robert-school.ru

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"


Начало > История развития Научной школы > Показатели научной школы >

Показатели научной школы

 Показатели научной школы фундаментальных исследования по приоритетным направлениям развития педагогической науки и образовательных технологий ГНИУ «Институт информатизации образования» Российской академии образования (ИИО РАО) 

Показатели
Реализация
1. Область науки (по возможности в соответствии с классификатором РАН, с указанием кода)
Информатизация образования: информационные и телекоммуникационные технологии в образовании
2. Наименование важнейших научных проблем, которые намечается решить в прогнозируемый период

Методология развития отечественной системы информатизации образо­вания в здоровьесберегающих условиях

Методология оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), её эффективного и безопасного использования

3. Критические технологии, развитие которых будет в значительной степени определяться полученными результатами

Информационные и телекоммуникационные технологии образовательного назначения, ориентированные на развитие мировоззрения личности и формирования профессиональной готовности к их использованию в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации общества

4. Уровень проведения указанных исследований в России по данной области науки в сопоставлении с мировым:
Россия входит в число мировых лидеров по всему спектру исследований
- число российских журналов, переводимых на английский язык, в которых публикуются статьи по данной области науки
11, («Открытое образование», «Педагогика» и др.)
Основные публикации, описывающие достижения научной школы (2004-2007 гг.)
I. Социально-философские, психолого-педагогические, физиолого-гигиенические и технико-технологические основы развития информатизации образования в условиях информационного общества глобальной массовой коммуникации.
  1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). ‑ М.: ИИО РАО, 2007. ‑ 14,6 п.л.
  2. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: «Образование и Информатика», 2004. – 4 п.л.
  3. Колин К.К., Роберт И.В. Социальные аспекты информатизации образования. – М.: ИИО РАО, ИПИ РАН, 2004. – 5,1 п.л.
  4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования // Сост. Роберт И.В., Лавина Т.А. – М.: ИИО РАО, 2006. – 5,5 п.л.
  5. Мухаметзянов И.Ш. Т.М. Патофизиология информатизации образования. Санитарно-гигиенические и медицинские факторы информатизации образования, изд. «Удмуртский государственный университет», Ижевск, - 2006, –9,3 п.п.
II. Теоретические основы и научно-методическое обеспечение комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования.
  1. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной многоуровневой многопрофильной подготовка кадров информатизации образования // ИИО РАО: ‑ М., 2005. – 3,1 п.л.
  2. Лавина Т.А. Непрерывная подготовка учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. ‑ М.; Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. ‑ 10,7 п.л.
  3. Тарабрин О.А. Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров: Монография. – М.: Институт информатизации образования РАО, 2005. – 14,5 п.л.
  4. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Учебно-методическое пособие для педвузов «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». – М., 2006. ‑ 16 п.л.
  5. Дашниц Н.Л. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию ИКТ: Метод. рекомендации. – Ярославль: изд-во «Александр Рутман», 2005. ‑ 4,5 п.л.
  6. Поличка А.Е. Теоретические аспекты реализации информатизации общего образования в Дальневосточном регионе: проблемы проектирования и осуществления в контексте реализации государственной политики информатизации. Часть 1. Монография. – М.: ИИО РАО, 2003. – 8 п.л.
  7. Поличка А.Е. Теоретические аспекты реализации информатизации общего образования в Дальневосточных регионах: организационное обеспечение развития информатизации региональных систем общего образования. Часть 2. Монография. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. – 18 п.л.
III. Теория и технология оценки психолого-педагогического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.
  1. Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Сборник статей Экспертно-консультативного Совета по вопросам обучения, открытого образования и внедрения новых образовательных технологий при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке. / Подготовлен к парламентским слушаниям на тему: «О государственной поддержке развития информационных образовательных технологий: нормативно-правовой аспект», 2006 год, Москва, 1 п.л.
