robert-school.ru

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"


Начало > Архив изданий > Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.) > Отчет за 1999 г. >

Отчет за 1999 г.

/ Реферат / Список исполнителей /

РЕФЕРАТ

За отчетный период были выявлены состояние и перс­пективы применения информационных и коммуникацион­ных технологий (ИКТ) в системах среднего и высшего об­разования, определены основные направления и области использования ИКТ в высшем образовании. Исследование позволило выявить психолого-педагогические аспекты под­готовки и переподготовки учителей к деятельности в усло­виях сетевой образовательной среды на основе Internet/ Intranet-технологий (содействие коллективной работе, раз­витие коммуникаций между группами обучающихся, орга­низация доступа к распределенным мультимедийным ресур­сам, оказание технической и педагогической помощи, телеобучение). Рассмотрен, с точки зрения теории деятель­ности, целостный интерактивный процесс в единой инфор­мационной среде на основе lnternet/lntranet-технологий под­готовки и переподготовки учителей к работе в условиях использования сетевой образовательной среды, включающий взаимодействие идеолога учебного предмета, разработчика содержания обучения, проектировщика учебного процесса, разработчика средств обучения, методиста, управленца, эк­сперта. Такое построение пенхолого-педагогической моде­ли (многопозиционной) организации образовательного про­цесса, протекающего в условиях систематического использования современных коммуникационных техноло­гий, обеспечивает современный уровень информационно-учебного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. На этой основе разработаны методические реко­мендации к организации доступа пользователя к распреде­ленному информационному ресурсу для системы дистантного образования, ориентированные на: подготовку учителя к условиям работы в сетевой образовательной среде; орга­низацию обучения информатике и экологии; проведение ком­пьютерного тестирования; преодоление психологических проблем и осуществление безопасного и эффективного обу­чения. Разработаны также демонстрационные версии кур­сов для обучения преподавателей методике и разработки учебных дисциплин при дистантном образовании на осно­ве применения инструментальных программных средств.

Исследование особенностей использования нелинейных технологий обучения в процессе создания интегрированной среды электронных учебников и самоучителей в Internet по­зволило разработать нелинейные формы организации учеб­ного процесса, реализация которых обеспечивает открытое и свободное образование, что, в свою очередь, предполагает создание единого образовательного пространства, предос­тавление равных возможностей всем участникам образова­тельного процесса к получению доступа к информационным образовательным ресурсам.

Разработаны принципы профессиональной подготовки учителя и студентов педвузов к применению информацион­ных и коммуникационных технологий в своей профессио­нальной деятельности (инвариантность базовой подготов­ки, ее ориентация на особенности применения ИКТ, на общекультурный аспект; специализация подготовки в опре­деленной предметной области; дифференцированность под­готовки, ее ориентация на личностные предпочтения и профессиональные потребности; блочно-модульная структура построения программ обучения), на базе которых разрабо­таны структура и содержание подготовки. Обосновано так­же содержание послевузовского обучения информационной защите личности при работе с информационными и коммуникационными технологиями.

Разработаны методические подходы к обучению инфор­мационным технологиям (ИТ) в системе непрерывного об­разования, основанные на следующих принципах: изучение ИТ нельзя отделить от изучения в школе информатики как учебного предмета, оно должно проводиться на протяжении всего обучения в школе и быть организовано, исходя из этапов изучения информатики в школе (пропедевтический, ба­зовый, дифференцированный); на разных этапах изучения ИТ в школе изменяется значимость отдельных задач овла­дения ИТ в комплексе образовательных задач, стоящих пе­ред школой (мировоззренческих, воспитательных в частно­сти, развития мышления, подготовки к практической деятельности, продолжению образования); дифференциация содержания обучения ИТ на старшей ступени школы долж­на осуществляться по видам информационной деятельнос­ти; важнейшим методическим принципом формирования содержания обучения ИТ является формирование представлений о научных основах создания и использова­ния ИТ, которое тесно связано с идеями формализации и моделирования. Предложена методическая схема формиро­вания представлений о научных основах ИТ: формализация, информационные модели, в которых выделяются две их со­ставляющие — статическая (информационная система) и ди­намическая (информационные процессы — алгоритмы и др.), семантическая и синтаксическая стороны моделей, зна­ковые «примитивы» как средство описания моделей в син­таксическом аспекте и информационные технологии как тех­нологии преобразования этих «примитивов» с помощью компьютера.

