"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
    Фундаментальные исследования
    Комплексная программа
    Опытно-экспериментальная работа
         >Экспериментальное обеспечение Фундаментальных исследований
            ·2008
            ·2009
            ·2010
            ·2011
            ·2012
            ·2013
            ·2014
        ·Экспериментальное обеспечение исследований по Комплексной программе
    Проекты ИИО
    Результаты НИР и НИОКР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

2008


/ План 2008 / Результаты 2008 /


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЯХ" на 2008 год

В качестве приоритетных направлений экспериментальных исследований  будут рассматриваться: вопросы эффективности программ обучения в комплексной многоуровневой многопрофильной системе подготовки кадров информатизации образования, апробации педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования.

Будет продолжена экспериментальная работа по совершенствованию методики преподавания курса информатики и информационных технологий в общеобразовательной средней школе и по выявлению влияния информатизации профессионального образования на состояние здоровья студентов и преподавателей профессиональной школы.

№№
п/п
темы
по на-
прав-ле-
нию
Наименование
темы экспериментальных исследований
Сроки
выполнения
Задачи
экспериментальных исследований на 2008 год
Научный
руководитель
Экспериментальная площадка
начало
окончание
1.
3.
Экспериментальное исследование влияния информатизации профессионального образования на состояние здоровья студентов и преподавателей профессиональной школы
2006
2008
Выявить критерии
формирования здоровьесберегающей образовательной среды в условиях применения ИКТ
Разработать управленческие решения для формирования здоровьесберегающей образовательной среды в условиях применения ИКТ для образования
Мухаметзянов И.Ш., д.м.н.
Институт информатизации образования
Академия социального образования (КСЮИ); Казанский государственный медицинский университет; Казанский базовый медицинский колледж
2.
8.
Совершенствование методики преподавания пропедевтического курса информатики в 5-7 классах общеобразовательной средней школы
2007
2008
Определить эффективность методических подходов к созданию и использованию электронных изданий образовательного назначения по информатике в 5-7 классах
 
Босова Л.Л.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Истринского района Московской обл.; МОУ гимназия №8  Коломны Московской обл. 
 
3.
11.
Реализация межпредметных связей курса информатики общеобразовательной школы с другими дисциплинами школьной программы с использованием учебных задач
2007
2008
Экспериментально проверить эффективность реализации межпредметных связей при обучении основам баз данных с использованием клиент-серверных технологий
Мартиросян Л.П., к.п.н.
Щепакина Т.Е., к.п.н.
Институт информатизации образования
 
МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75 Тольятти
4.
11.
Совершенствование методики преподавания базового курса информатики на основе использования метода проектов
 
2007
2008
Разработать и апробировать программу спецкурса «Использование информационных и коммуникационных технологий в проектной деятельности»
Мартиросян Л.П., к.п.н.
Щепакина Т.Е., к.п.п.
Институт информатизации образования
МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75
Тольятти 
5.
12.
Инвариантная подготовка учителя-предметника в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности
2007
2008
Сравнить уровень подготовленности студентов педвузов в области информатизации образования в экспериментальной и контрольной группах, имеющих одинаковые исходные данные
Лавина Т.А., д.п.н.
Институт информатизации образования
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
6.
12.
Подготовка студентов гуманитарных специальностей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности
2007
2008
Определить эффективность курса «Новые электронные СМИ: техника и технология» в ходе обучения студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»
Прозорова Ю.А., к.п.н.
Институт информатизации образования
 
Университет РАО
7.*
12.
Подготовка педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе информационных и коммуникационных технологий
2007
2008
Определить требования, предъявляемые к специалистам среднего профессионального образования со стороны работодателей адекватно требованиям образовательных стандартов и учетом необходимого качества выпускников колледжа
Роберт И.В., д.п.н.
Мартиросян Л.П., к.п.н.
Щепакина Т.Е., к.п.н
Институт информатизации образования
Поляков В.Л.
ГОУ СПО колледж автоматизации и информационных технологий №20
ГОУ СПО  колледж автоматизации и информационных технологий №20 Москвы
8.
16.
Андрагогические модели информатизации профессионального обучения и переподготовки кадров
 