  2. Роберт И.В. и др. Технические условия, определяющие процедуру экспертизы и сертификации педагогической продукции, реализованной на базе средств ИКТ // ИИО РАО: ‑ М., 2005. – 11,6 п.л.
IV. Теоретико-методологические основания автоматизации педагогического тестирования знаний.
  1. Рудинский И.Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации тестирования знаний.– М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 15 п.л.
  2. Козлов О.А., Рудинский И.Д. Концепция подготовки педагогов и менеджеров образовательных учреждений регулярному применению автоматизированных систем педагогического контроля знаний: Сб. трудов XIV Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», ч. 2. – М.: МИФИ, 2004. – 1,5 п.л.
V. Совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации.
  1. Мартиросян Л.П. Использование информационных технологий на уроках математики в средней общеобразовательной школе. ‑ М.: ИИО РАО, 2006. ‑ 5,8 п.л.
  2. Мартиросян Л.П. Монография. Подготовка учителей математики к использованию средств информационных технологий в своей профессиональной деятельности. ‑ М.: ИИО РАО, 2007. ‑ 6,6 п.л.
  3. Усенков Д.Ю., Первин Ю.А. 1С: Школа. Вычислительная математика и программирование. 10-11 класс: Книга для учителя: Методические рекомендации. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2006. – 22,5 п.л.
  4. Ханнанов Н.К., Усенков Д.Ю. 1С: Школа. Физика. Подготовка к ЕГЭ: Книга для учителя (10-11 классы): Методические рекомендации. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2006. – 20 п.л.
VI. Учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики.
  1. Босова Л.Л. Монография «Пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и информационных технологий: компетентностно-ориентированный подход». – М.: ИИО РАО, 2007 ‑5 п.л.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. Издание 4-е, переработанное и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 12 п.л.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник информатики для 6 класса. Издание 3-е, переработанное и доп. ‑ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. ‑ 14 п.л.
  4. Босова Л.Л. Информатика: Учебник информатики для 7 класса. ‑ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. ‑ 14,5 п.л.
  5. Босова Л.Л. Информатика. 6 класс (на армянском языке). - Изд. «Зангак-97», Ереван, 2006, 10 п.л.
  6. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. ‑ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, 6 п.л.
  7. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. Издание 3-е, испр. и дополненное М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, 7,5 п.л.
  8. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. ‑ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007, 5 п.л.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. Издание 2-е, испр. и дополненное Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006, 10 п.л.
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю.Уроки информатики в 5-7 классах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007, 17 п.л.
VII. Научно-педагогические основы информационной безопасности индивидуума и предупреждения возможных негативных последствий использования средств информационных и коммуникационных технологий.
  1. Поляков В.П. Основы проектирования системы подготовки по информационной безопасности студентов экономических специальностей. ‑ Н. Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический университет, 2006. ‑ 10,2 п.л.
  2. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты информатизации образования: Учебно-методическое пособие / Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2007, - 4 п.л.
  3. Роберт И.В., Босова Л.Л., Романенко Ю.А.Кабинет информатики. Метод. пособие. Издание 2-е, испр. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007, 6,7 п.л.
VIII. Научно-методическое обеспечение правовой защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования.
  1. Мазур З.Ф., Чертакова Е.М. Современные концепции развития патентно-информационной подготовки научно-педагогических кадров в сфере интеллектуальной собственности. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2005. – 12,4 п.л
  2. Мазур З.Ф., Мазур Н.З., Цапенко А.М. Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность в образовании. ИНИЦ Роспатента. – М., 2005. – 6,9 п.л.
  3. Мухаметзянов И.Ш. Основы нормативно-правового обеспечения информатизации образования. ‑ Казань: ИПППО РАО, 2007 ‑ 31,5 п.л.
- важнейшие международные проекты (объемы и источники финансирования (самофинансирование), партнеры и т.п.)

1. Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности (Институт образования Лондонского университета; Австралия, Университет Монаш, г. Мельбурн)

2. Подготовка кадров информатизации общего среднего, профессионального и дополнительного образования (Мексика Puebla, Pue., С.P.).

3. Подготовка педагогических кадров в области информатизации образования (Нагорно-карабахская республика, Арцахский государственный университет).

4. Развитие научных связей, реализация общих информационно-аналитических, историко-культурных и научно-образовательных программ (Украина, Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова).

- основные российские НИИ и вузы, ведущие исследования и сотрудничающие с ИИО РАО по данному направлению
Арзамасский педагогический институт
Астраханский государственный технический университет
Барнаульский государственный педагогический университет
Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого
Военный авиационный технический университет
Воронежский государственный педагогический университет
ГНИИ ИТТ "Информика"
ГНПБ им. К.Д. Ушинского
Гомельский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования
Дальневосточная Академия государственной службы
Дальневосточный государственный университет
Институт возрастной физиологии РАО
Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
Институт образования взрослых РАО,
Институт повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия)
Институт электронных программно-методических средств обучения РАО
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО)
Иркутский государственный педагогический университет
ИСМО РАО
Кабардино-Балкарский государственный университет
Калининградский государственный технический университет
Коломенский государственный педагогический институт
Красноярский государственный педагогический университет
Курский государственный педагогический университет
МАИ
Марийский государственный педагогический институт
МГОПУ им. М.А.Шолохова
МГПИ им. Н.К. Крупской
МГТУ им. Н.Э.Баумана
МИФИ
Московская экономическая школа
Новомосковский филиал Университета РАО
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Омский государственный институт сервиса
Омский государственный педагогический университет
Оренбургский государственный университет
Орловский государственный университет
Пензенский государственный педагогический университет
Пермский государственный педагогический университет
Поморский государственный университет Им. М.В. Ломоносова
РГПУ им. А.И.Герцена
Российский университет дружбы народов
Рязанский государственный педагогический университет
Самарский государственный педагогический университет
Серпуховский Военный институт ракетных войск
Таганрогский государственный педагогический университет
Тольяттинский государственный университет
Тольяттинский филиал Международного института рынка
Томбовский военный авиационный инженерный институт
Тульский государственный университет
Удмуртский государственный университет
Университет РАО
Уральский государственный педагогический университет
Хабаровский государственный педагогический университет
Чебоксарский институт МГОУ
ЧКИ МУПК, г.Чебоксары
ЧРИО, г.Чебоксары
Чувашский государственный педагогический университет
Якутский государственный инженерно-технический институт
Якутский государственный университет
- аспирантура и докторантура

Аспирантура и докторантура по следующим научным специальностям:

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатика; математика; информатизация образования: общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, дополнительного профессионального и послевузовского профессионального).

05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование).

- диссертационные советы

1. Диссертационный совет Д 008.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук по специальностям:

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатика) (уровень высшего профессионального образования).

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования).

2. Диссертационный совет К 008.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности

05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование).

- число утвержденных кандидатских и докторских диссертаций

(2003-2007 гг.) по педагогическим наукам ‑ 51 диссертация

(2005-2006 гг.) по техническим наукам ‑ 14 диссертаций

5. Ожидаемые результаты выполнения исследований в 2008-2012 гг.

1. Фундаментальные основы обобщенного осмысления развития информатизации образования, рассматриваемого как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования на­учно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок ориентированных на реализацию возможностей ИКТ, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, и как области педагогического знания, интегрирующей научные направления психолого-педагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических исследований, находящихся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой и образующих определенную целостность.

2. Научно-методические рекомендации по эффективному и безопасности использования педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

3. Теоретические основы функционирования здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения и рабочего места учащегося вне учебного заведения в части безопасности применения ИКТ.

4. Квалиметрический подход к интегративной оценке показателей качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

5. Математическая модель оценивания достоверности полученных показателей качества как основа экспертизы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

6. Решение фундаментальных проблем

Выявление и реализация психолого-педагогических, социально-правовых и физиологических условий развития информатизации образования.

Научно-методическое обеспечение подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования.

Психолого-педагогическое обеспечение автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования.

Теория и технология оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, в условиях её эффективного и безопасного использования.

Формализация информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний.

7. Приоритеты социально-экономического развития России, в реализации которых будут существенным образом использованы результаты фундаментальных исследований
Развитие отечественной системы образования в здоровьесберегающих условиях использования информационных и телекоммуникационных технологий
8. Конкретные инновационные продукты/услуги, которые могут быть разработаны на основе результатов фундаментальных исследований

Научно-методическое и организационное обеспечение комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования в области использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Научно-методическое и организационно-правовое обеспечение экспертизы психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и ее сертификат.

Разработка информационных систем автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования.

Разработка систем формализации информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний.

Нормативно-методическая и правовая база защиты информации и авторских прав разработчиков интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.

9. Важнейшие инновационные проекты, для реализации которых необходимо проведение соответствующих фундаментальных исследований

Психолого-педагогические, социально-правовые и физиологические основы развития информатизации образования.Методоло­гия подготовки научно-педаго­гических кадров информатизации образования.Психолого-педагогические основы автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования.

Методология оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, её эффективного и безопасного использования.

Формализация информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний.