"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
    Показатели научной школы
    Руководители научных школ
        ·Роберт И.В.
        ·Козлов О.А.
    Библиография по проблемам информатизации образования
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Козлов О.А.


Научная школа "ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА"

Основатель научной школы:

Козлов Олег Александрович - доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2009 г.

Козлов О.А. – заместитель директора по по общим вопросам и инновациям, в период с 1997 по 2008 год принимал активное участие в реализации Комплексных программ Российской академии образования «Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования», «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании»: был соруководителем подпрограмм «Обучение информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования», «Подготовка кадров информатизации системы общего образования»; выполнял научные исследования по темам «Научно-педагогические основы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества», «Развитие содержания и методики обучения информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества», «Развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров информатизации школы», «Информатизация сферы дополнительного образования», «Методологические основы проектирования и реализации педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования»; в настоящее время занимается научными исследованиями в рамках фундаментальных исследований РАО по направлению «Методология развития отечественной системы информатизация образования в здоровьесберегающих условиях».

Результатами исследовательской и научно-методической деятельности Козлова О.А. являются более 250 научных публикаций в области информатизации образования и методики преподавания информатики и ИКТ в высшем и среднем профессиональном образовании, а так же и в общеобразовательной школе. Среди публикаций – концепции и статьи теоретического характера по проблемам применения средств ИКТ учебном процессе, учебники, учебные пособия, методические рекомендации и книги для учителя по вопросам преподавания курса информатики и ИКТ, брошюры и нормативно-методические материалы по использованию средств ИКТ в сфере общего, высшего и среднего профессионального образования. Среди них – «Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования», монография «Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений», план-конспект лекций по дисциплине “Автоматизированные информационные технологии в экономике“ и др.

На основе глубокого анализа отечественного и зарубежного опыта подготовки кадров в области информатизации образования, обучения информатике и ИКТ Козлов О.А. сформировал основные направления и содержание обучения кадров информатизации образования в рамках специальности «Прикладная информатика (в образовании). Учебно-методические пособия, изданные в издательстве «Финансы и статистика»: Учебное пособие. Школьная информатика: экзаменационные вопросы и ответы, Учебно-справочное пособие. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++, Visual Basic и др.  пользуются большой популярностью у преподавателей информатики и ИКТ.

Козлов О.А. является одним из разработчиков теории и технологии подготовки кадров информатизации образования в рамках специальности «Прикладная информатика (в образовании), ведет большую работу по продвижению в регионы разработанных теоретических положений и практических рекомендаций (Якутия, Башкирия, Чувашия, Московская обл., Самарская обл., Смоленская обл., Калининградская обл. и др.)

Козлов О.А. является руководителем научной школы по теории и методике подготовки кадров информатизации образования, им подготовлено 30 кандидатов наук (педагогических, военных, экономических и технических) и 3 доктора педагогических наук, он руководит работой аспирантов, соискателей и докторантов, является членом 3 диссертационных советов.

Направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы:
  1. Анализ социального заказа общества по формированию информационной культуры специалиста, изучение состояния обучения информатике и информационным технологиям в России и за рубежом.
  2. Построение деятельностных моделей, характеризующих структуру знаний и умений специалиста в области информатики и информационных технологий.
  3. Разработка структуры информационной подготовки в средней школе, в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, в системе дополнительного обучения.
  4. Построение содержания типового базового курса информатики, отражающее современный взгляд на образовательную область "информатика", фундаментальность и мировоззренческую направленность курса, а также обеспечивающее преемственность содержания обучения базовому курсу информатики в вузе и содержания обучения информатике в средней школе.
  5. Методы преподавания базового курса информатики, организационные формы и средства обучения базовому курсу информатики и дисциплинам информационного цикла.
  6. Организация межпредметных связей дисциплин информационного цикла и специальных дисциплин.
  7. Обучение информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования.
  8. Подготовка кадров сферы информатизации образования.
Основные научные труды:
  1. Козлов О.А. Школьная информатика: экзаменационные вопросы и ответы: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998 (2001). – 6,2 п.л.
  2. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. – М.: МО, 1999 (2001) – 12,3 п.л.
  3. Козлов О.А., Учебник «Информатика и информационные технологии в управлении войсками» - М.: ВА ГШ ВС РФ, 1999, 15,2, п.л.
  4. Козлов О.А., Роберт И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005. – 3,2 п.л.
  5. Козлов О.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе // Информационные технологии в проектировании и производстве, 2001, №1. – С. 45-52.
  6. Козлов О.А. Подготовка кадров информатизации образования в системе высшего и среднего профессионального образования // Ученые записки ИИО РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», вып. 13. – М., 2004. – С. 165-170.
  7. Козлов О.А. Использование информационных технологий обучения в образовательном процессе технических вузов // Машиностроитель, 2001, №2.
  8. Козлов О.А. Инфраструктура подготовки кадров информатизации образования: состояние и перспективы/ - В сб. трудов VI Международной конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе», т.3. – Н.Новгород: ВГИПА, 2005.
  9. Козлов О.А. Развитие образования в условиях информатизации общества / В сб. статей XIX Межведомственной научно-технической конференции «Проблемы обеспечения устойчивости функционирования сложных технических систем», ч. 3. – Серпухов: МО, 2000. – С. 214-220.
  10. Козлов О.А. Региональная инфраструктура подготовки кадров информатизации образования. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект». – Чебоксары, 2006.
  11. Козлов О.А., Паластина И.П. Использование информационных технологий в подготовке будущих управленцев гостиничного бизнеса. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007.

Организационная форма коллектива, представляющего школу – Лаборатория проблем информатизации профессионального образования ИИО РАО.

Основные научные результаты за последние 5 лет:
  • обоснованы принципы профессиональной подготовки специалистов и студентов к применению ИКТ в своей профессиональной деятельности, на базе которых разработаны структура и содержание подготовки; сформировано и обосновано проблемное поле научно-педагогических, технологических, эргономических и программно-технических аспектов разработки и применения Единого информационного образовательного пространства;
  • проведены исследования, направленные на развитие содержания и теоретической базы информатики в системе непрерывного образования как учебного предмета на уровне высшего педагогического образования, базового и профильных курсов информатики, нейрокомпьютерных сетей и технологий, социальной информатики, применения методов и средств информатики как научной области знания для эффективного и качественного решения учебных и профессиональных задач, реализации возможностей ИКТ в целях развития личности человека, его адаптации к современным условиям жизнедеятельности в информационном обществе;
  • разработана концепция непрерывной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования;
  • проведена работа по доработки ГОС «Прикладная информатика (в образовании)»;
  • разработаны планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров информатизации образовании.
Участие в международном сотрудничестве

Ученые школы входят в состав рабочих комиссий по четырем из одиннадцати основных направлений информатизации образования в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2006-2010 годы)»:

  • научно-педагогическое обеспечение применения информационных технологий в образовании;
  • совершенствование федерального законодательства в связи с решением задач информатизации образования и развитие отраслевой нормативно-правовой базы, отраслевых стандартов, соглашений и имущественных отношений в области разработки и использования информационных технологий в образовании;
  • создание электронных средств учебного назначения общего и профессионального образования; подготовка и переподготовка педагогических кадров в области информационных технологий.

Ученые школы привлекаются Министерством образования РФ в качестве экспертов по программе «Компьютеризация городских и поселковых школ», «Разработка электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования», а также для экспертизы учебников.

Ежегодно ученые школы участвуют в работе Международных и Всероссийских конференций по проблемам информатизации образования. В период с 1999 по 2007 годы более ими опубликовано более 100 работ в печатных трудах научных сессий и конференций, а также свыше 20 научно-методических статей опубликовано в журналах «Информатика и образование», «Педагогическая информатика» и др.