"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
    Общие сведения
    Поздравления
    Презентация деятельности
    Статус
    Результаты научной деятельности
        ·Научные результаты исследований за 2002-2007 гг.
        ·Интеграция науки и образования
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Интеграция науки и образования

Справка
о деятельности Института информатизации образования РАО в области интеграции науки и образования (по состоянию на 2005 г.)

1. Наличие координации тематики научных исследований ИИО РАО и тематики НИР соответствующих профильных образовательных учреждений

Научный коллектив ИИО РАО с 1993 г. по настоящее время координирует тематикту НИР и НИОКР российских профильных образовательных учреждений – педвузов, технических вузов, ссузов, коллективы которых занимаются проблемами информатизации образования и методикой преподавания информатики. Координация тематики, а также научное руководство по проблемам информатизации образования осуществляются ИИО РАО в рамках комплексной программы Отделения общего профессионального образования РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», которая объединяет 71 коллектив (1998–2005 гг.) научно-практических кафедр и лабораторий институтов и вузов, выполняющих НИР на условиях самофинансирования. Среди них: Российский государственный педагогический университет им. Герцена (г. С.-Петербург), Пермский государственный педагогический университет, Пензенский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург), Университет РАО, Омский государственный педагогический университет, Чувашский государственный педагогический институт (г. Чебоксары), Самарский государственный педагогический университет, Красноярский государственный педагогический университет, Рязанский государственный педагогический университет, Курский государственный педагогический университет, Астраханский государственный технический университет, Кабардино-Балкарский государственный университет, Институт образования взрослых РАО (г. Москва), Институт общего среднего образования РАО (г. Москва), Институт педагогики социальной работы РАО (г. Москва), Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки (г. Москва) и др. (состав соисполнителей утвержден: «План важнейших исследований РАО на 2004 г.»). Два-три раза в год ИИО РАО проводит координационные совещания, на которых обсуждается выбор тематики НИР и НИОКР, результаты совместных исследований и их внедрение в практику российского образования.

ИИО РАО, являясь головной организацией по выполнению Комплексной программы «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», проводит исследования по девяти приоритетным направлениям информатизации всех уровней образования.

Результаты научных исследований (монографии, концепции, учебные программы и планы, учебники, учебно-методические пособия, программно-методические комплексы, электронные издания учебного назначения, нормативно-методические документы) используются в учебном процессе вузов, образовательных учреждений и школах России.

2. Проведение совместных научных исследований ИИО РАО с привлечением образовательных учреждений в качестве соисполнителей НИР и НИОКР

2.1. ИИО РАО проводит совместные научные исследования в рамках комплексной программы Отделения общего профессионального образования РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» с привлечением образовательных учреждений в качестве соисполнителей (26 соисполнителей в 2004 г.) по 35-ти темам (утверждено: «План важнейших исследваний на 2004 г.»):

 
 
№№
п/п
 
Наименование темы
№ гос. регистрации
Сроки выполнения темы
Образовательные учреждения – соисполнители научной тематики ИИО РАО
начало
окон-чание
1
Научно-педагогические основы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества
1998
2007
Институт информатизации образования
Рязанский государственный педагогический университет
Курский гос. пед. ун-т
Чувашский гос. пед. университет
Астраханский гос.
технический университет
Кабардино-Балкарский
Государственный ун-т
6
Использование информационных и коммуникационных технологий в модернизации системы образования в России
01.20.02 14783
2003
2004
Институт информатизации
образования
МГОПУ им. М.А. Шолохова
МОУ № 12, г. Тольятти
Рязанский государственный педагогический ун-т им. С.А. Есенина
7
Проектирование педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования
2004
2007
Институт информатизации
образования
Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова
Тульский гос. университет
Курский государственный
педагогический ун-т
10
Педагогико-эргономическая оценка средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования
01. 960. 007680
1998
2005
Институт информатизации
образования
Арзамасский государственный педагогический институт
11
Научно-педагогические основы разработки и использования электронных средств образовательного назначения
01.20.02 14785
2003
2005
Институт информатизации
образования
МАИ
СУНЦ им. Колмогорова,
г. Москва
Удмуртский гос. ун-т
Астраханский гос. технический университет
Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Омский государственный педагогический ун-т
12*
Теоретические основы построения системы автоматизированного тестирования на базе формально-структурного описания процесса педагогического оценивания знаний
2003
2005
Институт информатизации образования
Калининградский государственный технический университет
13
Развитие содержания и методики обучения информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества
01.9.80 006395
1998
2007
Институт информатизации образования
Арзамасский педагогический институт
Якутский государственный инженерно-технический институт
МГПИ им. Н.К. Крупской
Пермский государственный педагогический ун-т
14
Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе подготовки кадров высшего профессионального образования
2004
2007
Институт информатизации образования
МАИ
Серпуховский Военный институт ракетных войск
Университет РАО
Чебоксарский институт МГОУ
Омский государственный институт сервиса
15
Развитие структуры и содержания образовательных программ   подготовки кадров информатизации школы
01.20.02 14786
2002
2004
Институт информатизации образования
Рязанский государственный педагогический универ. им. С.А. Есенина
Поморский государственный ун-т им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Омский гос. пед. ун-т
Красноярский государственный ун-т
Хабаровский гос. педагогический ун-т
Чувашский гос. педагогический ун-т
Пермский государственный педагогический ун-т
Оренбургский государственный ун-т
16
Подготовка кадров общего, профессионального и дополнительного образования к применению ИКТ в профессиональной деятельности
2004
2005
Институт информатизации образования
ЧРИО, г. Чебоксары
17**
Совершенствование предметной подготовки учителей математики и информатики на основе концепции математических приложений информатики
2003
2005
Институт информатизации образования
Омский государственный пед. университет
Пермский государственный педагогический ун-т
18
Правовая защита и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования
01.20.02 14787
2003
2004
Институт информатизации
образования
Тольяттинский государственный университет
19**
Средства и методы информатики и ИКТ в профессиональной подготовке учителей и студентов педвузов
2004
2004
РГПУ им. А.И. Герцена
г. С.-Петербург
20
Теоретические основы формирования методической системы дополнительного образования в области информатики 01.20.02 14786
2001
2005
Институт информатизации образования
Оренбургский государственный педагогический университет
21
Теоретические основы разработки, функционирования региональной распределенной образовательной среды на базе средств ИКТ по работе с одаренными детьми
01.20.02 14789
2003
2004
Институт информатизации образования
Хабаровский гос. пед. университет
Дальневосточная Академия государственной службы
22
Формирование методической системы дополнительной подготовки в области информатики и ИТ студентов гуманитарных вузов
2003
2004
Институт информатизации образования
Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
24
Информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса
01.20.02 14790
2003
2005
Институт информатизации образования
Центр медиаобразования г. Тольятти
32
Технологии информационного взаимодействия на базе глобальных  телекоммуникаций
01.9.80 006390
1998
 
