robert-school.ru

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"


Начало > Общая информация > Общие сведения > Шихнабиева Т.Ш. >

Шихнабиева Т.Ш.


Шихнабиева Тамара Шихгасановна

Доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник.

Ученая степень «Доктор педагогических наук» присуждена в 2009 году по специальности:
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатика).

Научное звание «Доцент» присвоено в 2000 году по кафедре информатики и вычислительной техники.

e-mailshetoma@mail.ru

Научная биография

После окончания приборостроительного факультета Дагестанского политехнического института по специальности 0606 “Автоматика и телемеханика” работала в качестве инженера в филиале Челябинского научно-исследовательского института измерительной техники. В образовании начала работать в качестве младшего научного сотрудника кафедры информатики и вычислительной техники Дагестанского государственного педагогического университета и прошла все ступени от ассистента до заведующего кафедрой.

Работая в сфере образования, занималась вопросами: совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей на основе использования достижений информационных и коммуникационных технологий; моделирования процесса обучения с использованием методов и моделей искусственного интеллекта. В 1998 году обучалась на курсах повышения квалификации на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова.

С сентября 1996 г. по 1999 г. являлась соискателем кафедры математического анализа Московского государственного областного университета им. Н.К. Крупской для написания кандидатской диссертации. Временно работала в вышеуказанном вузе в качестве ст. преподавателя и в 1999 году защитила кандидатскую диссертацию на тему “Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей”.

В 2000 г. присвоено звание доцента, а с 2002 г. по 2008 г. работала заведующей кафедрой информатики и вычислительной техники Дагестанского государственного педагогического университета.

В 2009 г. защитила докторскую диссертацию на тему ”Методические основы представления и контроля знаний в области информатики с использованием адаптивных семантических моделей”.

Общий научно-педагогический стаж более 32 лет.

  Научная деятельность связана с совершенствованием профессиональной подготовки будущих учителей информатики и математики, процесса обучения и контроля знаний на основе использования достижений методов и моделей искусственного интеллекта, в частности, адаптивных семантических моделей. В ходе научных исследований предложены теоретико-методологические основы структуризации знаний в области информатики с использованием методов и моделей искусственного интеллекта, которые практически реализованы в качестве разработанной интеллектуальной обучающей системе.

С 2008 года работала профессором кафедры “Автоматизация и управление” факультета электроники и системотехники Мытищинского филиала Бауманского университета, основная деятельность которой направлена на подготовку специалистов ракетно-космической отрасли. С 2010 года работала в Институте информатизации образования РАО в качестве главного научного сотрудника, 2013 г. по 2018 г. руководила темой государственного задания “Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования”, утвержденной Правительством РФ.

В настоящее время совмещает преподавательскую работу с научной: осуществляет научное руководство соискателями для написания кандидатских и докторских диссертаций, является членом диссертационного совета Д008.014.01, членом редакционного совета ряда научных журналов.

С 2020 - член совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 33.1.002.02 (Д 008.013.04) по научной специальности 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, информатика, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки) (13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, уровни общего и профессионального образования; информатика, уровни общего и профессионального образования)) на базе ФГБНУ ИСРО РАО.

Научные интересы

Распространяются на исследования в области теории и методики обучения 
математике и информатике; на исследования по интеллектуализации информационных систем и технологических процессов в сфере образования, в частности, на основе использования адаптивных семантических моделей. Круг научных моих интересов также включает современные подходы и тенденции развития образования в условиях глобального информационного образовательного пространства, вопросы обеспечения информационной безопасности личности облучающегося.

Участвует во Всероссийских и Международных конференциях, семинарах посвященных вопросам: совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей математики и информатики; специалистов сферы образования, и организации дистанционной формы обучения; использованию новых технологий (дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, достижений робототехники). Также принимает участие в работе ежегодных конференций по открытым семантическим технологиям OSTIS (г. Минск); по электронному обучению и цифровому образованию (KES-SEEL-2016, Испания; KES-SEEL-2018, Австралия); Информатизация образования (Россия) и др.

Имеет более 160 научных и учебно - методических публикаций, которые опубликованы в изданиях, входящих в перечень ВАК, РИНЦ, Scopus, WoS.