Выделены особенности применения информационных технологий в процессе математического образования в об­ласти: реализации компьютерных методов исследования ма­тематических моделей и средств их преобразования; исполь­зования средств создания и управления базой данных геометрических объектов; применения средств компьютер­ной графики для формирования и развития пространствен­ного мышления учащихся; автоматизации процессов конт­роля.

Исследования особенностей формирования мышления уча­щихся младшего и среднего звена школы в условиях информа­тизации образования показали: развитие такого элементарного мыслительного действия как перемещение зрительных об­разов букв непосредственно связано с ранним обучением информатике; активизацию в раннем возрасте и регресс позднее такой мыслительной операции, как абстрагирование, у детей, обучающихся информатике, на основе экспериментальных данных можно говорить о регрессе, связанном с ранним обу­чением компьютерной грамотности, в таком обобщенном мыс­лительном действии как экстраполяция — прогнозирование на основе замеченной закономерности; осуществление "нави­гации" в изучаемом материале у детей, обучающихся инфор­матике, является более продуктивной.

Обоснована педагогическая целесообразность стандар­тизации применения ИКТ для средних учебных заведений технического профиля и разработан проект образовательного стандарта многоуровневой графической подготовки как фун­даментального элемента современного образования.

Разработаны отраслевой стандарт требований к базово­му программному обеспечению комплекта учебной вычис­лительной техники и методика испытаний для целей его сер­тификации, а также гигиенические рекомендации по оборудованию классов, оснащенных средствами вычисли­тельной техники, информатизации и коммуникации, и орга­низации в них работы.

Проведены исследования по развитию технологической базы автоматизации процессов информационно-методичес­кого обеспечения учебно-воспитательного процесса, на ос­нове которых разработан исследовательский прототип базы данных научно-педагогической и инструктивно-методичес­кой информации и методика ее использования. Предложе­ны также архитектурные и программно-технические реше­ния реализации базы данных по тематике научных исследований, проводимых в нашей стране в области обра­зования.

Разработаны методические рекомендации по использо­ванию программно-технологических и технических средств для обеспечения функционирования баз данных библиоте­ки, а также для библнотечно-библиографической классифи­кации библиографических источников библиотек общеоб­разовательных учреждений и справочно-информационные материалы для библиотеки учреждений педагогического образования.

Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе опе­ративно и широко внедряются в отечественную школу в раз­личных субъектах России при активной поддержке Минобра­зования РФ. На протяжении отчетного периода Департаментом общего среднего образования Минобразования РФ утвержде­ны нормативно-методические материалы по оборудованию и оснащению кабинетов информатики и классов ВТ.

Научный коллектив сотрудников Института информати­зации образования РАО является научным координатором Комплексной программы "Информационные и коммуника­ционные технологии в системе непрерывного образования" и исполнителем основных НИР и НИОКР, объединяя исследования более 30-ти ведущих коллективов России по про­блеме информатизации непрерывного образования, прини­мает участие в различных международных и региональных конференциях, например, "Информационные технологии в образовании", и др.

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Институт информатизации образования РАО, г. Москва:
Роберт И.В. – д.п.н., профессор, научный руководитель
Глейзер Г.Д. – академик РАО, д.п.н., профессор
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор
Луканкин Г.Л. – член-корр. РАО, д.п.н., профессор
Браун Ю.С. – м.н.с., аспирант
Галкина А.И. – с.н.с.
Григорьев П.Г. – ведущий программист
Гусев В.А. - д.п.н., профессор
Долматов В.П. – к.п.н., в.н.с.
Жданов С.А. – к.п.н., профессор
Захарова Т.Б. – д.п.н., гл.н.с.
Кравцов С.С. – к.п.н., с.н.с.
Козлова Н.В. – с.н.с.
Мартынов Д.А. – н.с., аспирант
Новиков С.П. – к.п.н., доцент
Пантюхин П.Я. – к.техн.н., доцент
Роганов Д.А. – н.с., аспирант
Розов Н.Х., д.ф.-м.н., профессор
Савельева В.С. – с.н.с.
Смирнов С.Г. – к.ф.-м.н., в.н.с.
Смольникова И.А. – к.ф.-м.н., доцент
Усенков Д.Ю. – с.н.с.
Филлипюк С.В. – с.н.с.
Фроленко Н.Л. – к.п.н., в.н.с.
Шахин В.М. – к.техн.н., с.н.с.
Шухмаш А.Е. – н.с., аспирант
 
Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, г. Москва:
Манушин Э.А. – академик РАО, д.техн.н., профессор – научный руководитель
Деркач А.А. – д.психол.н., профессор
 
Институт общего среднего образования РАО, г. Москва:
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор – научный руководитель
Бешенков С.А. – д.п.н., профессор
 
ГНПБ им. К. Д. Ушинского:
Сизов Б.Н. - к.п.н. – научный руководитель
Козлова О.В. – н.с.
 
РГПУ им. А.И.Герцена г. С.-Петербург:
Румянцев И.А. - д.техн.н., профессор (СЗФ ИНИНФО, г. С.-Петербург) - научный руководитель
Воробьев Е.И. - д.техн.н., профессор
Копыльцов А.В. - д.техн.н.
Соломин В.П. - к.п.н.
Смирнов В.А. - к.биол.н.
 
Омский государственный педагогический университет:
Лапчик Д.М. - д.п.н., профессор - научный руководитель
Лучко О.Н. - к.п.н., доцент
Лапчик Д.М. - аспирант
 
Государственный педагогический университет, г. Пермь:
Хеннер Е.К. – д.ф.-м.н., профессор – научный руководитель
Миков А.И. – д.ф.-м.н., профессор
Кубышкин А.В. – с.н.с. (Технический университет, г. Пермь)
 
Красноярский государственный педагогический университет:
Пак Н.И. - к.ф.-м.н., профессор - научный руководитель
Майер В.Р. - к.ф.-м.н.
 
Воронежский государственный педагогический университет:
Могилев А.В. - к.ф.-м.н. - научный руководитель
Могилева В.Н.
 
Научно-методический журнал «Информатика и образование», г. Москва:
Кравцова А.Ю. - к.п.н. - научный руководитель
Ловцов Д.А. - д.техн.н., профессор
 
Серпуховский военный институт ракетных войск:
Козлов О.А. - к.техн.н., доцент - научный руководитель
Катарнов А.Б.
Кертанов Ю.Х. (Институт современного бизнеса, г. Москва)
Лысогорский В.С. - к.техн.н. (Управление Военного образования Министерства обороны РФ)
Орленок Е.С. (Институт современного бизнеса, г. Москва)
 
Соисполнители научно-исследовательских коллективов России:
Ваграменко Я.А. - д.техн.н. (ИНИФО МО РФ)
Вяткина Л.В. (Нердвинская средняя школа Карагайского р-на Пермской обл.)
Гельтищева Е.А. – к.мед.н., с.н.с. (МНИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, г. Москва)
Зайнутдинова Л.Х. - к.техн.н., доцент (Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань)
Каракозов С.Д. - к.ф.-м.н. (Институт информатизации педобразования при Барнаульском педагогическом университете, г. Барнаул)
Круподеров Р.И. – д.п.н. (СЗФ ИНИНФО МО и ПО РФ, г. Елец)
Линькова В.П. – к.техн.н., доцент (Пензенский педуниверситет)
Панюкова С.В.- д.п.н. (Военный автомобмльный институт, г. Рязань)
Пученков Л.Н. - д.техн.н. (МВТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва)
Софронова Н.В. – д.п.н., доцент (Чувашский госпедуниверситет, г. Чебоксары)
Сваровская А.И. (Муниципальная гимназия № 10, г. Новосибирск)
 
Научное редактирование: Роберт И.В. – д.п.н., профессор
Техническое редактирование: Савельева В.С., Усенков Д.Ю.
Компьютерный набор и верстка: Усенков Д.Ю.