"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
    История Института
    История в фотографиях
    Музей школьной ЭВМ
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

История Института


ИСТОРИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИНСТИТУТА

Коллектив начал свою деятельность в качестве Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР, созданной в 1984 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы. Впоследствии, в 1995 году Лаборатория информатики и вычислительной техники была преобразована в Центр информатизации образования ИСО РАО, на базе которого в 1996 году постановлением Президиума РАО был создан Институт информатизации образования РАО, сотрудники которого осуществляли исследования в области развития теории и методики информатизации образования, а также применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. Институт являлся ведущим учреждением РАО по проблемам информатизации образования и координатором научных исследований в этой области, объединяя более чем тридцать научно-исследовательских коллективов России. В Институте (на 2014 год) работало 81 сотрудник, в том числе 3 академика, 18 докторов, 35 кандидатов наук.

Институт к этому времени имел: Лицензию №16-267 от 31.03.1999 г Министерства общего и профессионального образования РФ на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования и разрешение на право проведения испытаний продукции в целях сертификации № РОСИ. А115.643.21008.03 Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (Центр тестирования средств вычислительной техники учебного назначения).

Первым директором Института был Глейзер Григорий Давыдович – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, почетный доктор ряда российских и зарубежных университетов. Г.Д. Глейзер – автор более 350 научных трудов, посвященных проблемам методики математики, истории математики, теории педагогики и андрагогики. Академик Г.Д. Глейзер разработал 12 учебников по математике для средней и высшей школы, монографии в области педагогики и образования, учебно-методические пособия для учителей и учащихся. Под его научным руководством подготовлено 38 кандидатов и докторов наук. Г.Д. Глейзер совместно с югославскими учеными в течение 6 лет вел проект Россия–Югославия, в рамках которого было проведено 6 конференций, издано 5 сборников совместных трудов, создан международный педагогический журнал.

С 2001 по 2014 год Институтом руководила Роберт Ирэна Веньяминовна – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, один из крупнейших отечественных специалистов в области информатизации образования и методики преподавания информатики. И.В. Роберт – автор более 350 научных работ, в том числе за рубежом (Великобритания, Австралия, Югославия, Венгрия, Республика Куба и др.). Среди публикаций – монографии, концепции, учебники и учебно-методические пособия для учителя по вопросам информатизации образования и преподавания информатики. Научно-практические разработки И.В. Роберт тиражированы Минобразования РФ по регионам России и странам СНГ. Роберт И.В. с 1993 года являлась научным руководителем Комплексной программы РАО, много лет руководит работой секции «Информатика» Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Профессор Роберт И.В. является руководителем научной школы в области информатизации образования. Под её руководством защищено 23 докторских и более 40 кандидатских диссертаций. За выдающиеся успехи в развитии науки и образования И.В. Роберт имеет ряд правительственных наград Российской Федерации. Она дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2001 г. и 2009 годы, награждена медалями К.Д. Ушинского, В.В. Давыдова, Золотой медалью РАО и др. наградами. С 2001 по 2014 г. Роберт являлась председателем докторского совета при Институте. С 2003 по 2014 г. Роберт И.В. являлась руководителем Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения, аккредитованной Госстандартом РФ. С 1998 года совместно с лондонскими коллегами в течение 8 лет И.В. Роберт руководила проектом «Россия–Великобритания: Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности». В рамках этого проекта проведено 8 семинаров в период ежегодной Международной выставки BEET, проводимой в Лондоне.

Институт информатизации образования РАО включал следующие научные подразделения:

  • Лаборатория педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации;
  • Лаборатория проблем информатизации профессионального образования;
  • Лаборатория проблем непрерывного образования в области информатики;
  • Тестовая лаборатория средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий для образования (СВТИКТ);
  • Лаборатория проблем информатизации управления образованием.

Основными направлениями научных исследований Института являлись следующие:

  • развитие научной базы информатизации образования, научно-педагогические основы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества - исследование проблем и разработка теоретических основ, прогностических аспектов развития процесса информатизации образования в условиях совершенствования информационных технологий и функционирования всемирной информационной среды;
  • совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации – исследование основных тенденций развития педагогических технологий на базе современных средств информационного взаимодействия технологий Мультимедиа, «Виртуальная реальность» и Телекоммуникаций; разработка теоретических основ их применения на всех уровнях системы непрерывного образования;
  • совершенствование механизмов управления системой образования – автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации и современных средств коммуникаций;
  • научно-методическое обеспечение информационной технологии дистанционного дифференцированного обучения пользователей ПК современным программным средствам;
  • теоретические основы построения системы автоматизированного тестирования на базе формально-структурного описания процесса педагогического оценивания знаний;
  • разработка теоретических основ и технологии оценки педагогико-эргономического качества средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, применяемых в образовании, электронных изданий образовательного назначения, программных, программно-аппаратных средств и систем учебного назначения;
  • развитие содержания и методической системы обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества;
  • развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров информатизации школы – разработка структуры и содержания подготовки методиста-организатора информатизации образования в школе в области научно-педагогического и учебно-методического обеспечения процесса информатизации образования в школе, в частности организационно-методических, экспертно-аналитических, нормативно-правовых аспектов использования информационных и коммуникационных технологий;
  • разработка содержания и формирование программно-методического обеспечения процесса самообразования в области информатики, использования современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности на базе инфраструктур глобальной информационной магистрали, в частности, подготовка учителя к применению современных информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности;
  • правовая защита и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования – разработка теоретических основ защиты результатов интеллектуального труда, представленных в электронном виде, работников сферы образования в области информационных технологий и методических подходов к разработке технологии проектирования системы информационного обеспечения объектов интеллектуальной собственности, разработанных на базе средств информационных и коммуникационных технологий;
  • информационные технологии мониторинга, оценки и анализа качества образовательного процесса – разработка научно-методических подходов к оценке качества профессиональной педагогической деятельности специалистов образовательных учреждений на базе средств информационных и коммуникационных технологий, выявление направлений и объема информационных массивов для мониторинга;
  • совершенствование баз и банков данных научно-педагогической информации на основе современных информационных и коммуникационных технологий;
  • реализация информационных и коммуникационных технологий в стандартах общего образования и высшего педагогического образования;
  • единое информационное образовательное пространство по базе глобальных информационных магистралей, в том числе разработка технологии информационного взаимодействия на базе глобальных телекоммуникаций.

С 1997 по 2014 г. Институт выполнял функции головной организации по реализации Комплексной программы Отделения профессионального образования РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», координируя научные исследования в данной области и работая более чем с тридцатью научно-исследовательскими коллективами институтов и университетов России. В рамках Комплексной программы проводились совместные исследовательские и опытно-экспериментальные работы с Международным центром системных исследований проблем высшего образования и науки (г. Москва), Институтом образования взрослых РАО (г.С.-Петербург), Институтом общего среднего образования РАО (г.Москва), Институтом педагогики социальной работы (г.Москва), Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена (г.С.-Петербург), Омским государственным педагогическим университетом, Пермским государственным педагогическим университетом, Пензенским государственным педагогическим университетом, Уральским государственным педагогическим университетом (г.Екатеринбург), Чувашским государственным педагогическим институтом (г.Чебоксары), Самарским государственным педагогическим университетом, Красноярским государственным педагогическим университетом и др.

С 1997 по 2009 г. Институт информатизации образования осуществлял творческое сотрудничество с такими зарубежными учебными заведениями как Monash University (Австралия, г.Мельбурн), Institute of Education of London University (Великобритания, г.Лондон) по проекту «Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов», а с 2001 года – в рамках проекта «Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности».

В 1996-2014 гг. проведены фундаментальные исследования в области психолого-педагогических, педагогико-эргономических и технологических проблем развития научной и технологической базы информатизации образования, результатами которых явились концептуальные положения и практико-ориентированные разработки в области развития непрерывного образования в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества. Сформировано и обосновано проблемное поле научно-педагогических, технологических, эргономических и программно-технических аспектов разработки и применения Единого информационного образовательного пространства.

Внедрение результатов фундаментальных исследований НИР и НИОКР Института осуществлялось как по рекомендации Минобразования РФ (в прошлые десятилетия), так систематически в период апробации в рамках опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях России. Всего в опытно-экспериментальной работе было задействовано 32 экспериментальные площадки в Москве, Московской области, С.-Петербурге, Тольятти, Сургуте и других городах России.

На основе разработанного сотрудниками института аппарата экспертной оценки психолого-педагогического, технико-технологического и эргономического качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, Институт был аккредитован Госстандартом РФ в качестве Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения.

Сотрудники Института информатизации образования РАО участвовали в работе Всероссийских и Международных конференций (в том числе, Великобритании, Австралии, Югославии) по проблемам информатизации образования. В период с 1996 по 2014 более 450 докладов сотрудников Института опубликованы в печатных трудах научных сессий и конференций. Свыше 150 научно-методических статей опубликовано сотрудниками института в журналах «Информатика и образование», «Математика в школе», газете «Информатика» и др.

С 1999 по 2014 гг. В Институте издавалось три периодических печатных изданий, в том числе «Ученые записки ИИО РАО».

С 1999 по 2014 г. специалистами Института проводилось преподавание на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании и в области организации информатизации в учебном заведении среднего уровня образования. Специалисты Института проводят также занятия с сотрудниками Президиума РАО по изучению информационных и коммуникационных технологий.

В Институте со дня его организации по 2014 г. активно функционировала докторантура и аспирантура. С 2001 по 2014 г. в Институте функционировал докторский диссертационный совет по нескольким специальностям педагогической науки, а с 2004 года функционировали кандидатский и докторский диссертационные советы по техническим наукам.

Институт информатизации образования РАО с 2012 по 2014 г. осуществлял НИР по двадцати темам в рамках Программы фундаментальных научных исследований Государственных академий наук на 2013-2020 годы (в части РАО), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2237-р.