"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
    Общие сведения
        ·Роберт И.В.
        ·Шихнабиева Т.Ш.
        ·Касторнова В.А.
        ·Козлов О.А.
        ·Мухаметзянов И.Ш.
        ·Димова А.Л.
        ·Поляков В.П.
    Поздравления
    Презентация деятельности
    Статус
    Результаты научной деятельности
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Мухаметзянов И.Ш.

Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник.

Доктор медицинских наук (Общественное здоровье и здравоохранение).

Профессор (Специальная психология).

Заслуженный врач РТ (2002).

Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2009).

Почетная грамота РАО (2009).

Нагрудный знак «За заслуги в образовании» (2015) .

Почетная грамота Минобрнауки РФ (2017).

Образование

2007 Юридический факультет, специальность Юриспруденция. Академия социального образования (КСЮИ) (ВСА0488020), г. Казань. 
2002 Специальность Менеджмент. Международный институт менеджмента «ЛИНК». (ПП № 475810), г. Жуковский.
1992 Факультет переподготовки кадров, специальность Психология и социальная педагогика. Казанский химико-технологический институт (ДВП№018954), г. Казань. 
1987 Хирургический факультет, специальность Урология (гемодиализ). Московская медицинская академия последипломного образования врачей, (уд. № 1659), г. Москва. 
1985 Лечебный факультет, специальность Лечебное дело. Казанский государственный медицинский институт им. С.В. Курашова, (МВ № 740301), г. Казань.

Научная биография

В 1985 году окончил лечебный факультет Казанского государственного медицинского института им. С.В. Курашова по специальности «лечебное дело».

В 1987 году окончил ординатуру при Центральном Ордена Ленина институте усовершенствования врачей по специальности «урология (гемодиализ)».

В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 14.00.27- Хирургия на тему «Оптимизация гемодиализа с применением компьютерной информационной технологии». В 2002 году защитил докторскую диссертацию по специальности 14.00.33 – «Общественное здоровье и здравоохранение» на тему «Терминальная стадия хронической почечной недостаточности и совершенствование управления службой заместительного лечения на региональном уровне (медико-социальные, клинические и организационно-управленческие аспекты)».

Общий медицинский и научно-педагогический стаж 38 лет.

Научные интересы

В период трудовой деятельности акцентировал внимание на вопросах применения информационных и коммуникационных технологий в медицине и образовании, педагогике и психологии профессиональной школы, организации и управлении в социальной сфере, стратегическом планировании и инновационных технологиях в модернизации социальной сферы, экономике здравоохранения и образования, здоровьесбережении в системе образования, здоровьесберегающей информационно-коммуникационной среде обучаемого, социализации обучаемых.

С марта 2019 года – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

В период с 2003 по 20015 год подготовил трех докторов и четырех кандидатов педагогических и психологических наук.

Свидетельства на полезную модель, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке - 10.

В разные годы были разработаны

  • теория, методическое сопровождение и программное обеспечение информатизации службы заместительной почечной терапии;
  • теория, методическое сопровождение и программное обеспечение создания, компьютерного обеспечения и организации и управления деятельности службы заместительной почечной терапии на региональном уровне;
  • концепция медицинского обеспечения информатизации образования;
  • концепция и методическое обеспечение педагогико-эргономического и санитарно-гигиенического обеспечения деятельности обучаемого в информационно-коммуникационной среде и др.

В период практической деятельности руководил коллективами до 200 человек. Опыт работы на уровне субъекта РФ. Навыки в формировании интегрированных систем на уровне региона. Эксперт Общественной палаты РТ. Член Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии (с 2018 г. по настоящее время).

С 2020 – член совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 33.1.002.02 (Д 008.013.04) по научной специальности 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, информатика, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки) (13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, уровни общего и профессионального образования; информатика, уровни общего и профессионального образования)) на базе ФГБНУ ИСРО РАО.

Научные публикации

Опубликовано всего более 230 научных и методических трудов.

В РИНЦ включено 180 публикаций, 950 цитирований (индекс Хирша – 15). 67 публикаций в журналах из перечня ВАК. 13 публикаций в журналах наукометрических баз WoS, Scopus. За последние пять лет число публикаций в РИНЦ – 67; число публикаций в ядре РИНЦ – 6; процентиль по ядру РИНЦ – 4.

