"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
    Фундаментальные исследования
    Комплексная программа
    Опытно-экспериментальная работа
    Проекты ИИО
    Результаты НИР и НИОКР
         >Научно-организационные мероприятия
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 27.06.2012
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 22.06.2011
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2010
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2008
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2006
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2005
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2004
        ·Научно-педагогические и учебно-методические материалы
        ·Электронные средства образовательного назначения
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Постановление Президиума Российской академии образования 2008

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Российской академии образования

                                                   3 сентября 2008 г.

Основные направления фундаментальных исследований, определяющие развитие информатизации образования

Сообщение И.В. Роберт, директора Института информатизации образования РАО, чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора

Заслушав и обсудив сообщение И.В. Роберт «Основные направления фундаментальных исследований, определяющие развитие информатизации образования», Президиум Российской академии образования ОТМЕЧАЕТ актуальность представленных теоретических исследований междисциплинарного характера, охватывающих достаточно широкий круг научных разработок, ориентированных на развитие общего, профессионального и дополнительного образования России.

Автором дана целостная характеристика состояния и перспектив развития информатизации отечественного образования в аспекте внедренных результатов исследований, проводимых с 1993 г. в РАО под научным руководством Института информатизации образования РАО (ИИО РАО), во исполнение решений постановлений Президиума РАО, совместно с более чем двадцатью коллективами университетов, вузов, институтов России.

В развитие вышеназванных исследований ИИО РАО (в качестве головной организации) осуществляет научное руководство и координацию фундаментальными исследованиями по пяти проектам направления «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях», которое является одним из направлений фундаментальных исследований РАО на 2008-2012 гг. (утверждено Правительством РФ в 2007 г.).

Планируемые результаты фундаментальных исследований по проектам направлены на обеспечение отечественного образования методологией, теорией и технологией совершенствования отечественной системы информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Президиум Российской академии образования ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Сообщение И.В. Роберт принять к сведению и одобрить основные направления фундаментальных исследований на 2008-2012 гг., определяющие развитие информатизации отечественного образования.

2. Одобрить многолетнюю работу ИИО РАО, проводимую совместно с научными коллективами вузов, университетов, институтов России по разработке методологии, теории и практики информатизации общего и профессионального образования России и рекомендовать продолжение исследований в рамках приоритетных направлений, представленных пятью проектами.

3. Рекомендовать разработать единый комплекс предложений (на оаснове семнадцати предполагаемых результатов исследований на 2008-2012 гг.) для формирований современной модели школьного образования и представить в Минобрнауки РФ.

Отв.: И.В. Роберт

Срок  - декабрь 2008 г.

4. Рекомендовать Отделениям РАО и заинтересованным специалистам использовать представленные материалы и тематику при проведении фундаментальных исследований в области информатизации отечественного образования.

Отв.: академики-секретари, руководители проектов Тематического плана фундаментальных исследований РАО

Срок  - IV квартал 2008 г.


Для обсуждения на заседании
Президиума РАО
3 сентября 2008 г.
Сообщение
директора Института информатизации образования РАО,
чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора
Роберт И.В.
 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Возникшая потребность большинства членов современного общества в изучении и реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения своего общекультурного и профессионального уровня определяется тем, что постоянно развивающиеся научные и производственные технологии, технологии бизнеса, различных видов искусств, образовательные технологии приобретают все большую «зависимость» от ИКТ, на базе которых они создаются и совершенствуются. При этом научно-технический прогресс последних десятилетий определяет тенденцию «экспоненциального» развития и усложнения информационных и коммуникационных технологий. Психологическое приятие индивидом и освоение их возможностей в различных сферах жизнедеятельности позволяет современному человеку «виртуально» получать образование, в достаточно сжатые сроки познавать особенности различных культур мира, оперативно и по личному выбору общаться с нужным адресатом по телекоммуникациям, самосовершенствоваться в профессиональной области.

