robert-school.ru

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

"Институт содержания и методов обучения"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"


Начало > История развития Научной школы > Руководители научных школ > Роберт И.В. >

Роберт И.В.

 


Научная школа "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Основатель научной школы:

Роберт Ирэна  Веньяминовна - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2001 и 2009 гг., директор ФГНУ "Институт информатизации образования" Российской академии образования.

 

Роберт И.В. – главный ученый секретарь Президиума РАО, директор Института информатизации образования РАО, с 1993 по настоящее время является научным руководителем исследований в области информатизации образования, осуществляемых в РАО: с 1993 по 1998 год – научный руководитель Комплексной программы Отделения общего среднего образования РАО «Информатизация образования», с 1998 года – научный руководитель и исполнитель  Комплексной программы Отделения высшего профессионального образования «Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования», с 2001 г. по 2007 г. – научный руководитель и исполнитель Комплексной программы Отделения высшего профессионального образования «Информационные и коммуникационные технологии в общем профессиональном и дополнительном образовании» (в настоящее время Отделение профессионального образования); с 2008 г. осуществляет научное руководство направлением «Методология развития отечественной системы информатизация образования в здоровьесберегающих условиях» программы фундаментальных исследований РАО на 2008-2012 годы. В рамках выполнения НИР Роберт И.В. осуществляет координацию научных исследований более чем тридцати научно-исследовательских коллективов институтов, университетов, педуниверситетов, педвузов и вузов России.

Результатами исследовательской и научно-методической деятельности Роберт И.В. являются более 220 научных публикаций (в том числе за рубежом – в Великобритании, Венгрии, Республике Куба, Югославии) в области методологии и теории разработки и применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональном педагогическом и гуманитарном образовании, по проблемам информатизации профессионального образования и методики обучения информатике и ИКТ. Среди публикаций – монографии, концепции и статьи теоретического характера по проблемам подготовки кадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя,  методические ре­комендации и книги для учителя по вопросам преподавания информатики, брошюры и нормативно-методические материалы по использованию средств ИКТ в сфере общего и профессионального образования. Ее монография «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования» 1994 года явилась основной методологической работой в области реализации возможностей ИКТ в целях совершенствования образовательного процесса. Роберт И.В. является соавтором «Концепции информатизации образования», разработанной ВНИК ГКНО СССР (1990 г.) и Всероссийских Санитарно-гигиенических норм «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, ПЭВМ и организация работы» (1996 г.). Теоретические материалы, разработанные Роберт И.В., вошли в Отраслевой стандарт Министерства образования РФ «Оценка качества программных средств учебного назначения» (2000 г.). Она является научным руководителем разработки отраслевого стандарта Министерства РФ по связи и информатизации «Комплект учебной вычислительной техники для кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами в учебных заведениях системы общего среднего образования» (2003 г.). С 2000 г. Роберт И.В. является научным руководителем испытательной лаборатории, аккредитованной в Институте  Министерством РФ по связи и информатизации, осуществляющей сертификацию педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ. Ее практико-ориентированные разработки – программы курсов для студентов педвуза по методике информатики и применению средств ИКТ, программные средства и системы учебного назначения, программно-методические комплексы по информатике и математике, методические рекомендации по использованию кабинета информатики, учебно-наглядные пособия по курсу информатики – были рекомендованы Минобразованием РФ и распространены по регионам России и странам СНГ. Под ее научным руководством разработаны основные нормативно-технические и инструктивно-методические материалы по проблемам использования средств ИКТ в образовательном процессе системы общего и профессионального образования.

Роберт И.В. разработаны авторские программы учебных курсов по информатике для высшего педагогического и гуманитарного универ­ситетского образования, утвержденные Учебно-методическим советом Минобразования РФ по педобразованию. Ею разработаны программы учебных курсов подготовки учителей и работников образования в области информатизации образования, информатики и ИКТ. Под ее научным руководством и с ее соавторством созданы научно-методическое и программно-методическое обеспечение обучения информатике учителей и студентов педвузов в области информатики и ИКТ.

Роберт И.В. являлась членом рабочих групп и комиссий Министерства образования РФ по ряду основных направлений информатизации образования. На протяжении многих лет она руководила работой секции «Информатика» и являлась членом секции электронных изданий Федерального экспертного совета Министерства образования РФ.

Являясь членом диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, а с 2000 г. по настоящее время – председателем докторского совета Роберт И.В. ведет плодотворную работу по подготовке кадров высшей квалификации по проблемам высшего педагогического, гуманитарного университетского образования, информатизации образования. Роберт И.В. является руководителем научной школы. Под её руководством защищено 12 докторских и 32 кандидатские диссертации.

За заслуги в области педагогических наук Роберт И.В. награждена медалью «Ветеран труда», бронзовой, серебряной и золотой медалями ВДНХ, медалью К.Д. Ушинского, Почетными грамотами РАО и Минобразования РФ. Она является лауреатом премии Правительства РФ в области образования за 2001 и 2009 гг.