Научные публикации

  1. Шихнабиева Т.Ш.  Особенности организации смешанного обучения в условиях цифровой трансформации образования  // Педагогическая информатика. 2022. № 4. С. 216-222.
  2. Шихнабиева Т.Ш., Яралиева Э Р., Жемерикина Ю.И. Использование таксономического подхода при обучении иностранным языкам // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Том 16. № 3. С. 140-147.
  3. Шихнабиева Т.Ш. Анализ опыта реализации смешанного обучения в системе образования в России и за рубежом в условиях цифровой трансформации образования // Педагогическая информатика. 2022. № 2. С. 83-95.
  4. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш.,Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
  5. Kastornova V.A., Kozlov O.A., Mukhametzianov I.Sh., Poliakov V.P., Robert I.V., Shikhnabieva T.Sh. International Experience of Digital Technologies Applying in Secondary Education Organizations Activities / 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, May 26-27, 2022, Russia, Lipetsk. Page(s): 248-253. (Scopus).
  6. Shikhnabieva T., Bulaeva N. Information system for environmental monitoring using adaptive semantic models // SAHD 2021 - 5th International Scientific and Practical Conference 2021 “Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)”. Volume 101, 2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202110101016
  7. Mukhametzyanov I.Sh., Roslova L.O., Shikhnabieva T.Sh., Polyakov V.P., Kastornova V.A., Kozlov O.A. From a Paper Textbook to a Digital Educational Resource. Evolution of Requirements Advances in Education Research and Practice (collective monograph) / Book series «Lecture Notes in Networks and Systems» Ed. Springer Nature. ISSN: 2367-3370. Switzerland, 2021.
  8. Neustroev S.S., Arinushkina A.A., Bakhtin M.B., Dovbysh S.E., Molchanova V.S., Shikhnabieva T.Sh. Legal regulation of health restrictions and current law enforcement practices in the organization of training // Journal of History Culture and Art Research. 2018. Vol. 7(2). P. 58-71. (Web of Science)
  9. Shikhnabieva T.Sh. Principles of construction and methods of using the intellectual system of teaching and knowledge control based on multi-level hierarchical adaptive semantic models // SHS Web of Conferences. 2018. Vol. 47. P. 01057. doi:10.1051/shsconf/2018 (Web of Science)
  10. Шихнабиева Т.Ш. Цифровое образование: методы, модели и технологии // Мониторинг. Наука и технологии. 2018. № 2 (35). С. 65-68.
  11. Шихнабиева Т.Ш. Comparative characteristics of the main models of knowledge representation in intellectual systems of learning and knowledge control // Мониторинг. Наука и технологии. 2018. № 2 (35). С. 61-64.
  12. Шихнабиева Т.Ш. Модельное представление базы знаний в условиях цифрового университета // Информатизация образования и науки. 2018. № 4(40). С.54-60.
  13. Шихнабиева Т.Ш. О совершенствовании подготовки управленческих кадров в условиях информатизации образования // Педагогическая информатика. 2018, №4. С. 140 – 144.
  14. Шихнабиева Т.Ш. О некоторых подходах к использованию геоинформационных систем в управлении образованием // Педагогика и просвещение. 2018 №4.
  15. T.Shikhnabieva. Intellectualisation of educational information systems based on adaptive semantic models / Alexey, Saidakhmedova Marida, Brezhneva Aleksandra, Khachaturova Seda // 4rd international kes conference on smart education and e-learning/kes-seel-18, 20-22 June 2018, Gold Coast, Australia, Pages 84-93.
  16. Шихнабиева Т.Ш. О некоторых направлениях интеллектуализации информационных систем образовательного назначения // Наука и человеке: гуманитарные исследования. 2018. Выпуск 3 (33). С. 98-104.
  17. Шихнабиева Т.Ш. О проблемах интеллектуализации информационных систем образовательного назначения в учреждениях среднего профессионального образования и пути их решения / Г.Ю. Яламов, Т.Ш. Шихнабиева // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 4 (28). С. 79-85.
  18. Шихнабиева Т.Ш. Об одном из вариантов разработки системы повышения качества управления образованием / Т.Ш. Шихнабиева, А.В. Брежнев // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 3 (27). С. 50-57
  19. Шихнабиева Т.Ш. Использование ГИС-технологий в управлении образованием // Мониторинг. Наука и технологии. 2017. № 3 (32). С. 74-76.
  20. Шихнабиева Т.Ш. Построение модели управления учебным заведением с использованием интеллектуальных методов и моделей // Мониторинг. Наука и технологии. 2017. № 3 (32). С. 71-73.
  21. Шихнабиева Т.Ш. Совершенствование системы контроля знаний с использованием интеллектуальных методов и моделей // Педагогическая информатика. 2017. № 2. С. 60-69.
  22. Шихнабиева.Т.Ш. Семантический подход к системам обучения и контроля знаний // Сборник трудов по материалам III Международной научно-практической интернет-конференции “Инновационные технологии в современном образовании”, Королёв, 2016. С. 756- 761.
  23. Шихнабиева Т.Ш. Комплекс моделей и взаимосвязанных алгоритмов унифицированного прототипа интеллектуальной обучающей системы // Управление образованием: теория и практика. 2016. №4 (24). С. 57-70.
  24. Шихнабиева Т.Ш. Интеллектуальная система обучения и контроля знаний, основанная на адаптивных семантических моделях // Материалы VI Международной научно-технической конференции «Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем» Open Semantic Technologies for Intelligent Systems (OSTIS-2016), Минск БГУИР 2016. – с. 503-506.
  25. T.Shikhnabieva & S.Beshenkov. Intelligent System of Training and Control of Knowledge, Based on Adaptive Semantic Models. Smart Education and e-Learning. / Editors: V. L. Uskov, R. J. Howlett, L. C. Jain. – Springer. – Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2016. – Volume 59. Р.595 - 603 (Web of Science, Scopus)
  26. Шихнабиева Т.Ш. Использование ГИС-технологий при подготовке специалистов инженерного профиля / Т.Ш. Шихнабиева, А.В. Брежнев, С.С. Хачатурова // Мониторинг. Наука и технологии. 2016, № 4. С. 61-64.
  27. Шихнабиева Т.Ш. Исходные предпосылки создания АСУ ТП КВО в защищенном исполнении / С.И.Журавлев, Т.Ш. Шихнабиева, А.Н.Вершинин // Мониторинг. Наука и технологии. 2016, № 4. С. 53-56.
  28. Шихнабиева Т.Ш. Адаптивные семантические модели автоматизированного контроля знаний // Педагогическое образование в России. 2016. - № 7.- С.14-20.
  29. Шихнабиева Т.Ш. Использование интеллектуальных методов и моделей в системе обучения и контроля знаний при подготовке специалистов в области информационной безопасности // Инновационные технологии в современном образовании сборник трудов по материалам II Международной научно-практической интернет-конференции. 2015. С. 437-443.
  30. Шихнабиева Т.Ш. Методы и модели семантического представления знаний в интеллектуальных системах образовательного назначения / Т.Ш. Шихнабиева, В.Л Шамшурин // Ученые записки ИИО РАО. 2015. № 56. С. 72-79.
  31. Шихнабиева Т.Ш. Использование адаптивных семантических моделей для представления и контроля знаний в системах обучения информатике // Мониторинг. Наука и технологии. 2015. № 2. С. 72-77.
  32. Шихнабиева Т.Ш. О некоторых подходах к модернизации образовательных систем с использованием интеллектуальных методов и моделей // Правовая информатика. 2014. № 2. С. 27-31.
  33. Шихнабиева Т.Ш. Методы структуризации знаний в интеллектуальных обучающих системах // Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 20. №6 (107). С.14-21.
  34. Шихнабиева.Т.Ш. Иерархическая модель представления знаний в интеллектуальных информационных системах образовательного назначения // Педагогическая информатика. 2014. № 4. С. 73-82.
  35. Шихнабиева Т.Ш. Теоретико-методологические основания создания адаптивных семантических моделей для слабо структурированных областей знаний // Ученые записки ИИО РАО. 2014. № 52. С. 5-22.

Монографии и учебные пособия

  1. Образовательная робототехника как инновационная технология обучения: Монография / Я.А. Ваграменко, О.М. Карпенко, Г.Ю. Яламов, Т.Б. Казиахмедов, Т.Ш. Шихнабиева, Н.В. Борисова, С.В. Сафонова. - М.: Изд-во СГУ, 2019. - 105 с.

Подробнее >>

  1. Цифровой бизнес: учебник / О.В. Китова, С.Н. Брускин, Л.П. Дьяконова, Т.Ш. Шихнабиева и др.; под науч. ред. О.В. Китовой. — М.: ИНФРА-М, 2018.- 418 с. 
  2. Цифровой бизнес: учебник / О.В. Китова, С.Н. Брускин, Л.П. Дьяконова, Т.Ш. Шихнабиева и др.; под науч. ред. О.В. Китовой. — М.: ИНФРА-М, 2018.- 418 с.
  3. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, В.А. Касторнова, О.А. Козлов, Э.В. Миндзаева, И.Ш. Мухаметзянов, В.П. Поляков, И.В. Роберт, В.И Сердюков, Т.Ш. Шихнабиева, Г.Ю. Яламов. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. - 105 с.

Подробнее >>

  1. Шихнабиева Т.Ш. Методология формализации и представления знаний в интеллектуальных обучающих системах // М., ИУО РАО, 2017. – 103 с.