Научные статьи в журналах Scopus или WoS

  1. Mukhametzianov I.Sh. Distance Learning During the Pandemic. Organizational and Managerial Problems // 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE), 2022, pp. 245-247. doi 10.1109/TELE55498.2022.9801008. (Scopus).
  2. Kastornova V.A., Kozlov O.A., Mukhametzianov I.Sh., Poliakov V.P., Robert I.V., Shikhnabieva T.Sh. International Experience of Digital Technologies Applying in Secondary Education Organizations Activities // 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, May 26-27, 2022, Russia, Lipetsk. Page(s): 248-253. doi 10.1109/TELE55498.2022.9801027. (Scopus). 
  3. Mukhametzyanov I., Social aspects of the COVID-19 pandemic in the education system // SAHD 2021 - 5th International Scientific and Practical Conference 2021 “Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)”, 101 (2021) 03006.
  4. Mukhametzyanov I. Digital citizenship and the student’s digital footprint: questions of application, promotion and data protection // In Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Computer and Information Security (INFSEC 2021), pages 12-16.
  5. Morozov, A., Mukhametzyanov, I., Evdokimova, O. Using a smartphone in the learning process: the experience of the 2020 pandemic. E3S Web Conf., 295 (2021) 05017.
  6. Mukhametzyanov I. Screen time and health of children and adolescents // Proceedings - 2021 1st International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, TELE 2021, 2021, pp. 252–255, 9482573.
  7. Mukhametzyanov I.Sh., Roslova L.O., Shikhnabieva T.S., Polyakov V.P., Kastornova V.A., & Kozlov O.A. (2021). From a paper textbook to a digital educational resource. Evolution of requirements. In A. A. Arinushkina (Ed.), Advances in Education Research and Practice. Cham, Switzerland: Springer. ISSN 2367-3370.
  8. Mukhametzyanov I.Sh., Kozlov O.A., Polyakov V.P. Fifth generation internet network in of higher education. Issues of medical and information security of students' personality // CEUR Workshop Proceedings, 2020, 2562, pp. 223–233.
  9. Mukhametzyanov I.Sh. Digital educational environment, health protecting aspects // Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2019, 12(9), pp. 1670–1681.
  10. Forecast of the Development of Education Informatization. Robert I.V., Mukhametzyanov I.S., Arinushkina A.A., Kastornova V.A., Martirosyan L.P. Espacios. 2017. С. 38.
  11. Хусаинова С.В., Мухаметзянов И.Ш. Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных отношений // Человек и образование. – 2017. – № 2 (51). – С. 29-33. (ERIH)
  12. Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Медико-пcихологичеcкие аcпекты здоровьеcберегающей информационно-образовательной cреды // Человек и образование. – 2017. – № 2 (51). – С. 48-54. (ERIH)
  13. Implementation of the Internet for Educational Purposes. Robert I., Kastornova V., Mukhametzyanov I., Dimova A., Martirosyan L., Gerova N. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Т. 59. С. 573-583.
  14. Assessment of Levels of Formation of Competence of Students As Users Of Information And Communication Technology In The Field Of Health Care. Mukhametzyanov I., Dimova A. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Т. 59. С. 585-593.
  15. Комплексная оценка потребности и обеспеченности в заместительном лечении больных с терминальной почечной недостаточностью. Мухаметзянов И.Ш. Нефрология и диализ. 2001. Т. 3. № 1. С. 17.
  16. Структура летальности больных с терминальной почечной недостаточностью, получавших гемодиализное лечение. Мухаметзянов И.Ш. Нефрология и диализ. 2001. Т. 3. № 2. С. 138.
  17. Эпидемиология хронической почечной недостаточности в популяции больных, получающих гемодиализное лечение в республике Татарстан. Мухаметзянов И.Ш. Нефрология и диализ. 2001. Т. 3. № 2. С. 139.
  18. Организационные аспекты создания регистра больных с почечной недостаточностью. Низамов И.Г., Мухаметзянов И.Ш. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 4. С. 28.

Научные статьи в журналах ВАК РФ

  1. Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект как критерий возможности включения учащегося в дистанционное и смешанное обучение // Педагогическая информатика. 2022. № 2. С. 3–14.

  2. Мухаметзянов И.Ш. Значимость здоровья участников учебной̆ деятельности в дистанционном и смешанном обучении // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 5 (87). С. 111–122. 

  3. Мухаметзянов И.Ш. Организационно-управленческие проблемы смешанного и гибридного обучения // Информатика и образование, 2022, № 37(4). С. 19–24.

