориентированные, как уже было сказано выше, на технико-технологические аспекты применения средств ИКТ в деятельности учителя или администратора учебного заведения. Вместе с тем, в настоящее время в ИИО РАО разработано научно-методическое обеспечение (в том числе, структура и содержание) Комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования на основе результатов научных исследований и их координации в рамках Комплексной программы РАО «ИКТ в общем, профессиональном и дополнительном образовании», а также опыта сотрудничества с 26-ю научными коллективами вузов и научно-исследовательских институтов России и 5-ю подразделениями РАО. Осуществляя руководство и являясь координатором научно-практической деятельности по проблемам подготовки кадров информатизации образования, ИИО РАО, по сути, возглавляет Научно-образовательное объединение, включающее более 30-ти научных коллективов вузов и исследовательских институтов России. Совместная деятельность научных коллективов под руководством ИИО РАО позволила только в 2004-2005 гг. провести подготовку кадров информатизации образования для Московской области в г. Серпухове и г. Дзержинский, для Самарской области в г. Самаре и г. Тольятти, для Республики Саха (Якутия) в г. Якутске, для Республики Башкортостан в г. Уфе, для Пермской области в г. Перми, а также в г. Москве, г. Ульяновске, г. Туле, г. Красноярске (дистантная подготовка). Подготовка проводится по перечисленным ниже содержательным направлениям, которые адекватны разработанным в ИИО РАО и утвержденным Президиумом РАО 24.11.04 г. «Приоритетными направлениями исследований в области развития теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества»:
Реализация этих направлений определяет комплексность подготовки, под которой понимается совокупное, взаимосвязанное, сочетающееся в различных аспектах (психолого-педагогических, содержательно-методических, дизайн-эргономических, нормативно-юридических и технико-технологических), систематическое использование средств ИКТ всеми участниками образовательного процесса (учителями или преподавателями, администрацией учебного заведения, организаторами, обеспечивающими технико-технологическую поддержку процесса информатизации образования) на всех его уровнях и этапах. В ИИО РАО разработана инфраструктура комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования, охватывающая: начальное, среднее и высшее профессиональное образование; послевузовское и дополнительное образование в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре. Профилизация подготовки осуществляется:
Подготовка по уровням обеспечивает:
Подготовка по формам обучения предназначена для:
Учебно-методическое обеспечение подготовки создано на базе разработанных в ИИО РАО научно-педагогических и учебно-методических материалов, в том числе, утвержденных Минобразованием РФ:
Помимо вышеперечисленных, в ИИО РАО разработаны программы, учебники, учебно-методические материалы для 11 специальных дисциплин и дисциплин специализации, предназначенных для подготовки кадров информатизации образования:
ЗаключениеПодытоживая вышеизложенное, отметим, что в Институте информатизации образования РАО разработана теоретическая база и внедрена практика подготовки кадров информатизации образования. Реализация подготовки осуществляется совместно с 30-ю российскими научными коллективами на уровне Научно-образовательного объединения (см. рис.1). Основные положения теоретических разработок ИИО РАО в области Комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования легли в основу внедрении в российскую практику подготовки работников сферы образования следующих методик:
Подготовка охватывает начальное, среднее и высшее профессиональное педагогическое образование; послевузовское и дополнительное образование в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре. Таким образом, необходима систематически организуемая на Федеральном уровне комплексная, многопрофильная и многоуровневая подготовка кадров информатизации образования (для учителей-предметников или преподавателей, методистов-организаторов информатизации образования в учебном заведении, зам. директоров по вопросам информатизации образования, администраторов учебного заведения, зав. библиотекой, техников и лаборантов компьютерного класса и др.), что позволит устранить дефицит преподавательских кадров, компетентных в вопросах информатизации образования.
|
|
|