 

Направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы:

  1. Совершенствование методологии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.
  2. Методология создания педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений самостоятельного представления и извлечения знания, на осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании современных методов и средств формализации знания, средств автоматизации, информатизации и коммуникации в процессе решения комплексных педагогических задач.
  3. Реализация возможностей распределенных информационных ресурсов локальных и глобальной сетей как основы функционирования информационной среды педагогической науки и непрерывного образования.
  4. Научно-методические основы создания и организации процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
  5. Теоретические основы использования инструментальных средств психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний, продвижения в учении, установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося.
  6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях.

Основные научные труды:

  1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). ИИО РАО. М.: - 2007, 18. п.л.
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования / М.: ШколаПресс, 1994. 8 п.л.
  3. Роберт И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. / Методические рекомендации. М.: Научно-методический центр среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1999, 6 п.л.
  4. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. / Учебно-методическое пособие. М.: Московский государственный заочный институт пищевой промышленности Министерства общего и профессионального образования РФ, 1999, 10 п.л.
  5. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: «Образование и Информатика», 2004. – 6 п.л.
  6. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комлексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2005, 4 п.л.
  7. Роберт И.В., Распределённое изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование, 2001, № 5, 1 п.л.
  8. Роберт И.В., Беляев М.И., Краснова Г.А. и др Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. – 5,4 п.л.
  9. Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Сборник статей Экспертно-консультативного Совета по вопросам обучения, открытого образования и внедрения новых образовательных технологий при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке. / Подготовлен к парламентским слушаниям на тему: «О государственной поддержке развития информационных образовательных технологий: нормативно-правовой аспект», 2006 год, Москва, 1 п.л.
  10. Роберт И.В., Кулагин В.П., Юрасов В.Г. и др. Информационные технологии в образовании Минобразования и науки РФ, Гос. НИИ информационных образовательных технологий, М.: 2004 г., 15,5 п.л.
  11. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационный технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. М.: «Дрофа», 2007, 35 п.л.
  12. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // «Информатика и образование», № 5 – 2004 г., № 6  - 2004 г., 1 п.л.

Организационная форма коллектива, представляющего школу – Институт информатизации образования РАО, в состав которого входят пять научно-исследовательсктх лабораторий и Орган по сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН), аккредитованный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на проведение экспертизы с последующей сертификацией педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

Основные научные результаты за последние 5 лет:

  • разработаны концептуальные положения развития непрерывного образования в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировано и обосновано проблемное поле научно-педагогических, технологических, эргономических и программно-технических аспектов разработки и применения Единого информационного образовательного пространства;
  • проведены прикладные научные исследования, ориентированные на интегративный характер содержания образовательных информационных ресурсов, используемых в современном процессе обучения, осуществляемом на базе реализации возможностей технологий Мультимедиа, Телекоммуникационных и Геоинформационных технологий;
  • обоснованы принципы реализации открытых форм и методов обучения, основанных на использовании распределенного информационного ресурса образовательного назначения локальных и глобальной сетей, включения новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии;
  • разработана концепция стандартизации в области применения средств ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов;
  • разработана теоретическая база, обеспечивающая проведение экспертизы психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономическго качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, и функционирование системы ее добровольной сертификации;
  • создана теория алгоритмизации математического образования на основе операторно-логических моделей мышления, выделены особенности применения информационных технологий в процессе реализации компьютерных методов исследования математических моделей и средств их преобразования;
  • созданы демонстрационные исследовательские прототипы электронных средств учебного назначения по информатике, математике, и методические рекомендации по их использованию;
  • создан демонстрационный исследовательский прототип базы данных научно-педагогической и инструктивно-методической информации и методика ее использования.

Участие в международном сотрудничестве

C 1996 г. ведутся исследования в рамках трехстороннего (Великобритания, Институт образования Лондонского университета; Австралия, Университет Монаш, г.Мельбурн; Россия, ИИО РАО) проекта «Подготовка учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности». Осуществляется  обмен научно-методическими материалами, выполняется научное рецензирование статей зарубежных авторов.

C 2006 г. начаты работы по подготовке кадров информатизации общего среднего, профессионального и дополнительного образования совместно с Арцахским государственным университетом (Нагорно-карабахская республика) и Католическим Университетом г. Пуэбло (Puebla, Pue., С.P.).

Развиваются научные связи, направленные на реализацию общих информационно-аналитических, историко-культурных и научно-образовательных программ с Академией педагогических наук Украины, с Национальным педагогическим университетом им. М.П. Драгоманова (г. Киев).

С 2000 г. в рамках научной школы информатизации образования функционирует докторский диссертационный совет по специальностям:

13.00.02 - теория и методика обучния и воспитания (информатика);

13.00.02 - теория и методика обучния и воспитания (информатизация образования).

Председатель диссертационого совета И.В. Роберт.