При этом к факторам, положительно влияющим на процессы развития общего и профессионального образования в условиях информатизации и глобализации современного общества, можно отнести следующие:

  • открытость образования при реализации дистанционных форм и методов получения общего и профессионального образования;
  • возможность использования распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет;
  • целенаправленность развития необходимой профессиональной технологии, ее ориентация на определенный вид деятельности, необходимой для процветания того или иного вида производства;
  • реализация интеллектуального потенциала международных научно-производственных, научно-педагогических сообществ;

Вышеизложенные тенденции изменяют социальный заказ на компетентность как выпускника школы, так и будущего специалиста любой профессиональной сферы и, как следствие, требуют совершенствования образования в следующих областях:

  • развитие самостоятельности в процессе получения образования при использовании потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей;
  • формирование ответственности за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивными источниками учебной информации;
  • формирование компетенций в области реализации возможностей ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков, необходимых для спланированного продвижения в получении образования.

Это определяет необходимость проведения фундаментальных исследований психолого-педагогической науки в области разработки научной базы информатизации общего, профессионального и дополнительного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества на базе комплексного решения психолого-педагогических, социально-педагогических, эргономических,  технологических, программно-аппаратных и  технических проблем развития образования.

В данном контексте информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок ориентированных на реализацию возможностей ИКТ, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Становление и развитие процесса информатизации образования связано с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей. Именно поэтому информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения, и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические научно-практические исследования, находящиеся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой и образующие определенную целостность, обеспечивающую сферу образования методологией, теорией и практикой решения следующих проблем и задач:

  • научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в здоровьесберегающих условиях  информационного общества массовой коммуникации и глобализации;
  • методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий (в том числе форм, методов и средств обучения)  эффективного и безопасного применения средств ИКТ в различных звеньях образования;
  • разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;
  • использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных телекоммуникаций;
  • продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;
  • разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента как реального, так и «виртуального»;
  • создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;
  • осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования в здоровьесберегающих условиях;
  • автоматизация управления системой образования на основе использования баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов автоматизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений).

В 2000 году ВАК утвердил новую специализацию 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования) – педагогические науки, которая оказалась очень востребованной. Только в двух диссертационных советах, функционирующих в РАО (при ГНИУ ИИО РАО и НИИ СиМО РАО) за прошедшие годы защитились десятки докторских и кандидатских диссертаций.

В 2004 году ВАК утвердил новую специализацию 05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование) – технические науки (при ГНИУ ИИО РАО, где открыта аспирантура, функционировал кандидатский диссертационный совет, который проходит в настоящее время перерегистрацию). Это обеспечивает подготовку кадров высшей квалификации по технико-технологическим проблемам информатизации образования.

Рассмотрение философско-методологических (в области процессов информатизации, коммуникации, автоматизации сферы образования), научно-педагогических, физиолого-гигиенических, инженерно-программистских, эргономических и социально-психологических аспектов современного образования, а также исследование его общих закономерностей и особенностей в связи с использованием средств ИКТ, позволило сформулировать основные направления научных исследований в области информатизации общего и профессионального образования, определяющие развитие данного процесса и соответственно отрасли педагогической науки.

Президиум РАО одобрил и утвердил выявленные и сформулированные Институтом информатизации образования РАО (первая редакция) основные двенадцать направлений фундаментальных исследований, определяющих развитие информатизации образования (Пост. № 8 от 24 ноября 2004 г.), в том числе  такие важные направления, как подготовка кадров информатизации образования (Пост. № от 08 июня 2005 г.) и экспертиза  педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ,  (Пост. № 12 от 13 декабря 2006 г., Пост. № 3 от 26 июня 2007 г.).

Перечислим их.

  1. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества периода массовой коммуникации и глобализации.
  2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации.
  3. Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества.
  4. Педагогико-эргономическая оценка качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и её сертификация.
  5. Автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе удаленного доступа.
  6. Реализация возможностей учебного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования Единого информационного образовательного пространства системы непрерывного образования.
  7. Реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процесс освоения предметных областей.
  8. Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем педагогического тестирования, информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления.
  9. Нормативно-правовое обеспечение защиты авторских прав разработчиков педагогической продукции и интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.
  10. Подготовка кадров информатизации общего, профессионального и дополнительного образования.
  11. Использование средств ИКТ в целях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении.
  12. Предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательных целях.