2003
Институт информатизации образования
МЭСИ
Якутский гос. университет
Барнаульский гос. педагогический университет
Кабардино-Балкарский государственный ун-т
Оренбургский гос. ун-т
34
Педагогические технологии применения средств информатизации и коммуникации в различных звеньях системы непрерывного образования
01.960.007679
1996
2003
Институт информатизации
образования
Серпуховский военный институт ракетных войск
Школа № 76, г. Ярославль
Воронежский гос. педаго- гический университет
Тульский гос. университет
Астраханский гос. технический университет
Курский государственный педагогический ун-т
Коломенский гос. педагогический институт
Военный авиационный технический университет
Удмуртский гос. университет, г. Ижевск
37**
Виртуальные образовательные системы по информатике для учащихся средней школы
2002
2004
Омский государственный педагогический университет
38
Подготовка учителя к  применению современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
01.9.80 006389
1998
2003
Институт информатизации образования
Омский государственный педагогический университет
Чувашский государственный педагогический университет
Пермский государственный педагогический университет
Коломенский гос. педагогический институт
Рязанский государственный педагогический университет
Якутский гос. университет
Таганрогский гос. педагогический университет
Оренбургский государственный ун-т
39**
Информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной подготовке учителей и студентов  педвузов по естественно-научным специальностям
2000
2003
Институт информатизации образования
РГПУ им. А.И. Герцена
г. С.-Петербург
40
Теоретические основы формирования методической системы дополнительного образования в области информатики
2001
2003
Институт информатизации образования
Оренбургский государственный педагогический университет
41**
Методика дополнительного опережающего обучения информатике в системе среднего профессионального образования в области программирования
2002
2004
Институт информатизации образования
Оренбургский государственный педагогический университет
42**
Формирование методической системы дополнительного профессионального образования по информатике в педагогических университетах
2001
2003
Институт информатизации образования
Оренбургский гос. педагогический университет
Чувашский государственный педагогический университет
43
Автоматизированные банки и базы данных научно-педагогической информации на основе телекоммуникационных сетей
01. 9. 80. 006393
1998
2003
Институт информатизации образования
Красноярский гос. педагогический университет
Тольяттинский государственный ун-т
47**
Учебный курс «Нейроинформатика» для средних школ
2002
2002
Курский государственный педагогический университет
48**
Развитие методической системы обучения математике студентов педвузов специальности «Информатика»
2002
2004
Институт информатизации образования
Курский государственный педагогический ун-т
50**
Автоматизированная система дистанционного обучения и тестирования корпоративной сети
2002
2004
Институт информатизации образования
МИФИ
51**
Информационно-коммуникационная среда регионального университетского школьно-педагогического округа
2002
2004
Барнаульский государственный педагогический университет
53
Структура и содержание подготовки учителя по информатике и информационным технологиям
2000
2002
Институт информатизации образования
Омский государственный пед. университет
Чувашский гос. педагогический ун-т
Пермский государственный педагогический ун-т
Рязанский государственный педагогический ун-т
Пензенский гос. педагогический ун-т
РГПУ им. А.И. Герцена
54
Подготовка учителя к применению современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
1998
2002
Институт информатизации образования
Орловский гос. университет
Чувашский гос. пед. ун-т
Марийский гос. педагогический институт
55
Информационные и коммуникационные технологии в системе дополнительного образования
2001
2003
Чувашский гос. педагогический ун-т
Воронежский гос. педагогический ун-т
56
Структура и содержание подготовки учителя для организации и проведения дополнительного образования по информатике и ИКТ
2001
2003
Институт информатизации образования
Омский государственный педагогический университет
58
Моделирование знаний предметной области у учащихся для автоматизированного проектирования учебного процесса
2001
2003
Институт информатизации образования
Воронежский государственный пед. университет
61
Технологии информационного взаимодействия на базе глобальных телекоммуникаций
1998
2003
Институт информатизации образования
Серпуховский военный институт ракетных войск
Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого
Институт повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия)
Якутский государственный университет
Уральский гос. педагогический ун-т
Коломенский гос. педагогический институт
Омский государственный педагогический ун-т
64
Региональные проблемы дистанционного обучения
2001
2003
Новосибирский гос. архитектурно-строительный университет
66
Развитие содержания и методики дистанционного обучения иностранным языкам в кочевых и малокомплектных школах Республики Саха (Якутия)
2001
2003
Институт информатизации образования
Якутский государственный университет
67
Информационные технологии в педагогике высшего профессионального образования
1998
2000
Институт информатизации образования
МГТУ им. Н.Э. Баумана
68
Образовательные стандарты применения информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения общеобразовательных предметов
1998
2000
Институт информатизации образования
Самарский гос. педагогический ун-т
Чувашский гос. педагогический институт
69
Подготовка учителя к применению современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
1998
2000
Институт информатизации образования
Дальневосточный государственный ун-т
Чувашский гос. педагогический институт
70
Теоретические основы создания и использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной подготовке учителей и студентов педвузов по естественно-научным специальностям
2000
2001
Институт информатизации образования
РГПУ им. Герцена,
г. Санкт-Петербург
71
Структура и содержание подготовки студентов к использованию ИТ в процессе изучения основных и специальных математических курсов
2000
2001
Институт информатизации образования
Красноярский государственный педагогический университет
72
Структура и содержание подготовки учителя информатики начального образования
2000
2001
Институт информатизации образования
Красноярский гос. пед. университет
 