2007
2008
Выявить особенности реализации потенциала информационных ресурсов в обучении и переподготовке кадров
Марон А.Е., д.п.н.
Институт образования взрослых
Ленинградский областной институт развития образования Санкт-Петербурга; Новгородский  региональный Центр развития   образования
В.Новгорода;
Военный академия  связи  Санкт-Петербурга; Полярная академия Санкт-Петербурга, ГОУ «Учебный комбинат экономики и торговли» Санкт-Петербурга
9.
30.
Применение современных информационных технологий в вопросах планирования, организации и координации научных исследований в области наук об образовании
 
2008
2012
Создать и апробировать базу данных по материалам НИР в области педагогики, психологии и смежных с ними наук, разрабатываемых в подведомственных учреждениях РАО
Подуфалов Н.Д., академик РАО
Ханнанов Н.К., к.х.н.
Институт
научной ин-
формации и
мониторинга
развития наук об
образовании
Институт научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО
Москвы
10.
36.
Проведение мониторинга развития психолого-педагогических и смежных с ними наук Создание системы объективной экспертизы проектов фундаментальных научных исследований
2008
2012
Провести мониторинг эффективности НИР, проведенного  в РАО в 2003-2006 г. и проанализировать его результаты
Подуфалов Н.Д., академик РАО
Институт
научной ин-
формации и
мониторинга
развития наук об
образовании
Институт научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО
Москвы

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ за 2008 год

На базе Академии социального образования (КСЮИ), Казанского государственного медицинского университета, а также Казанского базового медицинского колледжа выявлены и апробированы критерии формирования здоровьесберегающей образовательной среды в условиях применения ИКТ: когнитивный – потребность учащихся в знаниях, умениях навыках в аспекте здорового образа жизни; полнота и дифференцированность знаний о безопасном применении средств ИКТ; широта представлений, знаний, умений и навыков, приобретенных в результате погружения в здоровьесберегающую ИКТ среду; эмоционально-волевой – проявление чувства удовлетворения результатами деятельности в здоровьесберегающей ИКТ среде; проявление волевых усилий в преодолении имеющихся сложностей в процессе реализации здорового образа жизни; мотивационно-деятельностный – характер мотивации на здоровый образ жизни; осознание личной и общественной значимости здоровья человека; соответствие и целенаправленность мотивов выбора здорового образа жизни, осознание его значимости как конкурентного фактора на современном рынке труда; адаптивно-ресурсный – характеризующий величину существующего резерва; степень напряжения ведущих регуляторных механизмов; уровень функционирования психофизиологических систем. Апробация направлена на: достижение планируемых результатов обучения всеми или большинством учащихся, соответствующих современным социальным требованиям; расширение практико-ориентированных знаний; создание условий для разработки и реализации образовательных программ, учитывающих особенности ИКТ среды; применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся. В качестве управленческих решений выявлена необходимость разработки и апробации: методического, информационно-технологического и управленческого обеспечения процесса формирования здоровьесберегающей образовательной среды в системе образования; методических рекомендаций к программе подготовки и переподготовки кадров информатизации образования в части медико-социальной и психолого-педагогической оценки образовательных ресурсов; системы квалиметрических показателей, характеризующих уровень и динамику развития здоровьесберегающей среды образовательных учреждений на муниципальном и региональном уровнях.

Экспериментальная работа по определению эффективности методических подходов к созданию и использованию электронных изданий образовательного назначения по информатике проводилась с учащимися 5-7 классов (240 учащихся) МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Истринского района Московской области и МОУ «Гимназия №8» г. Коломны Московской области. В процессе преподавания информатики использовался комплект цифровых образовательных ресурсов, что позволило повысить мотивацию школьников к изучению материала (при достаточно высокой исходной мотивации использование на этапе объяснения презентационных материалов обеспечило её повышение на 30/20/20% в 5/6/7 классах соответственно). В условиях использования интерактивных тестов временные затраты на контроль и оценку знаний учащихся сократились на 40-60% сократить. Учащиеся 5-х классов проявили наибольший интерес к логическим играм (50%) и презентациям (35%); учащиеся 6-х классов – к виртуальным лабораториям (45%) и презентациям (30%); учащиеся 7-х классов – к интерактивным тестам (50%) и виртуальным лабораториям (30%).

