"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
    Сборник "Ученые записки ИИО РАО" (1997-2015 гг.)
    Электронное периодическое издание "Информационная среда образования и науки" (2011-2014 гг.)
    Журнал "Педагогическая информатика" (2001-2014 гг.)
    Журнал "Информатизация образования и науки" (2009-2013 гг.)
    Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.)
        ·Отчет за 2004 г.
        ·Отчет за 2003 г.
        ·Отчет за 2002 г.
        ·Отчет за 2001 г.
        ·Отчет за 2000 г.
        ·Отчет за 1999 г.
        ·Отчет за 1998 г.
        ·Отчет за 1996 г.
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Отчет за 2000 г.


/ Реферат / Список исполнителей /

РЕФЕРАТ

Проведены фундаментальные исследования в области теоретико-методологических и педагогико-эргономических проблем развития научной и технологической базы информатизации образования, результатами которых явились концептуальные положения развития непрерывного образования в условиях расширения использования глобальных коммуникаций. Сформировано и обосновано проблемное поле научно-педагогических, технологических, эргономических и программно-технических аспектов разработки и применения Единого информационного образовательного пространства.

Выявлены основные проблемы развития дистанционного образования в России, даны рекомендации по дальнейшему развертыванию исследований в этом направлении, определена потребность населения России в дистанционных образовательных услугах и возможности вузов России в предоставлении таких услуг (Э.А. Манушин).

Определены требования к подготовке специалистов гуманитарного профиля в области информационной подготовки и математического образования (Г.Д. Глейзер, И.В. Роберт, Н.Х. Розов); основные принципы построения структуры и содержания подготовки в области информатики, применения информационных и коммуникационных технологий в социальной сфере, науке, производстве, образовании и в будущей профессиональной деятельности студентов гуманитарного профиля, разработано содержание подготовки студентов по математике, информатике, применению информационных и коммуникационных технологий.

Разработана методика формирования научных основ информационных и коммуникационных технологий, использования идей формализации и информационного моделирования, являющихся неотъемлемыми компонентами информационной культуры (А.А. Кузнецов, Т.Б Захарова). Показано, что изучение информационных и коммуникационных технологий должно быть ориентировано на формирование научной основы, базы для освоения новых технологий. Основное внимание при этом уделяется мировоззренческим, воспитательным задачам, развитию мышления, подготовке к практической деятельности, продолжению образования. Обоснованы принципы диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых по базовому курсу информатики с использованием информационных технологий и разработано методическое пособие по использованию системы контроля и тестирования знаний обучаемых при обеспечении диагностических целей обучения (О.А. Козлов).

Выявлены основные научно-педагогические, технологические, эргономические и программно-технические проблемы создания Единого информационного образовательного пространства (И.В. Роберт, В.А. Касторнова). Осуществлен аналитический обзор русскоязычных образовательных ресурсов Интернет с целью выявления педагогической значимости распределенного информационного образовательного ресурса.

Определены теоретические основы преподавания разделов, обеспечивающих графическую подготовку учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений на базе информационных технологий (П.Я. Пантюхин) и рекомендации по использованию профессионального графического редактора для моделирования деятельности по созданию продукта материального производства в виде чертежей и моделей простейших механизмов в интегрированном курсе черчения и графической подготовки.

Рассмотрены вопросы использования программного обеспечения для дифференцированного дистанционного обучения пользователей (Э.А. Манушин) персональными компьютерами (ПК); структура и состав компонентов технологии дистанционного обучения в системе открытого образования. Проведено исследование некоторых моделей обучения и определены требования к системам удаленного обучения, а также аспекты управления групповым обучением в Интернет и в сетевых системах. Разработана модель дифференцированного дистанционного обучения и основные алгоритмы функционирования и взаимодействия основных компонентов технологии системы дистанционного обучения. Предложена функциональная структура программного комплекса для образовательных сайтов, а также основные базовые средства разработки и использования программного комплекса для системы различной функциональной сложности, инструментальный комплекс для дифференцированного обучения пользователей ПК.