2.2. Научные работники ИИО РАО привлекаются в качестве соисполнителей научной тематики следующих образовательных учреждений:
  • Российский университет дружбы народов привлекал сотрудников ИИО РАО (д-р пед. наук, проф. И.В. Роберт) для разработки НИР по теме «Создание образовательных электронных изданий». Результатом НИР явилась опубликованная работа «Теоретические основы создания образовательных электронных изданий» / М.И. Беляев, В.М. Вымятнин, С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун, В.П. Демкин, Г.А. Краснова, С.В. Коршунов, С.И. Макаров, Г.В. Можаева, М.И. Нежурина, Б.М. Позднеев, И.В. Роберт, А.В. Соловое, А.Г. Теслинов, С.Л. Щенников. –Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – 86 с. ISBN 5-7511-1595-3.
  • Факультет подготовки кадров (ФПК) Университета РАО привлекает сотрудников ИИО РАО для осуществления комплексной, многоуровневой подготовки кадров в области прикладной информатики и информатизации образования (Договор № 2-2004 от 12 октября 2004 г.).
2.3. Другими формами организации совместной деятельности ИИО РАО и образовательных учреждений  являются следующие:
  • ИИО РАО в качестве исполнителя выполнил НИР «Концепция и Программа информатизации образования школы «Парус» г. Дзержинского Московской области» (шифр – «Информатизация образования») по заказу администрации г. Дзержинский Московской области (Договор № 1-УСВ от 20 июля 2003 г.).
  • Сотрудники ИИО РАО (д-р пед. наук, профессор Роберт И.В.; д-р пед. наук, профессор Козлов ОА., канд. пед. наук Босова Л.Л., канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Лысогорский В.С.) привлекались по договорам подряда Пермским гос. университетом для выполнения НИР на тему: «Разработка элементов педагогико-эргономических рекомендаций по применению информационно-коммуникационных технологий в сфере образования» (Договор № 007 от 02.04. 2004 г.).
  • Сотрудники ИИО РАО (член-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. Роберт И.В., д-р пед. наук, проф. Козлов О.А., д-р техн. наук, проф. Романенко Ю.А., канд. техн. наук Иващенко М.В., канд. техн. наук Потапов В.Е., канд. техн. наук Лысогорский В.С.) в 2004 учебном году принимали участие в проведении занятий на курсах повышения квалификации для руководителей и преподавателей общеобразовательных школ и образовательных учреждений системы среднего профессионального образования по направлению «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Подготовку прошли более 120 специалистов (Договор № 1 от 10.02.04 с Московским областным отделением Академии информатизации образования по НИОКР «Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений»).
  • В настоящее время идет оформление договора с администрацией Пермской области (департамент образования) на выполнение НИР на тему: «Разработка учебно-методического обеспечения подготовки кадров по специальности «Прикладная информатика (образование)».
  • ИИО РАО осуществляет совместную научно-образовательную и опытно-экспериментальную деятельность с 32 образовательными учреждениями (на условиях творческого сотрудничества):
 
№ п/п
Организация
№ и дата договора
1         
Общеобразовательная школа № 1254 с углубленным изучением информатики, г. Москва
№ 1-ОЭР
30.06.2003
2         
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Центр медиаобразования» г. Тольятти
№ 1
25.04.2004
3         
Муниципальное образовательное учреждение лицей № 6 г. Тольятти
№ 2
25.04.2004
4         
Муниципальное образовательное учреждение лицей № 19 г. Тольятти
№ 3
25.04.2004
5         
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 34 г. Тольятти
№ 4
25.04.2004
6         
Муниципальное образовательное учреждение лицей № 5 г. Тольятти
№ 5
25.04.2004
7         
Муниципальное образовательное учреждение лицей № 60 г. Тольятти
№ 6
25.04.2004
8         
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 91 г. Тольятти
№ 7
25.04.2004
9         
Муниципальное образовательное учреждение прогимназия № 141 «Дельта» г. Тольятти
№ 8
25.04.2004
10     
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 143 «Бусинка» г. Тольятти
№ 9
25.04.2004
11     
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 180 «Чародейка» г. Тольятти
№ 10
25.04.2004
12     
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка д/с № 197 «Радуга» г. Тольятти
№ 11
25.04.2004
13     
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 199 «Муравьишка» г. Тольятти
№ 12
25.04.2004
14     
Дошкольное образовательное учреждение № 204 «Колокольчик» ДО «АВ-ГОВЛЗ» г. Тольятти
№ 13
25.04.2004
15     
Негосударственное образовательное учреждение школа «Творчество» г. Самара
№ 14
25.04.2004
16     
Муниципальное образовательное учреждение Центр образования  г. Чапаевск. Самарской обл.
№ 15
25.04.2004
17     
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования» г. Сургут
№ 16
25.04.2004
18     
Муниципальное образовательное учреждение лицей № 1 г. Сургут
№ 17
25.04.2004
19     
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 3 г. Сургут
№ 18
25.04.2004
20     
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Сургут
№ 19
25.04.2004
21     
Муниципальное образовательное учреждение "Прогимназия" г. Сургут
№ 20
25.04.2004
22     
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 61 «Лель» г. Сургут
№ 21
25.04.2004
23     
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 75 «Лебедушка» г. Сургут
№ 22
25.04.2004
24     
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 76 «Капелька» г. Сургут
№ 23
25.04.2004
25     
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – д/с № 81 «Мальвина» г. Сургут
№ 24
25.04.2004
26     
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 371 г. Санкт-Петербург
№ 25
25.04.2004
27     
Государственное образовательное учреждение Гимназия № 610 г. Санкт-Петербург
№ 26
25.04.2004
28     
Дошкольное образовательное учреждение № 194 «Капитошка» г. Тольятти
№ 27
25.04.2004
29     
Муниципальное образовательное учреждение № 32 г. Тольятти
№ 28
20.05.2004
30     
Муниципальное образовательное учреждение № 79 г. Тольятти
№ 29
25.04.2004
31     
Школа «Парус», г. Дзержинский Московской обл.
№ 33
25.11.2004
32     
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75, г. Тольятти
№ 34
24.12.2004
 

ИИО РАО осуществляет совместную деятельность с шестью научно-образовательными организациями:

  • Институт общего образования Министерства образования – по теме: поиск и подготовка материалов для анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта модульно-зачетной системы  построения образования в средней школе (договор № 1-20/1с от 1 апреля 2004 г.).
  • Московское областное отделение академии информатизации образования (МОО АИО) – по теме: совместное проведение НИОКР – повышение квалификации руководителей образовательных учреждений (договор № 1 от 10 февраля 2004 г.).
  • Государственный контракт № 938 от 11 июня 2003 г. на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ – по теме: Разработка комплексного обеспечения введения профильного, базового уровня на старшей ступени общего образования.
  • Государственное научное учреждение, Институт общего образования Министерства образования РФ – по теме: выполнение научно-исследовательской работы  «Анализ структуры высшего образовательного контекста и научное описание модели, его влияние на систематическое образование» (договор № 957/1с от 1 августа 2003 г.).
  • Федеральное государственное унитарное предприятие издательство «Просвещение» – по теме: педагогика общеобразовательной школы, включая разработку содержания информации для трансляции в сельские школы (договор № 3/88 от 11 августа 2003 г.).
  • Издательство «Просвещение» – по теме: работы, связанные с созданием и вводом в опытную эксплуатацию образовательного портала «Педагогика общеобразовательной школы» (договор № 3/179 от 23 октября 2002 г.).
2.4. Сотрудники ИИО РАО привлекались государственным университетом - Высшей школой экономики для исполнения совместных программ научных исследований, по следующим темам:
  • анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта разработки концепции профильного обучения в старших классах средней школы (договор № 125-02 от 18 июля 2002 г.).
  • разработка предложений по структуре, содержанию и методическому обеспечению профильного обучения в старших классах средней школы (договор № 2-405-03 от 24 апреля 2003 г.).
  • экспертиза и подготовка экспертного заключения по проекту: «Развитие, административно-технологическое и техническое сопровождение и содержательное наполнение портала по экономике, менеджменту и социологии» (договор № 878-12-03).
  • разработка учебно-методического обеспечения по организации и планированию эксперимента по профильному обучению» (договор № 10-209-04 от 12 апреля 2004 г.).
2.5. На базе ИИО РАО в 2003 году создан Пермский филиал ИИО РАО (приказ № 1-Ф, от 11.07.2003 г.).