В ходе экспериментальной работы на базе МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75 (г. Тольятти) была определена эффективность реализации межпредметных связей при обучении основам баз данных с использованием клиент-серверных технологий. Выявлено, что учитель информатики при обучении основам баз данных и СУБД на доступном уровне может знакомить обучаемых с основными операциями реляционной алгебры, приводить несложные примеры выполнения данных операций над таблицами разрабатываемой базы данных, тем самым, способствуя реализации межпредметных связей с курсом алгебры.

В ходе экспериментальной работы на базе МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75 (г. Тольятти) была разработана и апробирована программа спецкурса «Использование информационных и коммуникационных технологий в проектной деятельности». В ходе проведения апробации курса у учащихся были сформированы умения работы с: операционной системой MS Windows - для овладения навыками работы с файловой системой, работой по профайлам пользователей; программой Regedit - для работы с реестром операционной системы MS Windows; программой Partition Magic - для разбивки физического диска на логические; текстовым редактором MS Word - для создания текстовых документов, работы с графическими объектами, макросами и т.д.; электронными таблицами MS Excel - для усвоения правил осуществления вычислений табличных данных, элементами встроенной системы программирования VBA; графическим редактором Adobe PhotoShop - для осуществления операций над графическими объектами, фотографиями; системой управления базами данных MS Access - для усвоения правил создания и работы над базами данных практического характера; IntrBase Client, InterBase Server – для организации работы по созданию, управлению базами данных, составлению SQL-запросов, работы с клиент-серверными технологиями; Borland DataPump – для конвертирования между разными видами баз данных; Справочно-информационной системой; Web-броузером Internet Explorer - для просмотра и создания Web-страниц.

Целью экспериментальной работы, проводимой на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, являлось сравнение уровня подготовленности студентов педвузов в области информатизации образования в экспериментальной и контрольной группах, имеющих одинаковые исходные данные. В контрольную и экспериментальную группы отбирались студенты с приблизительно одинаковым рейтингом по дисциплинам «Информатика», «Педагогика», «Психология». Студентам в контрольных и экспериментальных группах предлагалось выполнить до и после обучения тестовое задание из 50 вопросов (по дисциплинам «Педагогика», «Психология» и «Информатика»). Анализ полученных данных показал, что студенты экспериментальной и контрольной групп имеют приблизительно одинаковый уровень подготовленности по дисциплинам «Информатика», а также по ряду дисциплин психолого-педагогического блока ГОС ВПО. В контрольной группе обучение проводились по традиционной методике в соответствии с ГОС ВПО. Обучение студентов экспериментальной группы проводилось по разработанной методике в соответствии с выявленным содержанием подготовки в области информатизации образования. Результаты, полученные при повторном тестировании, показали, что более высокий уровень подготовленности студентов экспериментальной группы является не случайностью, а следствием применения в их обучении предложенной методики.

В Университете Российской академии образования проведена апробация эффективности курса «Новые электронные СМИ: техника и технология», целью которого является подготовка квалифицированного специалиста, имеющего представление о роли и месте новых электронных средств массовой информации, в частности – Internet, применении Internet-технологий в будущей профессиональной деятельности. В рамках курса студенты рассматривали вопросы, связанные с пониманием глобальной компьютерной сети Internet как средства массовой информации и учебного информационного взаимодействия, общих принципов организации и функционирования Internet. Курс рассчитан на 34 часа, из которых 24 часа лекционных занятий и 10 часов практических работ. Форма отчетности – зачет, допуском к которому являлся разработанный студентом Web-сайт. В качестве критериев проверки эффективности курса использовались как количественный показатель – контрольные вопросы по каждой теме, так и качественный – творческая работа по проверке усвоения умений и навыков создания Web-сайтов на профессиональную тему. Проверка знаний и умений студентов показала, что студенты владеют основными понятиями Интернет, способами поиска и общения в Интернет, способами организации информационного взаимодействия в Интернет, знают типы средств разработки Web-страниц и Web-сайтов, знают и владеют навыками работы с языком гипертекстовой разметки документов HTML, Flash-технологией разработки интерактивных компонентов сайта, знают способы публикации Web-документов в глобальной сети.

На базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий» № 20 (г. Москва) проведена экспериментальная работа по определению требований, предъявляемых к специалистам среднего профессионального образования со стороны работодателей адекватно требованиям образовательных стандартов и с учетом необходимого качества выпускников колледжа. Специалист среднего профессионального образования должен уметь: осуществлять адаптацию и сопровождение типовых компонентов автоматизированных информационных систем, использующихся в образовательном процессе, в том числе в автоматизации административной и финансово-хозяйственной деятельности ОУ; производить установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения автоматизированных информационных систем образовательного характера; осуществлять выбор необходимых информационно-программных и аппаратных средств в соответствии с характером учебного процесса; осуществлять эксплуатацию автоматизированных информационных систем; разрабатывать инструктивную документацию для преподавателей и учащихся по работе с автоматизированными информационными системами; использовать системы управления базами данных в процессе эксплуатации образовательных АИС; обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки; обеспечивать защиту информации и управление доступом к информационным ресурсам локальной сети ОУ. Специалист должен знать: структуру современных образовательных автоматизированных информационных систем; основные этапы технологии проектирования образовательных автоматизированных информационных систем; классификацию образовательных автоматизированных ин формационных систем; особенности технологии разработки и эксплуатации образовательных баз данных; особенности использования технологии «клиент-сервер» в автоматизированных информационных системах; характеристики и особенности эксплуатации вычислительных сетей различных типов; методы обеспечения информационной безопасности автоматизированных информационных систем; правовые аспекты использования образовательного программного обеспечения; основные положения действующей нормативной документации, основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты в учреждениях образования. Разработанные требования, предъявляемые к специалистам среднего профессионального образования со стороны работодателей адекватно требованиям образовательных стандартов и с учетом необходимого качества выпускников будут положены в основу содержания региональной составляющей стандарта специальности 05.13.06 «Автоматизированные системы обработки информации и  управления (в образовании)». 

В ходе исследований, проводимых в Ленинградском областном институте развития образования, Новгородском региональном Центре развития образования, Военной академии связи, Полярной академии и ГОУ «Учебный комбинат экономики и торговли» выявлены особенности реализации потенциала информационных ресурсов в обучении и переподготовке кадров. Разработаны и апробированы  информационные ресурсы в обучении специалистов-аналитиков в сфере подготовки бренд-менеджеров, специалистов по стратегическому планированию предприятия, маркетологов по темам «Анализ данных с использованием программного продукта «Statistika», SPSS, Forecaft Pro, многомерный анализ, прогнозирование и синтез бизнеса. Для профессии «специалист-аналитик» разработаны инвариантный и вариативный компоненты подготовки, теоретико-практический кейс системы тренингов, информационное сопровождение послекурсового обучения, тестирование результатов. Разработаны и апробированы в профессиональной подготовке специалистов технического профиля обучающие компьютерные системы для сопровождения практических занятий по разделам  «Основные теоремы теории вероятностей» и «Плоскость и прямая в пространстве» (дисциплины «Теория вероятности» и «Аналитическая геометрия»). Выявлены возможности повышения потенциала информационных ресурсов в обеспечении инновационного развития образования. В качестве объектов инновационного развития общего и профессионального образования, переподготовки кадров выступают ресурсные центры на предприятиях и Центры информационных технологий.

В ходе экспериментальных исследований, проводимых в Институте научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО по созданию и апробированию базы данных по материалам НИР в области педагогики, психологии и смежных с ними наук, разрабатываемых в подведомственных учреждениях РАО выявлены и систематизированы информационные ресурсы, представляющие собой полнотекстовые результаты научных исследований в данной области, аннотации работ и электронные каталоги. В ходе мониторинга эффективности НИР, проведенного в РАО в 2003-2006 г. выявлена необходимость создания системы объективной экспертизы проектов фундаментальных исследований. Отмечена необходимость разработки на основе Государственного рубрикатора научно-технической информации отраслевого рубрикатора, учитывающего особенности научных исследований в области образования.