Начало > История развития Научной школы > Руководители научных школ > Козлов О.А. >
Козлов О.А.
Научная школа "ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА"
Основатель научной школы:
Козлов Олег Александрович - доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2009 г.
Козлов О.А. – заместитель директора по по общим вопросам и инновациям, в период с 1997 по 2008 год принимал активное участие в реализации Комплексных программ Российской академии образования «Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования», «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании»: был соруководителем подпрограмм «Обучение информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования», «Подготовка кадров информатизации системы общего образования»; выполнял научные исследования по темам «Научно-педагогические основы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества», «Развитие содержания и методики обучения информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества», «Развитие структуры и содержания образовательных программ подготовки кадров информатизации школы», «Информатизация сферы дополнительного образования», «Методологические основы проектирования и реализации педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования»; в настоящее время занимается научными исследованиями в рамках фундаментальных исследований РАО по направлению «Методология развития отечественной системы информатизация образования в здоровьесберегающих условиях».
Результатами исследовательской и научно-методической деятельности Козлова О.А. являются более 250 научных публикаций в области информатизации образования и методики преподавания информатики и ИКТ в высшем и среднем профессиональном образовании, а так же и в общеобразовательной школе. Среди публикаций – концепции и статьи теоретического характера по проблемам применения средств ИКТ учебном процессе, учебники, учебные пособия, методические рекомендации и книги для учителя по вопросам преподавания курса информатики и ИКТ, брошюры и нормативно-методические материалы по использованию средств ИКТ в сфере общего, высшего и среднего профессионального образования. Среди них – «Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования», монография «Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений», план-конспект лекций по дисциплине “Автоматизированные информационные технологии в экономике“ и др.
На основе глубокого анализа отечественного и зарубежного опыта подготовки кадров в области информатизации образования, обучения информатике и ИКТ Козлов О.А. сформировал основные направления и содержание обучения кадров информатизации образования в рамках специальности «Прикладная информатика (в образовании). Учебно-методические пособия, изданные в издательстве «Финансы и статистика»: Учебное пособие. Школьная информатика: экзаменационные вопросы и ответы, Учебно-справочное пособие. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++, Visual Basic и др. пользуются большой популярностью у преподавателей информатики и ИКТ.
Козлов О.А. является одним из разработчиков теории и технологии подготовки кадров информатизации образования в рамках специальности «Прикладная информатика (в образовании), ведет большую работу по продвижению в регионы разработанных теоретических положений и практических рекомендаций (Якутия, Башкирия, Чувашия, Московская обл., Самарская обл., Смоленская обл., Калининградская обл. и др.)
Козлов О.А. является руководителем научной школы по теории и методике подготовки кадров информатизации образования, им подготовлено 30 кандидатов наук (педагогических, военных, экономических и технических) и 3 доктора педагогических наук, он руководит работой аспирантов, соискателей и докторантов, является членом 3 диссертационных советов.
Направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы:
-
Анализ социального заказа общества по формированию информационной культуры специалиста, изучение состояния обучения информатике и информационным технологиям в России и за рубежом.
-
Построение деятельностных моделей, характеризующих структуру знаний и умений специалиста в области информатики и информационных технологий.
-
Разработка структуры информационной подготовки в средней школе, в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, в системе дополнительного обучения.
-
Построение содержания типового базового курса информатики, отражающее современный взгляд на образовательную область "информатика", фундаментальность и мировоззренческую направленность курса, а также обеспечивающее преемственность содержания обучения базовому курсу информатики в вузе и содержания обучения информатике в средней школе.
-
Методы преподавания базового курса информатики, организационные формы и средства обучения базовому курсу информатики и дисциплинам информационного цикла.
-
Организация межпредметных связей дисциплин информационного цикла и специальных дисциплин.
-
Обучение информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования.
-
Подготовка кадров сферы информатизации образования.
Основные научные труды:
-
Козлов О.А. Школьная информатика: экзаменационные вопросы и ответы: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998 (2001). – 6,2 п.л.
-
Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. – М.: МО, 1999 (2001) – 12,3 п.л.
-
Козлов О.А., Учебник «Информатика и информационные технологии в управлении войсками» - М.: ВА ГШ ВС РФ, 1999, 15,2, п.л.
-
Козлов О.А., Роберт И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005. – 3,2 п.л.
-
Козлов О.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе // Информационные технологии в проектировании и производстве, 2001, №1. – С. 45-52.
-
Козлов О.А. Подготовка кадров информатизации образования в системе высшего и среднего профессионального образования // Ученые записки ИИО РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», вып. 13. – М., 2004. – С. 165-170.
-
Козлов О.А. Использование информационных технологий обучения в образовательном процессе технических вузов // Машиностроитель, 2001, №2.
-
Козлов О.А. Инфраструктура подготовки кадров информатизации образования: состояние и перспективы/ - В сб. трудов VI Международной конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе», т.3. – Н.Новгород: ВГИПА, 2005.
-
Козлов О.А. Развитие образования в условиях информатизации общества / В сб. статей XIX Межведомственной научно-технической конференции «Проблемы обеспечения устойчивости функционирования сложных технических систем», ч. 3. – Серпухов: МО, 2000. – С. 214-220.
-
Козлов О.А. Региональная инфраструктура подготовки кадров информатизации образования. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект». – Чебоксары, 2006.
-
Козлов О.А., Паластина И.П. Использование информационных технологий в подготовке будущих управленцев гостиничного бизнеса. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007.
Организационная форма коллектива, представляющего школу – Лаборатория проблем информатизации профессионального образования ИИО РАО.
Основные научные результаты за последние 5 лет:
-
обоснованы принципы профессиональной подготовки специалистов и студентов к применению ИКТ в своей профессиональной деятельности, на базе которых разработаны структура и содержание подготовки; сформировано и обосновано проблемное поле научно-педагогических, технологических, эргономических и программно-технических аспектов разработки и применения Единого информационного образовательного пространства;
-
проведены исследования, направленные на развитие содержания и теоретической базы информатики в системе непрерывного образования как учебного предмета на уровне высшего педагогического образования, базового и профильных курсов информатики, нейрокомпьютерных сетей и технологий, социальной информатики, применения методов и средств информатики как научной области знания для эффективного и качественного решения учебных и профессиональных задач, реализации возможностей ИКТ в целях развития личности человека, его адаптации к современным условиям жизнедеятельности в информационном обществе;
-
разработана концепция непрерывной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования;
-
проведена работа по доработки ГОС «Прикладная информатика (в образовании)»;
-
разработаны планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров информатизации образовании.
Участие в международном сотрудничестве
Ученые школы входят в состав рабочих комиссий по четырем из одиннадцати основных направлений информатизации образования в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2006-2010 годы)»:
-
научно-педагогическое обеспечение применения информационных технологий в образовании;
-
совершенствование федерального законодательства в связи с решением задач информатизации образования и развитие отраслевой нормативно-правовой базы, отраслевых стандартов, соглашений и имущественных отношений в области разработки и использования информационных технологий в образовании;
-
создание электронных средств учебного назначения общего и профессионального образования; подготовка и переподготовка педагогических кадров в области информационных технологий.
Ученые школы привлекаются Министерством образования РФ в качестве экспертов по программе «Компьютеризация городских и поселковых школ», «Разработка электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования», а также для экспертизы учебников.
Ежегодно ученые школы участвуют в работе Международных и Всероссийских конференций по проблемам информатизации образования. В период с 1999 по 2007 годы более ими опубликовано более 100 работ в печатных трудах научных сессий и конференций, а также свыше 20 научно-методических статей опубликовано в журналах «Информатика и образование», «Педагогическая информатика» и др.
|