3. Научные работники (штатные сотрудники) ИИО РАО (17 человек) участвуют в образовательной  деятельности образовательных учреждений на условиях штатного совместительства:

член-кор. РАО, д-р пед. наук, профессор И.В. Роберт – МПГУ, г. Москва (профессор кафессор кафедры информатики и дискретной математики); Университет РАО (зав. кафедрой математики и информатики);

  • канд. пед. наук, доцент Асеев О.А. – Серпуховский военный институт ракетных войск (ВИ РВ);
  • канд. пед. наук, доцент Босова Л.Л – Ивановская школа Истринского района Московской области;
  • д-р техн. наук, доцент Данилюк С.Г. – Серпуховский ВИ РВ;
  • канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Иващенко М.В. – ИМПЭ им. А.С. Грибоедова;;
  • д-р пед. наук, профессор Канаев Б.И. – Тольяттинский филиал Самарского гос. пед. университета;
  • канд. пед. наук, доцент Касторнова В.А. – Череповецкий гос. университет;
  • д-р пед. наук, профессор Козлов О.А. – Московский институт международных экономических отношений;
  • канд. пед. наук Лавина Т.А. – Чувашский гос. пед. университет;
  • канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Лысогорский В.С. – Московский институт международных экономических отношений;
  • канд. пед. наук Мартынов Д.В. – РГСУ;
  • канд. пед. наук, доцент Михайлов Ю.Ф. – Серпуховской ВИ РВ;
  • д-р пед. наук, профессор Павлов А.А. – Серпуховской ВИ РВ;
  • канд. техн. наук Пантюхин Б.Я. – Московский технологический колледж;
  • канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Поляков В.П. – Военная академия им. Петра Великого;
  • канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Потапов В.Е. – ИМПЭ им. А.С. Грибоедова;
  • д-р техн. наук, профессор Сердюков В.И. – МВТУ им. Баумана;
  • д-р пед. наук, профессор Софронова Н.В. Чувашский гос. университет.

4. Привлечение научно-педагогических работников и учащихся образовательных учреждений к работе в ИИО РАО

Научные работники (9 чел.) образовательтных учреждений работают штатными совместителями ИИО РАО:

  • канд. пед. наук Асеева Н.Д. – ИМПЭ им. А.С. Грибоедова;
  • д-р техн. наук. профессор Богословский А.В. – Тамбовский ВАИИ;
  • д-р техн. наук профессор Дидрих В.Е. – Тамбовский ВАИИ;
  • д-р физ.-мат. наук, профессор Зарубин В.С. – МВТУ им. Баумана;
  • д-р техн. наук, профессор Колин К.К. – РАГС;
  • д-р техн. наук Мазур З.Ф. – Тольяттинский филиал Самарского гос. пед. университета;
  • д-р пед. наук, профессор Панюкова С.В. – Рязансий гос. пед. университет;
  • д-р пед. наук Солодова Е.А. – Военная академия им. Петра Великого;
  • канд. физ.-мат. наук Татаринов В.В. – Московский институт международных экономических отношений.

Студенты (2 чел.) работают в ИИО РАО:

  • техник ИИО РАО Ширяев – студент МЭСИ;
  • лаборант ИИО РАО Босова А.Ю. – студентка МОПИ им. Н.К. Крупской.

5. В ИИО РАО осуществляется повышение кадров высшей  квалификации в аспирантуре и докторантуре и проходят стажировку сотрудники образовательных учреждений

 
5.1. Стажировку прошли 18 работников образовательных учреждений (за период 1999–2004 гг.).
 
В 1999 году:
1.   Николаева Валентина Дамдиновна, Республика Саха (Якутия), с 29 ноября 1999 г. по 29 ноября 2000 г., приказ № 15-А от 29 ноября 1999 г.
2.   Касторнова Василина Анатольевна, Череповецкий гос. университет, с 1 ноября 1999 г. по 1 ноября 2000 г., приказ № 13-А от 1 ноября 1999 г.
3.   Шухман Александр Евгеньевич, Оренбургский гос. пед. университет, с 1 октября 1999 г. по 31 марта 2000 г., приказ № 10-А от 16 сентября 1999 г.
 
В 2000 году:
4.   Шухман Александр Евгеньевич, Оренбургский гос. пед. университет, с 1 апреля 2000 г.  по 1 июня 2000 г., приказ № 7-А от 30 марта 2000 г.
 
В 2001 году:
5.   Кулумбегова Людмила Владимировна, мл. науч. сотр. лаб. психопедагогики образования, с 10 марта 2001 г. по 10 марта 2002 г., приказ № 1-А от 19 февраля 2001 г.
 
В 2002 году:
6.   Лавина Татьяна Ароновна, Чувашский гос. пед. университет им. И.Я. Яковлева, с 10 декабря 2002 г. по 10 марта 2003 г., приказ № 28-А от 10 декабря 2002 г.
7.   Кошель Олеся Валерьевна, Омский гос. пед. университет, с 12 августа 2002 г. по 31 сентября 2002 г., приказ №18-А от 12 августа 2002 г.
8.   Романенко Александр Юрьевич, войсковая часть 26165, с 11 апреля 2002 г. по 11 апреля 2003 г., приказ № 8-А от 10 апреля 2002 г.
9.       Кулумбегова Людмила Владимировна, мл. науч. сотр. лаб. психопедагогики образования, с 10 марта 2002 г. по 10 марта 2003 г., приказ № 4-А от 4 марта 2002 г.
10.   Золотарева Лариса Алексеевна, с 15 марта 2002 г. по 1 июля 2002 г.,  приказ № 5-А от 15 марта 2002 г.
 