С 1993 по 2007 гг. ИИО РАО (в качестве головной организации) руководил и координировал научные исследования в области информатизации образования в рамках Комплексной программы РАО, реализуя вышеназванные направления. За эти годы в реализации НИР по Комплексной программе приняли участие на условиях самофинансирования более чем тридцать научных коллективов соисполнителей университетов, вузов, педвузов, научно-исследовательских институтов России.

С 2008 года в развитие и дополнение вышеназванных направлений научных исследований ИИО РАО (в качестве головной организации) руководит и координирует проведение фундаментальных исследований по направлению «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях». Пять проектов, представляющие данное направление, развивают и дополняют вышеназванные основные направления фундаментальных исследований, определяющие развитие информатизации образования, адекватно направлениям фундаментальных исследований РАО на 2008-2012 гг., утвержденным Правительством РФ в 2007 г. Перечислим их.

  1. Философско-методологические, психолого-педагогические, социально-правовые и физиологические основы развития информатизации образования.
  2. Методология подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации.
  3. Психолого-педагогические и эргономические основы автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования.
  4. Методология интегративной оценки психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, её эффективного и безопасного использования.
  5. Формализация информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний.

Реализация основных направлений фундаментальных исследований, определяющих развитие информатизации образования, направлена на обеспечение сферы образования следующими разработками:

  • Теория информационно-коммуникационной предметной среды со встроенными технологиями обучения, содержащая описание компонентов и видов информационной деятельности в среде, структуры и содержания научно-педагоги­ческого обеспечения (в том числе структура контента дистанционного обучения) для каждого вида информационной деятельности.
  • Методология разработки программ дополнительного профессионального образования в области медицинских и психологических аспектов применения средств ИКТ.
  • Теоретические основы формирования здоровьсберегающей образовательной среды учебного заведения и рабочего места учащегося вне учебного заведения в части безопасности применения средств ИКТ.
  • Теоретические основы отбора содержания, проектирования инфраструктуры и создания  методической системы подготовки педагогических кадров, способных осуществлять информатизацию в учебном заведении, компетентных в области реализации психолого-педагогических, научно-методических, технологических, социально-правовых аспектов информатизации образования, способных осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях функционирования мирового информационного образовательного пространства.
  • Методология интенсивных методических систем обучения инженерных и управленческих кадров информационным и коммуни­кационным технологиям.
  • Теоретические основы проектирования методической системы обучения информационной безопасности.
  • Теория и технология совершенствования процессов автоматизации: управления, принятия решений и обработки информации в корпоративных информационных системах образовательных учреждений; информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений);  оценки качества результатов обучения, продвижения в учении; управления и обработки результатов учебного эксперимента, в том числе удаленного доступа; продуцирования распределенного информационного ресурса образовательного назначения локальных и глобальной сетей.
  • Типологизация педагогической продукции, функционирующая на базе ИКТ, на основе описания идеализированной модели каждого типа, отражающей устойчивые сочетания свойств.
  • Способы идентификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, на основе выявления устойчивых сочетаний свойств и их группировка с помощью идеализированной модели.
  • Психолого-педагогические, содержательно-методические, дизайн-эргономические, технико-техноло­гические характеристики и методы оценки качества инновационной педагогической продукции.
  • Теоретические основы функционирования здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения и рабочего места учащегося вне учебного заведения в части безопасности применения ИКТ.
  • Квалиметрический подход к интегративной оценке показателей качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.
  • Математическая модель оценивания достоверности полученных показателей качества как основа экспертизы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.
  • Теоретическое обоснование и определение метода формально-структурного описания и исследования систем педагогического контроля знаний.
  • Аксиоматическая модель знаний как предмета педагогического контроля, обеспечивающая его структурную формализацию.
  • Теоретическое обоснование, построение и исследование формально-структурных моделей: алгебраического, нечеткого и статистического оценивания знаний; количественного оценивания профессиональной компетентности преподавателя-организатора педагогического контроля знаний.
  • Принципы и  технологии распределенной коллегиальной экспертной подготовки тестовых заданий, теоретическое обоснование и построение математической модели оценивания степени согласованности мнений экспертов.