Отчет за 1999 г.
/ Реферат / Список исполнителей /
За отчетный период были выявлены состояние и перспективы применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системах среднего и высшего образования, определены основные направления и области использования ИКТ в высшем образовании. Исследование позволило выявить психолого-педагогические аспекты подготовки и переподготовки учителей к деятельности в условиях сетевой образовательной среды на основе Internet/ Intranet-технологий (содействие коллективной работе, развитие коммуникаций между группами обучающихся, организация доступа к распределенным мультимедийным ресурсам, оказание технической и педагогической помощи, телеобучение). Рассмотрен, с точки зрения теории деятельности, целостный интерактивный процесс в единой информационной среде на основе lnternet/lntranet-технологий подготовки и переподготовки учителей к работе в условиях использования сетевой образовательной среды, включающий взаимодействие идеолога учебного предмета, разработчика содержания обучения, проектировщика учебного процесса, разработчика средств обучения, методиста, управленца, эксперта. Такое построение пенхолого-педагогической модели (многопозиционной) организации образовательного процесса, протекающего в условиях систематического использования современных коммуникационных технологий, обеспечивает современный уровень информационно-учебного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. На этой основе разработаны методические рекомендации к организации доступа пользователя к распределенному информационному ресурсу для системы дистантного образования, ориентированные на: подготовку учителя к условиям работы в сетевой образовательной среде; организацию обучения информатике и экологии; проведение компьютерного тестирования; преодоление психологических проблем и осуществление безопасного и эффективного обучения. Разработаны также демонстрационные версии курсов для обучения преподавателей методике и разработки учебных дисциплин при дистантном образовании на основе применения инструментальных программных средств.
Исследование особенностей использования нелинейных технологий обучения в процессе создания интегрированной среды электронных учебников и самоучителей в Internet позволило разработать нелинейные формы организации учебного процесса, реализация которых обеспечивает открытое и свободное образование, что, в свою очередь, предполагает создание единого образовательного пространства, предоставление равных возможностей всем участникам образовательного процесса к получению доступа к информационным образовательным ресурсам.
Разработаны принципы профессиональной подготовки учителя и студентов педвузов к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности (инвариантность базовой подготовки, ее ориентация на особенности применения ИКТ, на общекультурный аспект; специализация подготовки в определенной предметной области; дифференцированность подготовки, ее ориентация на личностные предпочтения и профессиональные потребности; блочно-модульная структура построения программ обучения), на базе которых разработаны структура и содержание подготовки. Обосновано также содержание послевузовского обучения информационной защите личности при работе с информационными и коммуникационными технологиями.
Разработаны методические подходы к обучению информационным технологиям (ИТ) в системе непрерывного образования, основанные на следующих принципах: изучение ИТ нельзя отделить от изучения в школе информатики как учебного предмета, оно должно проводиться на протяжении всего обучения в школе и быть организовано, исходя из этапов изучения информатики в школе (пропедевтический, базовый, дифференцированный); на разных этапах изучения ИТ в школе изменяется значимость отдельных задач овладения ИТ в комплексе образовательных задач, стоящих перед школой (мировоззренческих, воспитательных в частности, развития мышления, подготовки к практической деятельности, продолжению образования); дифференциация содержания обучения ИТ на старшей ступени школы должна осуществляться по видам информационной деятельности; важнейшим методическим принципом формирования содержания обучения ИТ является формирование представлений о научных основах создания и использования ИТ, которое тесно связано с идеями формализации и моделирования. Предложена методическая схема формирования представлений о научных основах ИТ: формализация, информационные модели, в которых выделяются две их составляющие — статическая (информационная система) и динамическая (информационные процессы — алгоритмы и др.), семантическая и синтаксическая стороны моделей, знаковые «примитивы» как средство описания моделей в синтаксическом аспекте и информационные технологии как технологии преобразования этих «примитивов» с помощью компьютера.
Выделены особенности применения информационных технологий в процессе математического образования в области: реализации компьютерных методов исследования математических моделей и средств их преобразования; использования средств создания и управления базой данных геометрических объектов; применения средств компьютерной графики для формирования и развития пространственного мышления учащихся; автоматизации процессов контроля.
Исследования особенностей формирования мышления учащихся младшего и среднего звена школы в условиях информатизации образования показали: развитие такого элементарного мыслительного действия как перемещение зрительных образов букв непосредственно связано с ранним обучением информатике; активизацию в раннем возрасте и регресс позднее такой мыслительной операции, как абстрагирование, у детей, обучающихся информатике, на основе экспериментальных данных можно говорить о регрессе, связанном с ранним обучением компьютерной грамотности, в таком обобщенном мыслительном действии как экстраполяция — прогнозирование на основе замеченной закономерности; осуществление "навигации" в изучаемом материале у детей, обучающихся информатике, является более продуктивной.
Обоснована педагогическая целесообразность стандартизации применения ИКТ для средних учебных заведений технического профиля и разработан проект образовательного стандарта многоуровневой графической подготовки как фундаментального элемента современного образования.
Разработаны отраслевой стандарт требований к базовому программному обеспечению комплекта учебной вычислительной техники и методика испытаний для целей его сертификации, а также гигиенические рекомендации по оборудованию классов, оснащенных средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации, и организации в них работы.
Проведены исследования по развитию технологической базы автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, на основе которых разработан исследовательский прототип базы данных научно-педагогической и инструктивно-методической информации и методика ее использования. Предложены также архитектурные и программно-технические решения реализации базы данных по тематике научных исследований, проводимых в нашей стране в области образования.
