"Институт стратегии развития образования Российской академии образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Словарь понятийного аппарата информатизации образования (толкование терминов)
Общая информация
    Общие сведения
        ·Роберт И.В.
        ·Шихнабиева Т.Ш.
        ·Касторнова В.А.
        ·Козлов О.А.
        ·Мухаметзянов И.Ш.
        ·Поляков В.П.
    Поздравления
    Презентация деятельности
    Статус
    Результаты научной деятельности
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Шихнабиева Т.Ш.

 

 


Шихнабиева Тамара Шихгасановна

Доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник.

Ученая степень «Доктор педагогических наук» присуждена в 2009 году по специальности:
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатика).

Научное звание «Доцент» присвоено в 2000 году по кафедре информатики и вычислительной техники.

e-mailshetoma@mail.ru

Научная биография

После окончания приборостроительного факультета Дагестанского политехнического института по специальности 0606 “Автоматика и телемеханика” работала в качестве инженера в филиале Челябинского научно-исследовательского института измерительной техники. В образовании начала работать в качестве младшего научного сотрудника кафедры информатики и вычислительной техники Дагестанского государственного педагогического университета и прошла все ступени от ассистента до заведующего кафедрой.

Работая в сфере образования, занималась вопросами: совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей на основе использования достижений информационных и коммуникационных технологий; моделирования процесса обучения с использованием методов и моделей искусственного интеллекта. В 1998 году обучалась на курсах повышения квалификации на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова.

С сентября 1996 г. по 1999 г. являлась соискателем кафедры математического анализа Московского государственного областного университета им. Н.К. Крупской для написания кандидатской диссертации. Временно работала в вышеуказанном вузе в качестве ст. преподавателя и в 1999 году защитила кандидатскую диссертацию на тему “Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей”.

В 2000 г. присвоено звание доцента, а с 2002 г. по 2008 г. работала заведующей кафедрой информатики и вычислительной техники Дагестанского государственного педагогического университета.

В 2009 г. защитила докторскую диссертацию на тему ”Методические основы представления и контроля знаний в области информатики с использованием адаптивных семантических моделей”.

Общий научно-педагогический стаж более 32 лет.

  Научная деятельность связана с совершенствованием профессиональной подготовки будущих учителей информатики и математики, процесса обучения и контроля знаний на основе использования достижений методов и моделей искусственного интеллекта, в частности, адаптивных семантических моделей. В ходе научных исследований предложены теоретико-методологические основы структуризации знаний в области информатики с использованием методов и моделей искусственного интеллекта, которые практически реализованы в качестве разработанной интеллектуальной обучающей системе.

С 2008 года работала профессором кафедры “Автоматизация и управление” факультета электроники и системотехники Мытищинского филиала Бауманского университета, основная деятельность которой направлена на подготовку специалистов ракетно-космической отрасли. С 2010 года работала в Институте информатизации образования РАО в качестве главного научного сотрудника, 2013 г. по 2018 г. руководила темой государственного задания “Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования”, утвержденной Правительством РФ.

В настоящее время совмещает преподавательскую работу с научной: осуществляет научное руководство соискателями для написания кандидатских и докторских диссертаций, является членом диссертационного совета Д008.014.01, членом редакционного совета ряда научных журналов.

Научные интересы

Распространяются на исследования в области теории и методики обучения 
математике и информатике; на исследования по интеллектуализации информационных систем и технологических процессов в сфере образования, в частности, на основе использования адаптивных семантических моделей. Круг научных моих интересов также включает современные подходы и тенденции развития образования в условиях глобального информационного образовательного пространства, вопросы обеспечения информационной безопасности личности облучающегося.

Участвует во Всероссийских и Международных конференциях, семинарах посвященных вопросам: совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей математики и информатики; специалистов сферы образования, и организации дистанционной формы обучения; использованию новых технологий (дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, достижений робототехники). Также принимает участие в работе ежегодных конференций по открытым семантическим технологиям OSTIS (г. Минск); по электронному обучению и цифровому образованию (KES-SEEL-2016, Испания; KES-SEEL-2018, Австралия); Информатизация образования (Россия) и др.

Имеет более 160 научных и учебно - методических публикаций, которые опубликованы в изданиях, входящих в перечень ВАК, РИНЦ, Scopus, WoS.

Научные публикации

  1. Шихнабиева Т.Ш. О некоторых подходах к модернизации образовательных систем с использованием интеллектуальных методов и моделей // Правовая информатика. 2014. № 2. С. 27-31. 
  2. Шихнабиева Т.Ш. Методы структуризации знаний в интеллектуальных обучающих системах // Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 20. №6 (107). С.14-21.
  3. Шихнабиева.Т.Ш. Иерархическая модель представления знаний в интеллектуальных информационных системах образовательного назначения // Педагогическая информатика. 2014. № 4. С. 73-82.
  4. Шихнабиева Т.Ш. Теоретико-методологические основания создания адаптивных семантических моделей для слабо структурированных областей знаний // Ученые записки ИИО РАО. 2014. № 52. С. 5-22.
  5. Шихнабиева Т.Ш. Использование интеллектуальных методов и моделей в системе обучения и контроля знаний при подготовке специалистов в области информационной безопасности // Инновационные технологии в современном образовании сборник трудов по материалам II Международной научно-практической интернет-конференции. 2015. С. 437-443.
  6. Шихнабиева Т.Ш. Методы и модели семантического представления знаний в интеллектуальных системах образовательного назначения / Т.Ш. Шихнабиева, В.Л Шамшурин // Ученые записки ИИО РАО. 2015. № 56. С. 72-79.
  7. Шихнабиева Т.Ш. Использование адаптивных семантических моделей для представления и контроля знаний в системах обучения информатике // Мониторинг. Наука и технологии. 2015. № 2. С. 72-77.
  8. Шихнабиева.Т.Ш. Семантический подход к системам обучения и контроля знаний // Сборник трудов по материалам III Международной научно-практической интернет-конференции “Инновационные технологии в современном образовании”, Королёв, 2016. С. 756- 761.
  9. Шихнабиева Т.Ш. Комплекс моделей и взаимосвязанных алгоритмов унифицированного прототипа интеллектуальной обучающей системы // Управление образованием: теория и практика. 2016. №4 (24). С. 57-70.
  10. Шихнабиева Т.Ш. Интеллектуальная система обучения и контроля знаний, основанная на адаптивных семантических моделях // Материалы VI Международной научно-технической конференции «Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем» Open Semantic Technologies for Intelligent Systems (OSTIS-2016), Минск БГУИР 2016. – с. 503-506.
  11. T.Shikhnabieva & S.Beshenkov. Intelligent System of Training and Control of Knowledge, Based on Adaptive Semantic Models. Smart Education and e-Learning. / Editors: V. L. Uskov, R. J. Howlett, L. C. Jain. – Springer. – Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2016. – Volume 59. Р.595 - 603 (*Web of Science, Scopus)
  12. Шихнабиева Т.Ш. Использование ГИС-технологий при подготовке специалистов инженерного профиля / Т.Ш. Шихнабиева, А.В. Брежнев, С.С. Хачатурова // Мониторинг. Наука и технологии. 2016, № 4. С. 61-64.
  13. Шихнабиева Т.Ш. Исходные предпосылки создания АСУ ТП КВО в защищенном исполнении / С.И.Журавлев, Т.Ш. Шихнабиева, А.Н.Вершинин // Мониторинг. Наука и технологии. 2016, № 4. С. 53-56.
  14. Шихнабиева Т.Ш. Адаптивные семантические модели автоматизированного контроля знаний // Педагогическое образование в России. 2016. - № 7.- С.14-20.
  15. Шихнабиева Т.Ш. О проблемах интеллектуализации информационных систем образовательного назначения в учреждениях среднего профессионального образования и пути их решения / Г.Ю. Яламов, Т.Ш. Шихнабиева // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 4 (28). С. 79-85.
  16. Шихнабиева Т.Ш. Об одном из вариантов разработки системы повышения качества управления образованием / Т.Ш. Шихнабиева, А.В. Брежнев // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 3 (27). С. 50-57
  17. Шихнабиева Т.Ш. Использование ГИС-технологий в управлении образованием // Мониторинг. Наука и технологии. 2017. № 3 (32). С. 74-76.
  18. Шихнабиева Т.Ш. Построение модели управления учебным заведением с использованием интеллектуальных методов и моделей // Мониторинг. Наука и технологии. 2017. № 3 (32). С. 71-73.
  19. Шихнабиева Т.Ш. Совершенствование системы контроля знаний с использованием интеллектуальных методов и моделей // Педагогическая информатика. 2017. № 2. С. 60-69.
  20. Шихнабиева Т.Ш. Цифровое образование: методы, модели и технологии // Мониторинг. Наука и технологии. 2018. № 2 (35). С. 65-68.
  21. Шихнабиева Т.Ш. Comparative characteristics of the main models of knowledge representation in intellectual systems of learning and knowledge control // Мониторинг. Наука и технологии. 2018. № 2 (35). С. 61-64.
  22. Шихнабиева Т.Ш. Модельное представление базы знаний в условиях цифрового университета // Информатизация образования и науки. 2018. № 4(40). С.54-60.
  23. Шихнабиева Т.Ш. О совершенствовании подготовки управленческих кадров в условиях информатизации образования // Педагогическая информатика. 2018, №4. С. 140 – 144.
  24. Шихнабиева Т.Ш. О некоторых подходах к использованию геоинформационных систем в управлении образованием // Педагогика и просвещение. 2018 №4. 
  25. T.Shikhnabieva. Intellectualisation of educational information systems based on adaptive semantic models / Alexey, Saidakhmedova Marida, Brezhneva Aleksandra, Khachaturova Seda // 4rd international kes conference on smart education and e-learning/kes-seel-18, 20-22 June 2018, Gold Coast, Australia, Pages 84-93. 
  26. Шихнабиева Т.Ш. О некоторых направлениях интеллектуализации информационных систем образовательного назначения // Наука и человеке: гуманитарные исследования. 2018. Выпуск 3 (33). С. 98-104.

Монографии и учебные пособия

  1. Шихнабиева Т.Ш. Методология формализации и представления знаний в интеллектуальных обучающих системах // М., ИУО РАО, 2017. – 103 с.
  2. Образовательная робототехника как инновационная технология обучения: Монография / Я.А. Ваграменко, О.М. Карпенко, Г.Ю. Яламов, Т.Б. Казиахмедов, Т.Ш. Шихнабиева, Н.В. Борисова, С.В. Сафонова. - М.: Изд-во СГУ, 2019. - 105 с.

Подробнее >>

  1. Цифровой бизнес: учебник / О.В.Китова, С.Н.Брускин, Л.П.Дьяконова, Т.Ш. Шихнабиева и др.; под науч. ред. О.В. Китовой. — М.: ИНФРА-М, 2018.- 418 с.
  2. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, В.А. Касторнова, О.А. Козлов, Э.В. Миндзаева, И.Ш. Мухаметзянов, В.П. Поляков, И.В. Роберт, В.И Сердюков, Т.Ш. Шихнабиева, Г.Ю. Яламов. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. - 105 с.

Подробнее >>

        

 




22