Подготовлена окончательная редакция технических условий, обеспечивающих процедуру сертификации средств и систем учебной вычислительной техники для кабинетов информатики и классов с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами (И.В. Роберт, В.П. Шахин, В.П.Давыдов). Эти материалы утверждены и зарегистрированы в Реестре системы "Росинфосерт" (при Министерстве РФ по связи и информатизации) и рекомендованы Минобразованием РФ к использованию при закупке средств электронно-вычислительной техники для школ.

Значительное внимание уделено теоретическим и организационно-методическим проблемам подготовки кадров информатизации сферы общего образования в педагогических вузах, разработана структура и содержание общей методики преподавания информатики для педагогических вузов (М.П. Лапчик, Е.К. Хеннер) и методические рекомендации для учителя по осуществлению учебной деятельности в условиях сетевой образовательной среды.

Разработаны теоретические основы информатизации социально-педагогических систем (И.А. Липский, А.А. Северный, М.С. Чванова.), проведен анализ тенденций развития системы непрерывного образования работников социальной сферы, выявлены предпосылки информатизации системы непрерывной подготовки специалистов этой сферы.

Созданы методики применения информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательной школе взрослых (Г.Д. Глейзер, А.Е. Марон), методические рекомендации по применению информационной системы обслуживания в условиях глобальных коммуникаций в помощь библиотечным работникам школ (Б.Н. Сизов).

Обоснована методическая целесообразность реализации дидактических возможностей технологии мультимедиа, созданы демонстрационные исследовательские прототипы электронных средств учебного назначения по информатике, математике, астрономии, истории, теплотехнике и методические рекомендации по их использованию (И.В. Роберт, С.В. Панюкова, О.Н. Лучко, С.С. Кравцов, Д.Ю. Усенков). Разработаны информационная система "Базы и банки данных научно-педагогической и инструктивно-методической информации" и "Банк (база) данных по тематике научных исследований, проводимых в России в области образования" (Д.А. Роганов), программная реализация которых осуществлена на LotusNotes.

Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе внедряются в отечественную школу при активной поддержке Минобразования РФ. На протяжении отчетного периода Департаментом общего среднего образования Минобразования РФ утверждены нормативно-методические материалы по оборудованию и оснащению кабинетов информатики и компьютерных классов. Учебные программы по математике и информатике для высшего гуманитарного образования, методические пособия по информатике для средней школы, электронный учебник для профессионального образования в технической области внедрены в практику работы школ, вузов и органов образования.

Научный коллектив сотрудников Института является научным координатором Комплексной программы "Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования" и исполнителем основных НИР и НИОКР, объединяя в рамках программы исследования более 30-ти ведущих коллективов России (на условиях самофинансирования) по проблеме информатизации непрерывного образования.

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Институт информатизации образования РАО, г. Москва:

Роберт И.В. –– д.п.н., профессор, научный руководитель
Глейзер Г.Д. – академик РАО, д.п.н., профессор
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор
Босова Л.Л. - к.п.н., с.н.с.
Власова Ю.Ю. – к.п.н.
Гусев В.А. - д.п.н., профессор
Долматов В.П. – к.п.н.
Давыдов В.П. – с.н.с.
Жданов А.О. – м.н.с.
Жданов С.А. – к.п.н., профессор
Захарова Т.Б. - д.п.н., с.н.с.
Кравцов С.С., к.п.н., с.н.с.
Луканкин Г.Л., д.п.н., профессор
Львовская Н.А., с.н.с.
Новиков С.П. – к.п.н., доцент
Пантюхин П.Я. – к.техн.н., с.н.с.
Роганов Д.А. – м.н.с.
Розов Н.Х., д.ф.-м.н., профессор
Рыкунова Н.Б. – ведущий программист
Савельева В.С. – с.н.с.
Смирнов С.Г. – к.ф.-м.н., с.н.с.
Тобольцев А.М.
Усенков Д.Ю. – с.н.с.
Филлипюк С.В. – с.н.с.
Фроленко Н.Л. – в.н.с., к.п.н.
Цветкова М.С. - аспирантка
Шахин В.М. – к.техн.н., с.н.с.
Шухмаш А.Е. – к.п.н.
 
Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки, г. Москва:
Манушин Э.А. – академик РАО, д.техн.н., профессор – научный руководитель
Анисимов С.А.,
Деркач А.А. – д.психол.н., профессор
Конюхов Н.И.,
Бурчак Э.А.
 
Институт образования взрослых РАО, г. С.-Петербург:
Глейзер Г.Д. – академик РАО, д.п.н., профессор – научный руководитель
Марон А.Е. – д.п.н., профессор
Горбунова Л.Л. - к.п.н.
Монахова Л.Ю. - к.п.н.
 
Институт общего среднего образования РАО, г. Москва:
Кузнецов А.А. – академик РАО, д.п.н., профессор – научный руководитель
Бешенков С.А. – д.п.н., профессор
Захарова Т.Б. – д.п.н., в.н.с.
 
Инстиут педагогики социальной работы:
Липский И.А. - д.п.н.
Северный А.А. - к.мед.н.
Чванова М.С. - к.п.н.
 
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Манушин Э.А. – академик РАО, д.техн.н., профессор – научный руководитель
Пученков Л.Н., к.техн.н.
 
ГНПБ им. К. Д. Ушинского
Сизов Б.Н. - к.п.н. – научный руководитель
 
РГПУ им. А.И.Герцена г. С.-Петербург:
Румянцев И.А. - д.техн.н.
Соломин В.П. - к.п.н.
Смирнов В.А. - к.биол.н.
 
Государственный педагогический университет, г. Пермь:
Хеннер Е.К. – д.ф.-м.н., профессор – научный руководитель
Миков А.И. – д.ф.-м.н., профессор
 
Пензенский государственный педагогический университет:
Линьков В.М. - д.техн.н., профессор – научный руководитель
Линькова В.П. - к.техн.н., доцент
 
Уральский государственный педагогический университет:
Гейн А.Г. - к.ф.-м.н. – научный руководитель
Стариченко Е.В. - к.техн.н.
 
Омский государственный педагогический университет:
Лапчик Д.М. - д.п.н., - научный руководитель
Лучко О.Н. - к.п.н.
 
Чувашский государственный педагогический институт г.Чебоксары:
Софронова Н.В. - д.п.н. – научный руководитель
Богомолов А.В., аспирант
 
Самарский государственный педагогический университет:
Анискин В.Н. - к.п.н.
Бетоев В.А. - д.п.н.
 
Красноярский государственный педагогический университет:
Пак Н.И. - к.ф.-м.н.
Майер В.Р. - к.ф.-м.н.
Шкерина Л.В. - к.ф.-м.н.
Яковлев Б.В. - д.ф.-м.н.
Яковлева Т.А. - к.п.н.
Степанова И.Ю.
 
Соисполнители научно-исследовательских коллективов России:
Богуславский А.А. - к.ф.-м.н. (Коломенский государственный педагогический институт)
Ваграменко Я.А. - д.техн.н. (ИНИФО МО РФ)
Дашниц Н.Л. (Школа №76 г. Ярославль)
Зайнутдинова Л.Х. - к.техн.н. (Астраханский государственный технический университет)
Каракозов С.Д. - к.ф.-м.н. (Институт информатизации педобразования при Барнаульском педагогическом университете)
Козлов О.А. - к.техн.н. (Серпуховское высшее ракетное училище)
Кравцова А.Ю. – к.п.н. (Научно-методический журнал "Информатика  и образование", г. Москва)
Могилёв А.В. - к.ф.-м.н. (Воронежский государственный педагогический университет)
Морев И.А. - к.ф.-м.н. (Дальневосточный государственный университет Центр новых образовательных технологий г. Владивосток)
Панюкова С.В.- д.п.н. (Рязанское высшее инженерно-автомобильное училище)
Петров П.К. - к.п.н. (Удуртский государственный университет г. Ижевск)
Румянцев И.А. - д.техн.н. (СЗФ ИНИФО г. С.-Петербург)
Уваров А.Ю. - к.п.н. (Отдел тем обучения УРАО)
 
Научное редактирование: Роберт И.В. – д.п.н., профессор, Босова Л.Л. — к.п.н.