В 2003 году:
11.   Касторнова Василина Анатольевна, Череповецкий гос. университет, с 1 декабря 2003 г. по 1 декабря 2004 г., приказ № 17-А от 28 ноября 2003 г.
12.   Кропотова Галина Анатольевна, Тольяттинский гос. университет, с 25 сентября 2003 г. по 9 октября 2003 г., приказ № 11- А от 24 сентября 2003 г.
13.   Ценева Марина Анатольевна, Тольяттинский гос. университет, с 25 сентября 2003 г.по 9 октября 2003 г., приказ № 11-А от 24 сентября 2003 г.
14.   Баишева Марина Ивановна, Республика Саха (Якутия), с 15 сентября 2003 г. по 29 декабря 2003 г., приказ № 11-А от 15 сентября 2003 г.
15.   Данилова Оксана Владимировна, Чувашский гос. пед. университет, с 24 марта 2003 г. по 28 апреля 2003 г., приказ № 2-А от 24 марта 2003 г.
 
В 2004 году:
16.   Сырбу Андрей Николаевич, с 1 октября 2004 г. по 1 марта 2005 г., приказ № 32-А от 27 сентября 2004 г.
17.   Баишева Марина Ивановна, Республика Саха (Якутия), с 1 июня 2004 г. по 10 июля 2004 г., приказ № 21-А от 31 мая 2004 г.
18.   Данилова Оксана Владимировна, Чувашский гос. пед. университет, с 26 мая  2004 г. по 26 июня 2004 г., приказ № 20-А от 26 мая 2004 г.
19.   Баишева Марина Ивановна, Республика Саха (Якутия), с 1 марта 2004 г. по 31 мая 2004 г., приказ № 4-А от 1 марта 2004 г.
 
5.2. Повышение кадров высшей квалификации проходит (2002–2005 гг.) 61 работник образовательных учреждений.
 
Список аспирантов, докторантов и соискателей ИИО РАО
 
1              
Русина Ирина Петровна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №12-А
от 24.06.02
2              
Максимова Светлана Владимировна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №30-А
от 27.12.02
3              
Рудинский Игорь Давидович
соискатель
д-р пед. наук
Приказ №27-А
от 06.12.02
4              
Евдокимов Александр Михайлович
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №26-А
от 22.11.02
5              
Декина Анна Пантелеевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №25-А
от 01.11.02
6              
Шибилев Михаил Викторович
 
Приказ №21-А
от 27.09.02
7              
Кошель Олеся Валерьевна
аспирант
Приказ №21-А
от 27.09.02
8              
Лемех Роман Миронович
аспирант
Приказ №21-А
от 27.09.02
9              
Джангиров Джангир Азер оглы
аспирант
Приказ №21-А
от 27.09.02
10          
Ягодина Любовь Андреевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №19-А
от 12.09.02
11          
Третьякова Татьяна Петровна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №19-А
от 12.09.02
12          
Кремлева Марина Викторовна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №11-А
от 23.06.02
13          
Маркова Людмила Александровна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №6-А
от 01.04.02
14          
Разуваева Елена Владимировна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №23-А
от 26.12.03
15          
Ялунина Олеся Алексеевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №23-А
от 26.12.03
16          
Лавина Татьяна Ароновна
докторант
Приказ №18-А
от 28.11.03
17          
Ходжер Дарья Владиславовна
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
18          
Мерецков Олег Вадимович
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
19          
Агальцов Константин Александрович
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
20          
Шатова Ирина Валериевна
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
21          
Шевченко Алексей Вадимович
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
22          
Новожилов Алексей Владимирович
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
23          
Певцов Иван Сергеевич
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
24          
Ульянов Георгий Юрьевич
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
25          
Игнатов Александр Владимирович
аспирант
Приказ №13-А
от 27.09.03
26          
Калугина Вера Николаевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №16
от 08.08.03
27          
Кравцова Алла Юрьевна
соискатель
д-р пед. наук
Приказ №10
от 18.07.03
28          
Герман Андрей Сергеевич
соискатель
д-р пед. наук
Приказ №9
от 11.07.03
29          
Герова Наталья Викторовна
соискатель
д-р пед. наук
Приказ №3-А
от 16.05.03
30          
Баран Виктор Иванович
соискатель
д-р пед. наук
Приказ №1-А
от 07.02.03
31          
Степанова Лина Геннадьевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №36-А
от 15.10.04
32          
Копейкина Ольга Владимировна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №35-А
от 15.10.04
33          
Балашов Евгений Владимирович
аспирант
Приказ №31-А
от 27.09.04
34          
Аксянов Руслан Ильзарович
аспирант
Приказ №31-А
от 27.09.04
35          
Барышев Андрей Юрьевич
аспирант
Приказ №31-А
от 27.09.04
36          
Соседов Александр Александрович
аспирант
Приказ №31-А
от 27.09.04
37          
Щербенко Денис Викторович
аспирант
Приказ №31-А
от 27.09.04
38          
Суриков Юрий Владимирович
аспирант
Приказ №31-А
от 27.09.04
39          
Кайнов Виталий Михайлович
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №30-А
от 05.07.04
40          
Шагалеева Анна Феликсовна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №29-А
от 04.07.04
41          
Бушуев Владимир Дмитриевич
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №27-А
от 02.07.04
42          
Абросимова Юлия Владимировна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №26-А
от 01.07.04
43          
Ежова Галина Леонидовна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №22-А
от 03.06.04
44          
Майская Альфия Эдуардовна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №22-А
от 03.06.04
45          
Абрамян Рафаэл Михайлович
аспирант
Приказ №19-А
от 20.05.04
46          
Буренкова Диана Юрьевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №17-А
от 29.04.04
47          
Дарьина Екатерина Владимировна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №16-А
от 29.04.04
48          
Дарьина Лариса Юрьевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №15-А
от 29.04.04
49          
Венева Нина Сергеевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №14-А
от 29.04.04
50          
Зябко Нелля Дмитриевна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №13-А
от 29.04.04
51          
Леснякова Татьяна Ивановна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №12-А
от 29.04.04
52          
Гриценко Антон Николаевич
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №11-А
от 29.04.04
53          
Самсонов Альберт Анатольевич
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №10-А
от 29.04.04
54          
Аксянов Ильзар Мустафович
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №7-А
от 19.03.04
55          
Кочкарев Махмуд Арсланович
аспирант
Приказ №6-А
от 18.03.04
56          
Чибисов Дмитрий Александрович
аспирант
Приказ №6-А
от 18.03.04
57          
Городецкий Виталий Владимирович
аспирант
Приказ №6-А
от 18.03.04
58          
Кузнецов Дмитрий Витальевич
аспирант
Приказ №6-А
от 18.03.04
59          
Бубнов Александр Викторович
аспирант
Приказ №6-А
от 18.03.04
60          
Глазырина Ирина Борисовна
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №3-А
от 19.02.04
61          
Майдебур Валерий Анатольевич
соискатель
канд. пед. наук
Приказ №1-А
от 15.01.04
 

6. Внедрение результатов научных исследований ИИО РАО в образовательную практику осуществляется по двум направлениям:

  • внедрение в массовую практику российского образования, в том числе по рекомендации Минобразования РФ;
  • внедрение в образовательную практику отдельных учебных заведений.
6.1. ИИО РАО имеет 5 научно-прикладных разработок, внедренных в массовую практику образования, в том числе по рекомендации Минобразования РФ:
  • Технические условия (для сертификации). Информационная технология. Сертификация средств и систем в сфере информатизации. Комплект учебной вычислительной техники для кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами в учебных заведениях системы среднего (полного) общего образования. Характеристики качества и методы их оценки. Общие технические требования (для учебных заведений России среднего (полного) общего образования, утверждено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, утверждены и зарегистрированы в Реестре Системы «РОСИНФОСЕРТ» № СТУ 115. 003-2000);
  • Технические условия (для сертификации). Информационные технологии. Сертификация средств и систем в сфере сертификации. Электронные изделия образовательного назначения. Технико-технологические, эргономические, содержательно-педагогические характеристики и методы оценки. Общие технические требования. Зарегистрированы в Реестре системы сертификации 12.11.2002 г. «РОСИНФОСЕРТ» № СТУ 115. 001-2002.
  • Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере среднего (полного) общего образования (для Министерства образования Российской Федерации, регионов России, областных управлений образования), которые утверждены Департаментом общего среднего образования Минобразования России;
  • Программа общеобразовательного курса «Математика и информатика» для гуманитарных специальностей гуманитарных вузов России (утверждена приказом Минобразования России от 14.09.99 г., № 286 «Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников»);
  • Программа дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (рекомендована учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования, утверждена управлением общеобразовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования России).
6.2. ИИО РАО внедрена сертификация педагогической продукции следующих видов:
  • Комплект учебной вычислительной техники для кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами в учебных заведениях системы среднего (полного) общего образования (зарегистрировано в реестре системы сертификации «РОСИНФОСЕРТ» 20.10.2000, СТУ 115.003-2000).
  • Электронные издания образовательного назначения (зарегистрировано в реестре системы сертификации «РОСИНФОСЕРТ» 12.11.02, СТУ 115.011-2002).
  • Прикладные программные средства для управления учебным процессом в учреждениях образовательного назначения (согласовано с управлением информатизации образования Минобразования РФ 20.09.03; зарегистрировано в реестре системы сертификации «РОСИНФОСЕРТ» 20.10.03, СТУ 115.016-2003).
  • Видеомониторы для персональных электронных вычислительных машин (согласовано с Управлением информатизации образования Минобразования РФ 20.09.03; зарегистрировано в реестре системы сертификации «РОСИНФОСЕРТ» 20.10.03, СТУ 115-2004).
6.3. В ИИО РАО разработаны и внедрены в практику подготовки кадров информатизации образования следующие материалы:
  1. Специализация «030100 – Организация информатизации образования» (500 часов с 4-мя дисциплинами) специальности «030100 – Информатика» (утверждено учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Минобразования РФ, 2002 г.).
  2. Программа дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» для всех специальностей педагогического образования (утверждено президиумом совета учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования Минобразования РФ, 09.12.2003 г., протокол № 8).
  3. Программа дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в предметном блоке специальности «030100 – Информатика» (утверждено в Минобразовании РФ, 03. 2004 г.).
  4. Программа «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» вошла в стандарт педагогического образования как модуль дисциплины «Теория и методика обучения предмету в соответствии со специальностью» (утверждено в Минобразовании РФ, в 2004 г.).
  5. Основная образовательная программа подготовки дипломированного специалиста по образовательной программе междисциплинарной специальности «351400 – Прикладная информатика (в образовании)» (утверждена Учебно-методическим объединением по образованию в области прикладной информатики МЭСИ в 2004 г.).
6.4. ИИО РАО внедрены 14 результатов научных исследований в образовательную практику отдельных образовательных учреждений:

1. Латышев Владимир Леонидович

Тема: «Теория и технология создания и применения интеллектуальных обучающих систем (на примере подготовки и повышения квалификации в области информатики преподавателей технического вуза)».

Место внедрения:

    • Государственное научное учреждение «Республиканский центр информационных многокомпонентных компьютерных сред», ген. дир. А.В. Осин (акт о внедрении от 29.06.04).
    • Московский институт электроники и математики (технический университет), ректор Д.В. Быков (акт о внедрении от 29.06.04).
    • Московский государственный строительный университет, ректор В.И. Теличенко (акт о внедрении от 29.06.04).
    • Московский авиационный институт (государственный технический университет), ректор А.М. Матвеенко (акт о внедрении от 29.06.04).

Результаты внедрения:

    • освоение новых педагогических технологий проф.-препод. составом, повышение эффективности различных форм обучения, повышение квалификации проф.-препод. состава.

2. Акмеева Сания Алиевна.

Тема: «Подготовка учителя сельской школы к применению информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (на примере курса информатики)».

Место внедрения:

    • СШ № 12 п. Федоровка, Самарская губерния, директор Г.Н. Репина (акт о внедрении от 28.01.04).
    • МОУ шк. № 54 г. Тольятти, директор С.А. Гервасьева (акт о внедрении от 28.01.04).
    • МОУ шк. № 75 г.Тольятти, директор С.А. Акмеева (акт о внедрении от 28.01.04).

Результаты внедрения:

    • повышение успеваемости, качества обучения, активизация самостоятельной работы учащихся.

3. Тереков Василий Григорьевич

Тема: «Совершенствование практической подготовки курсантов в области тактики пожаротушения с применением средств информационных технологий».

    • Место внедрения: Тольяттинский филиал военно-инженерного технического университета, начальник М.П. Михайлин (акт о внедрении от 27.01.04).

Результаты внедрения:

    • повышение качества знаний и степени обученности курсантов.

4. Кузьмин Константин Анатольевич

Тема: «Совершенствование подготовки студентов техникума при  изучении дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий (для группы специальностей «Информатика и вычислительная техника»)».

Место внедрения:

    • Вяземский филиал Московской госуд. технологической академии, декан технического факультета В.К. Грыжов (акт о внедрении от 16.10.03).
    • Вяземский политехнический техникум, дир. В.В. Степаненков (акт о внедрении от 16.10.03).

Результаты внедрения:

    • рост математической грамотности студентов.

5. Иванова Дарья Сергеевна

Тема: «Совершенствование информационной подготовки будущих учителей физики (на примере курса информатики «Основы объектно-ориентированного программирования педагогических прложений по физике»)».

Место внедрения:

    • Рязанский госпедуниверситет им. С.А. Есенина, проректор А.Н. Козлов (акт о внедрении от 30.06.04).

Результаты внедрения:

    • повышение качества работ студентов, выступление студентов с докладами на научно-исследовательской конференциях.