Разработаны методические рекомендации по использованию программно-технологических и технических средств для обеспечения функционирования баз данных библиотеки, а также для библнотечно-библиографической классификации библиографических источников библиотек общеобразовательных учреждений и справочно-информационные материалы для библиотеки учреждений педагогического образования.
Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе оперативно и широко внедряются в отечественную школу в различных субъектах России при активной поддержке Минобразования РФ. На протяжении отчетного периода Департаментом общего среднего образования Минобразования РФ утверждены нормативно-методические материалы по оборудованию и оснащению кабинетов информатики и классов ВТ.
Научный коллектив сотрудников Института информатизации образования РАО является научным координатором Комплексной программы "Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования" и исполнителем основных НИР и НИОКР, объединяя исследования более 30-ти ведущих коллективов России по проблеме информатизации непрерывного образования, принимает участие в различных международных и региональных конференциях, например, "Информационные технологии в образовании", и др.
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Институт информатизации образования РАО, г. Москва:
Роберт И.В. – д.п.н., профессор, научный руководитель
Глейзер Г.Д. – академик РАО, д.п.н., профессор
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор
Луканкин Г.Л. – член-корр. РАО, д.п.н., профессор
Браун Ю.С. – м.н.с., аспирант
Галкина А.И. – с.н.с.
Григорьев П.Г. – ведущий программист
Гусев В.А. - д.п.н., профессор
Долматов В.П. – к.п.н., в.н.с.
Жданов С.А. – к.п.н., профессор
Захарова Т.Б. – д.п.н., гл.н.с.
Кравцов С.С. – к.п.н., с.н.с.
Козлова Н.В. – с.н.с.
Мартынов Д.А. – н.с., аспирант
Новиков С.П. – к.п.н., доцент
Пантюхин П.Я. – к.техн.н., доцент
Роганов Д.А. – н.с., аспирант
Розов Н.Х., д.ф.-м.н., профессор
Савельева В.С. – с.н.с.
Смирнов С.Г. – к.ф.-м.н., в.н.с.
Смольникова И.А. – к.ф.-м.н., доцент
Усенков Д.Ю. – с.н.с.
Филлипюк С.В. – с.н.с.
Фроленко Н.Л. – к.п.н., в.н.с.
Шахин В.М. – к.техн.н., с.н.с.
Шухмаш А.Е. – н.с., аспирант
Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, г. Москва:
Манушин Э.А. – академик РАО, д.техн.н., профессор – научный руководитель
Деркач А.А. – д.психол.н., профессор
Институт общего среднего образования РАО, г. Москва:
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор – научный руководитель
Бешенков С.А. – д.п.н., профессор
ГНПБ им. К. Д. Ушинского:
Сизов Б.Н. - к.п.н. – научный руководитель
Козлова О.В. – н.с.
РГПУ им. А.И.Герцена г. С.-Петербург:
Румянцев И.А. - д.техн.н., профессор (СЗФ ИНИНФО, г. С.-Петербург) - научный руководитель
Воробьев Е.И. - д.техн.н., профессор
Копыльцов А.В. - д.техн.н.
Соломин В.П. - к.п.н.
Смирнов В.А. - к.биол.н.
Омский государственный педагогический университет:
Лапчик Д.М. - д.п.н., профессор - научный руководитель
Лучко О.Н. - к.п.н., доцент
Лапчик Д.М. - аспирант
Государственный педагогический университет, г. Пермь:
Хеннер Е.К. – д.ф.-м.н., профессор – научный руководитель
Миков А.И. – д.ф.-м.н., профессор
Кубышкин А.В. – с.н.с. (Технический университет, г. Пермь)
Красноярский государственный педагогический университет:
Пак Н.И. - к.ф.-м.н., профессор - научный руководитель
Майер В.Р. - к.ф.-м.н.
Воронежский государственный педагогический университет:
Могилев А.В. - к.ф.-м.н. - научный руководитель
Могилева В.Н.
Научно-методический журнал «Информатика и образование», г. Москва:
Кравцова А.Ю. - к.п.н. - научный руководитель
Ловцов Д.А. - д.техн.н., профессор
Серпуховский военный институт ракетных войск:
Козлов О.А. - к.техн.н., доцент - научный руководитель
Катарнов А.Б.
Кертанов Ю.Х. (Институт современного бизнеса, г. Москва)
Лысогорский В.С. - к.техн.н. (Управление Военного образования Министерства обороны РФ)
Орленок Е.С. (Институт современного бизнеса, г. Москва)
Соисполнители научно-исследовательских коллективов России:
Ваграменко Я.А. - д.техн.н. (ИНИФО МО РФ)
Вяткина Л.В. (Нердвинская средняя школа Карагайского р-на Пермской обл.)
Гельтищева Е.А. – к.мед.н., с.н.с. (МНИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, г. Москва)
Зайнутдинова Л.Х. - к.техн.н., доцент (Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань)
Каракозов С.Д. - к.ф.-м.н. (Институт информатизации педобразования при Барнаульском педагогическом университете, г. Барнаул)
Круподеров Р.И. – д.п.н. (СЗФ ИНИНФО МО и ПО РФ, г. Елец)
Линькова В.П. – к.техн.н., доцент (Пензенский педуниверситет)
Панюкова С.В.- д.п.н. (Военный автомобмльный институт, г. Рязань)
Пученков Л.Н. - д.техн.н. (МВТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва)
Софронова Н.В. – д.п.н., доцент (Чувашский госпедуниверситет, г. Чебоксары)
Сваровская А.И. (Муниципальная гимназия № 10, г. Новосибирск)
Научное редактирование: Роберт И.В. – д.п.н., профессор
Техническое редактирование: Савельева В.С., Усенков Д.Ю.
Компьютерный набор и верстка: Усенков Д.Ю.
|