  4. Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект, мотивация учащихся и эффективность смешанного и дистанционного обучения // Педагогика информатики. 2022. № 1-2. С. 44-56.

  5. Мухаметзянов И.Ш. Смешанное и гибридное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Организационные аспекты // Педагогическая информатика. 2022. № 4.

  6. Мухаметзянов И.Ш. Цифровые компетенции как залог здоровья учащегося. Опыт пандемии. Заметки к образовательным стандартам // Информатизация образования и науки. 2022. № 1. С. 139-148.

  7. Мухаметзянов И.Ш. Домохозяйства в период дистанционного обучения // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 93-104.

  8. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.

  9. Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3 (152). С. 155-162.

  10. Мухаметзянов И.Ш. Электромагнитное излучение и коммуникационные технологии в современном образовании // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 121-129.
  11. Мухаметзянов И.Ш. Образование после пандемии covid-19. управленческие и медицинские аспекты // Педагогическая информатика. 2021. № 2. С. 153-160.
  12. Мухаметзянов И.Ш. Организационные, гигиенические и медицинские последствия дистанционного обучения // Информатизация образования и науки. 2021. № 1 (49). С. 99-112.

  13. Мухаметзянов И.Ш. Цифровое неравенство, цифровые компетенции учителя и цифровая трансформация образования // Педагогическая информатика. 2021. № 3. С. 3-12.

  14. Мухаметзянов И.Ш. Цифровая трансформация образования (большие данные, кибербезопасность, цифровой след учащегося) // Педагогическая информатика. 2020. № 4. С. 180-191.
  15. Мухаметзянов И. Ш. Мобильное обучение и культура использования мобильных технологий // Мир психологии. 2020. № 3. 206-215.
  16. Мухаметзянов И.Ш. Дистанционное обучение. Медицинские аспекты. Первые уроки пандемии 2020 // Педагогическая информатика. 2020. № 3. С.167-176.
  17. Мухаметзянов И.Ш. Подготовка родителей учащихся к реализации дистанционного обучения в условиях использования информационных технологий // Педагогическая информатика. 2020. № 2. С.125-133.
  18. Мухаметзянов И.Ш. Расширение показателей мониторинга системы образования в части обеспечения здоровьеформирующего обучения в системе общего среднего образования // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. 2020. 1(39). С. 82-87. 
  19. Мухаметзянов И.Ш. Электронные учебники. Дополнительные требования // Информатизация образования и науки. 2020. 2. С. 195-201.
  20. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3(37). С. 58-71.
  21. Мухаметзянов И.Ш. Современные мобильные устройства доступа в интернет в образовании, гигиенические аспекты // Наука о человеке гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33). С. 113-122.
  22. Мухаметзянов И.Ш. Современные подходы к оптимизации информационного образовательного пространства обучаемого // Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 55-60.
  23. Мухаметзянов И.Ш. Структура и содержание информационно-образовательного пространства обучаемого. Здоровьесберегающая направленность // Педагогическая информатика. 2018. № 3. С. 143-156.
  24. Мухаметзянов И.Ш. Формирование здоровьесберегающей информационной образовательной среды дополнительного профессионального образования // Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 56-62.
  25. Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 48-54.
  26. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские основания информационной безопасности личности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 18-27.
  27. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские требования к организации и функционированию информационно-образовательного пространства учащегося // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 45-55.
  28. Мухаметзянов И.Ш., Галеев И.Ш., Киямова Л.И. Формирование профессиональной компетентности специалистов как механизм управления развитием персонала // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 190-195.
  29. Мухаметзянов И.Ш., Хусаинова С.В. Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных отношений // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 29-33.
  30. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1 (114). С. 36-46.
  31. Мухаметзянов И.Ш. Физиолого-гигиенические требования к педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий // Информатизация образования и науки. 2016. № 1 (29). С. 3-15.
  32. Мухаметзянов И.Ш., Холоднов В.Г., Нуриахметова Ф.М. К соотношению понятий радикализм и экстремизм в процессе формирования правосознания студенческой молодежи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6 (119). С. 21-28.
  33. Мухаметзянов И.Ш., Хусаинова С.В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 113-120.
  34. Мухаметзянов И.Ш. Формирование здоровьесберегающей информационной образовательной среды в условиях глобальной информатизации // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-2 (112). С. 239-245.
  35. Мухаметзянов И.Ш., Граб В.П. Педагогико-эргономические и медико-психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. Управление образованием теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 70-83.
  36. Мухаметзянов И.Ш., Холоднов В.Г., Нуриахметова Ф.М. Контртеррористическая направленность образовательного процесса в высшей школе РФ. Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-3 (113). С. 38-44.
  37. Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р., Доронин С.П. Эколого-региональный аспект национального и локального измерения культуры на основе принципов экологической аксиологии // Казанский педагогический журнал. 2015. № 2 (109). С. 10-19.
  38. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества // Казанский педагогический журнал. 2015. № 1 (108). С. 11-17.
  39. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские и психологические основания функционирования информационно-образовательного пространства (для педагогических кадров, администрации образовательных учреждений и научных работников) // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1 (102). С. 27-43.