6. Дашниц Наталья Леонидовна

Тема: «Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в школе».

Место внедрения:

    • СШ №76, г. Ярославль, дир. А.Н. Верховская (акт о внедрении от 13.12.02).
    • Институт развития образования Ярославской обл., ректор И.И. Закатова (справка о внедрении от 01.04.03).
    • Ярославский госуниверситет, первый проректор А.И. Русаков (справка о внедрении от 05.05.03).

Результаты внедрения:

внедрение ИКТ в профессиональную деятельность учителей, разработка спецкурса для студентов математического факультета «Информационные технологии в школьном образовании».

7. Лунькова Елена Юрьевна

Тема: «Совершенствование информационной подготовки студентов гуманитарных психолого-педагогических специальностей педвуза».

Место внедрения:

    • Рязанский госпедуниверситет им. С.А. Есенина, проректор по научной работе В.А. Фадеев (акт о внедрении от 15.07.03).

Результаты внедрения:

    • результаты исследования внедрены в виде рабочих программ, электронных изданий , пособий для студентов.

8. Третьякова Татьяна Петровна

Тема: «Совершенствование подготовки учителей химии к проведению химического эксперимента с использованием информационных технологий (на примере курса информатики «Проведение химического эксперимента с использованием средств информационных технологий для учителей химии)».

Место внедрения:

    • Гимназия № 39 г. Тольятти, дир. Н.С. Захаренко (акт о внедрении от 21.07.03).

Результаты внедрения:

    • разработаны и применяются научно-педагогические аспекты совершенствования подготовки учителей химии.

9. Пшукова Мадина Мухадиновна

Тема: «Методические аспекты совершенствования подготовки учителей школ в области информационной компетентности в системе повышения квалификации (на примере подготовки учителей информатики)».

Место внедрения:

    • Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского госуниверситета, дир. С.М. Тохова (акт о внедрении от 12.05.03).

Результаты внедрения:

    • повышение уровня квалификации работников образования.

10. Лятецкая Вера Сергеевна

Тема: «Совершенствование методики использования средств информа­ционных технологий в процессе изучения профильного курса информатики «Инженерная графика» (для технологических специальностей вузов)».

Место внедрения:

    • Поволжский технологический институт сервиса, зав. каф. О.В. Цоциева (акт о внедрении от 30.02.02).

Результаты внедрения:

    • рост графической грамотности студентов.

11. Чертакова Елена Михайловна

Тема: «Структура и содержание подготовки педагогических кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий при создании объектов интеллектуальной собственности (на примере профильного курса информатики)».

    • Место внедрения:
    • Тольяттинский филиал Международного института рынка, зам. дир. И.С. Крамц (акт о внедрении от 10.03.03).
    • Институт технического творчества и патентоведения г. Тольятти, зам. дир. по учебной работе О.Б. Бойкова (акт о внедрении от 10.03.03).

Результаты внедрения:

    • повышение квалификации педагогических кадров, программа курса внедрена в учебный план института.

12. Харченко Роза Александровна

Тема: «Совершенствование непрерывной информационной подготовки студентов экономических специальностей (на примере первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования)».

Место внедрения:

    • Кабардино-Балкарский госуниверситет, проректор С.К. Башиева (акт о внедрении от 16.04.02).

Результаты внедрения:

    • внедрение в учебно-воспитательный процесс.

13. Браун Юрий Сергеевич

Тема: «Содержание подготовки учащихся старших классов к применению технологии мультимедиа в учебной деятельности».

Место внедрения:

    • СШ № 17 г. Тамбов, дир. Н.Н. Саранчин (справка о внедрении от 20.06.02).
    • Ивановская СШ, Истринский р-н, Моск. обл., дир. В.Н. Яковлев (справка о внедрении от 18.06.02).
    • Балашиха, Моск. обл., нач. управления по образованию Э.П. Криштул (справка о внедрении от 21.06.02).

Результаты внедрения:

    • самостоятельная разработка мультимедийных продуктов учащимися; по теме исследования работал семинар учителей математики и информатики.

14. Вострокнутов Игорь Евгеньевич

Тема: «Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения».

Место внедрения:

    • МГОПУ им. М.А. Шолохова, дир. ИНИНФО Я.А. Ваграменко (акт о внедрении от 04.04.02).
    • Государственный координацинный центр информационных технологий, дир. Е.Г. Калинкевич (акт о внедрении от20.02.02).

Результаты внедрения:

    • В 2001 г. результаты внедрены в научные программы МО РФ.
    • Публикации научных трудов автора и авторского коллектива по дальнейшей разработке темы. Публикации научных трудов в результате внедрения диссертационного исследования.
6.5. Сведения о внедрении плановых научно-прикладных разработок РАО в образовательную практику в 2003 г. по Комплексной программе «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПОДПРОГРАММА «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ»

Научный руководитель – Роберт И.В. – д-р пед. наук

Головная организация – Институт информатизации образования РАО

 

п/п
Наименование темы
№ гос. регистрации
Внедряемые разработки
База внедрения
Формы внедрения
Документы, подтверждающие внедрение
1.
Педагогико-эргономическая оценка средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования
01. 960. 007680
Стандарт отрасли.
Информационные технологии. Сертификация средств и систем в сфере информатизации.
Комплект учебной вычислительной техники для кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами в учебных заведениях системы общего среднего образования.
Характеристики качества и методы их оценки. Общие технические требования.
Система РОСИНФОСЕРТ
Испытательные лаборатории: ЦНИТ МГТУ «Станкин», НИАЦ ВНИИПВТИ,  ОЦНИТ Воронежского ГТУ, РЦНИТ Петрозаводского ГУ, Тамбовский ОЦНИТ Тамбовского ГТУ, СамРРЦИ Самарского ГАУ,  РЦИ Пермского ГТУ, РГУ им Губкина, ОФАП ГЦИТ Минобразования России, ИНИНФО РАО
Нормативно-методическое осуществление сертификации
Утвержден Министерством Российской Федерации по связи и информатизации
2.
Педагогико-эргономическая оценка средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования
01. 960. 007680
Технические условия (для сертификации). Информационная технология. Сертификация средств и систем в сфере информатизации. Прикладные программы учебного назначения (электронные издания учебного назначения) для учебных заведений системы общего среднего образования. Характеристики качества и методы их оценки. Общие технические требования. Содержательнопедагогические требования. Психолого-педагогические требования. Педагогико-эргономические требования.
Система РОСИНФОСЕРТ
Испытательные лаборатории: ЦНИТ МГТУ «Станкин», НИАЦ ВНИИПВТИ,  ОЦНИТ Воронежского ГТУ, РЦНИТ Петрозаводского ГУ, Тамбовский ОЦНИТ Тамбовского ГТУ, СамРРЦИ Самарского ГАУ,  РЦИ Пермского ГТУ, РГУ им Губкина, ОФАП ГЦИТ Минобразования России, ИНИНФО РАО
Нормативно-методическое осуществление сертификации электронных изданий образовательного назначения
Утверждены Министерством Российской Федерации по связи и информатизации.
(зарегистрирова-ны  в   Реестре  Системы  «РОСИНФОСЕРТ» № СТУ 115.011– 2002)
 

ПОДПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ И КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научный руководитель – Кузнецов А.А. – академик РАО

Головная организация –  Институт информатизации образования РАО

Развитие содержания и методики обучения информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
01.9.80 006395.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2003. – 10 п.л., тираж 57000.
Общеобразовательные школы Москвы и других регионов России.
Учебное обеспечение процесса обучения информатике.
Рекомендовано ФЭС Минобразования России (письмо от 3 декабря 2003 г. №14-58-1518/17).

ПОДПРОГРАММА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ»

Научный руководитель – Роберт И.В – д-р пед. наук

Головная организация – Институт информатизации образования РАО

Информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса
01.20.02 14790.
Программно-технологический комплекс «Результат образовательного процесса».
Дошкольные и общеобразовательные учреждения Сургута, Самары и Тольятти (24 площадки).
Программное обеспечение для общего анализа и аттестации деятельности образовательных учреждений.
Свидетельство РОСПАТЕНТа № 2000610886.
 

ПОДПРОГРАММА «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научные руководители – Роберт И.В – д-р пед. наук, Лапчик М.П – д-р пед. наук

Головная организация – Институт информатизации образования РАО

Развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров информатизации школы.
01.20.02 14786.
Программа дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».
Московский педагогический государственный университет,
Омский государственный педагогический университет,
Рязанский государственный педагогический университет,
Чувашский государственный педагогический институт (г. Чебоксары).
Программно-методическое обеспечение процесса обучения.
Рекомендована УМО по специальностям педагогического образования, утверждена Управлением  общеобразовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ.
Развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров информатизации школы.
01.20.02 14786.
Специализация по специальности «030100 – Информатика» «Организатор информатизации учебного заведения среднего уровня образования (Организатор информатизации образования)».
Московский педагогический государственный университет,
Омский государственный педагогический университет,
Рязанский государственный педагогический университет,
Чувашский государственный педагогический институт (г. Чебоксары).
Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса.
Рекомендовано УМО по специальностям педобразования, утверждено Управлением общеобразовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ.
 
6.6. Сотрудники ИИО РАО имеют 4 патента, разработанных в рамках НИР по комплексной программе «Информационные  и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», которые используются в образовательной практике.
 
п/п
Тема НИР
Наименование разработки
Реквизиты патента
Авторы
Место
внедрения
1
Педагогические техно­логии применения средств информа­тизации и коммуни­кации в различных звеньях системы не­прерывного образова­ния 01.960.007679
Электронный конструктор
Патент на полезную модель  № 38245  от 27 мая 2004 г.
Пантюхин П.Я.
 
Московский технологический колледж
2
Правовая защита и коммерциализация объектов интеллек­туальной собствен­ности в сфере информатизации образования
Интеллектуальная саморазвивающаяся система проекти­рования учебных занятий «Инноватор»
Свидетельство РОСПАТЕНТА об официальной регист­рации программы для ЭВМ № 990148 от 25 марта 1999 г.
Мазур З.Ф.
Общественная образовательная организация «Развитие через образование»
3
Система «ZENONA»
Свидетельство РОСПАТЕНТА об официальной регист­рации базы данных. № 200620029 от 10 июля 2001 г.
Мазур З.Ф.
Тольяттинский государственный университет
4
Автоматическая информационно-аналитическая система по патентной информации «Изобретатель»
Свидетельство РОСПАТЕНТА об официальной регист­рации программы для ЭВМ № 2001610844  от 10 июля 2001 г.
Мазур З.Ф.
Тольяттинский государственный университет
 
6.7. Сведения об образовательных учреждениях, которые в рамках комплексной программы «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» под руководством сотрудников ИИО РАО получили патенты.
 
п/п
Тема НИР
Научный
руководитель
Наименование организации
Кол-во патентов
1
Правовая защита и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования
Д-р пед. наук
Мазур З.Ф.
Объединение дошкольных образовательных учреждений АО «Автоваз»
7
2
Общественная образовательная организация «Развитие через образование»
1
3
Пермский региональный институт педагогических информационных технологий
1
4
Информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса
Д-р пед. наук
Канаев Б.И.
МДОУ № 143 г. Тольятти
2
5
МДОУ № 180 г. Тольятти
2
6
МДОУ № 197 г. Тольятти
1
7
МДОУ № 199 г. Тольятти
2
8
Центр образования г. Чапаевска
1
9
НОУ школа «Творчество» г. Самара
1
 
6.8. Экспериментальные площадки ИИО РАО, муниципальные дошкольные учреждения г. Тольятти  № 143, 180, 197, 199 стали лауреатами  муниципальной премии им. В. Татищева в сфере образования.
 

6.9. Периодическое издание «Ученые записки Института информатизации образования РАО» было основано в 1997 г. В  настоящее время готовится к печати его 15-й выпуск. Средний объем каждого выпуска составляет 14 печатных листов.

В издании публикуются материалы – результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», посвященные фундаментальным и прикладным исследованиям проблем развития теории и практики применения информационных и коммуникационных технологий в общем, профессиональном и дополнительном образовании.

Среди авторов издания «Ученые записки Института информатизации образования РАО» известные ученые, докторанты и аспиранты более чем сорока научно-исследовательских коллективов институтов, университетов, педвузов Российской Федерации и стран СНГ.

Выпуски «Ученых записок» хранятся в ГНПБ им. К.Д. Ушинского и филиале ГНПБ им. К.Д. Ушинского в РАО.

Электронная версия журнала размещена на сайте ИИО РАО.

7. Подготовка кадров информатизации образования

В ИИО РАО разработана теоретическая база, на основе которой осуществляется практическая реализация комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования.

Подготовка проводится по содержательным направлениям, адекватно разработанным в ИИО РАО и утвержденным Президиумом РАО 24.11.04 г. «Приоритетным направлениям исследований в области развития теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества».

Только в 2004–2005 учебном году сотрудники ИИО РАО провели  подготовку кадров информатизации образования для Московской области в г. Серпухове и г. Дзержинский, для Самарской области в г. Самаре и г. Тольятти, для Республики Саха (Якутия) в г. Якутске, для Республики Башкортостан в г. Уфе, для Пермской области в г. Перми, а также в г. Москве, г. Ульяновске, г. Туле, г. Красноярске (дистантная подготовка).