Монографии и учебные пособия

  1. Мухаметзянов И.Ш. Образовательная среда обучающегося в период после пандемии. Здоровьесберегающий компонент / Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: коллективная монография. – Москва, 2022. 386 с. С. 364-370. 

Перейти >> 

  1. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Лопанова Е.В. Цифровая трансформация образования: теория и практика. Монография / под ред. Е.В. Лопановой. – Омск: Издательство ОмГА, 2022. 190 с.
  2. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, В.А. Касторнова, О.А. Козлов, Э.В. Миндзаева, И.Ш. Мухаметзянов, В.П. Поляков, И.В. Роберт, В.И Сердюков, Т.Ш. Шихнабиева, Г.Ю. Яламов. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. – 105 с. ​

Перейти >> 

  1. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты информатизации образования. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 168 с. ​

Перейти >> 

  1. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. – 92 с. ​

Перейти >> 

  1. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты организации информационной образовательной среды учебного заведения (методические рекомендации). Ученые записки ИУО РАО. 2016. 1(57) - С.61-94. [Электронный ресурс]. URL httpiuorao.comvypusk-1-57-2016.html
  2. Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения (учебно-методическое пособие). Под редакцией И.Ш. Мухаметзянова, – Казань: Изд. «Печать-Сервис XXI века», 2014. – 396 с.
  3. Инновационные ресурсы системы дополнительного образования (научно-методическое пособие). Инновационные ресурсы системы дополнительного образования (научно-методическое пособие). Под научной редакцией д.м.н., проф. И.Ш. Мухаметзянова. – Казань: Изд. «Печать-Сервис XXI века», 2014. – 202 с.
  4. Мухаметзянов И.Ш. Профилактика негативных последствий использования компьютера в образовании. – М.: ИИО РАО, 2011.
  5. Мухаметзянов И.Ш. Методические рекомендации «Организация рабочего места с персональным компьютером». – М.: ИИО РАО, 2011. – 40 с., ил.
  6. Мухаметзянов И.Ш. Программа дополнительного профессионального образования по курсу «Медико-психологические аспекты применения средств информационно-коммуникационных технологий». – М.: ИИО РАО, 2011. – 40 с., ил.
  7. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьеформирующее образование сущность и технологии. Монография. – Казань: Медицина, 2011. – 217 с.
  8. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты информатизации образования. – М.: ФГБНУ ИИ ОРАО, 2010. – 72 с.
  9. Мухаметзянов И.Ш. Общественная аттестация информационных образовательных ресурсов нового поколения. – Казань, Изд. «Данис». ИПППО РАО, 2008. – 34 с.
  10. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты информатизации образования. – Казань Издательство «Данис», ИПППО РАО, 2007. – 44 с.
  11. Мухаметзянов И.Ш. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – Казань КСЮИ, 2004. – 105 с.
  12. Мухаметзянов И.Ш. Психология здоровья и методы его сохранения. – Казань КСЮИ, 2003. – 103 с.
  13. Мухаметзянов И.Ш. Психология здоровья и болезни. – Казань КСЮИ, 2001. – 10 с.
  14. Мухаметзянов И.Ш. Права граждан в области охраны здоровья. – Казань КСЮИ, 2001. – 34 с.

Результаты интеллектуальной деятельности

  1. Мухаметзянов И.Ш., Козлов О. А., Поляков В. П. Интернет 5G в образовании. Вопросы медицинской и информационной безопасности личности. №24560. Дата регистрации: 19/08/2020. Навигатор в мире науки и образования. 4 (49). – 2020. – С.4.