robert-school.ru

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"


Начало > Архив НИР, НИОКР, ОЭР > Опытно-экспериментальная работа > Экспериментальное обеспечение Фундаментальных исследований > 2010 >

2010


/ План 2010 / Результаты 2010 /


ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАО ПО НАПРАВЛЕНИЮ 7. "МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЯХ" на 2010 год

Научный руководитель –  Роберт И.В. – акад. РАО

В качестве приоритетных направлений экспериментальных исследований будут рассматриваться вопросы эффективности программ обучения в комплексной многоуровневой многопрофильной системе подготовки кадров информатизации образования, апробации педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования.

Будет продолжена экспериментальная работа по: подготовке педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе средств информационных и коммуникационных технологий; определению качества информатизации образования взрослых; использованию информационных технологий в планировании, организации и координации научных исследований в области наук об образовании; проведению мониторинга развития психолого-педагогических и смежных с ними наук.

Планируется проведение исследований в области: подготовки кадров информатизации региональной системы образования; формирования и оценки профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров; интеграции информационных и коммуникационных технологий и содержания профильно-предметной деятельности будущих учителей на основе компетентностного подхода; проектирования электронных средств обучения в условиях модернизации непрерывного профессионального образования; теоретических основ и методов математического моделирования, анализа и оптимизации интегрированных систем управления организационно-технологическими процессами (в образовании); совершенствования способов и методов разработки и оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ; разработки системы менеджмента качества (СМК) на основе моделирования информационных процессов образовательного учреждения; создания автоматизированной системы психолого-педагогического тестирования выпускника гуманитарного вуза.

№№ п/п
Наименование
темы
эксперимента
Сроки выполнения
Задачи
исследования
на 2009 год
Научный руководитель
темы
Ожидаемые
результаты
исследования
и их значимость
Экспериментальная
площадка
начало
окончание
 
ПРОЕКТ 7.1. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», №  гос. Регистрации 0120.0 803652
 
Научный руководитель –  Роберт И.В. – академик РАО.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
1.       
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в информационно-образова-тельной среде дистанционного обучения на основе Интернет
2010
2012
Определить эффективность выявленных методов и форм организации дистанционного обучения с использованием информационно-образовательных ресурсов контента
Дашниц Н.Л.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
 
 
Методические рекомендации по выбору методов и форм организации дистанционного обучения с использованием информационно-образовательных ресурсов контента
Гимназия № 1, г. Ярославль,
2.   
Комплексное использование электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике
2009
2011
Определить эффективность методических рекомендаций к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (на примере 7 классов)
Мартиросян Л.П.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Никонова  Н.В.,
к.п.п.,
Муниципальное образовательное учреждение «Софринская средняя общеобразовательная школа №2  Пушкинского муниципального района Московской области»
Методические рекомендации к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (на примере 7 классов).
Совокупное и
взаимосвязанное использование отдельных компонентов различных электронных средств учебного назначения в процессе преподавания математики 
Муниципальное образовательное учреждение «Софринская средняя общеобразовательная школа №2  Пушкинского муниципального района Московской области», г. Софрино, Московская область,
3.    **
Повышение показателей качества жизни и работоспособности пользователя информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на основе реализации оздоровительных мероприятий
2010
2012
Апробировать комплексную технологию  (КТ) оздоровления, повышения показателей качества жизни и работоспособности пользователя ИКТ на базе инновационных структур вуза
Димова А.Л.,
к.п.н.
Российский государственный университет физической культуры и спорта
Динамика показателей физического, психофизиологического состояния, зрительной, сердечно-сосудистой систем студентов и магистрантов РГУФКСиТ под воздействием КТ на 1) базе зоны оздоровительного процесса кабинета информатики; 2) кабинета информатики, 2 п.л.
Положительные результаты научных исследований позволят рекомендовать состав комплексов для утверждения стандартов оборудования кабинетов информатики (зоны оздоровительного процесса и тестирования) для вузов.
Кафедра естественно-научных дисциплин и инновационных технологий РГУФКСиТ,
4. 
Информационные и коммуникационные технологии в среднем профессиональном образовании
2009
2010
Проверить эффективность методических рекомендаций по использованию дидактической системы дистанционного обучения в техническом колледже в аспекте модернизации образовательной среды
Роберт И.В.,
чл.-корр. РАО
Институт информатизации образования
Бакушин А.А., к.п.н.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московский технический колледж»
Методические рекомендации по использованию дидактической системы дистанционного обучения в техническом колледже в аспекте модернизации образовательной среды
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московский технический колледж», г. Москва,
 
ПРОЕКТ 7.2. «МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», №  гос. Регистрации 0120.0 803649
 
Научный руководитель – Мартиросян Л.П. – к.п.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
5.       
Методическая система подготовки кадров информатизации образования
2008
2012
Апробировать программы дисциплин специализации для подготовки специалистов в области прикладной информатики в образовании
Прозорова Ю.А., к.п.н.
Институт информатизации образования
 
Программы дисциплин специализации для подготовки специалистов в области прикладной информатики в образовании: «Автоматизация информационно-методического обеспечения образовательного учреждения», «Автоматизация организационного управления образовательного учреждения», «Информационные системы разработки программных средств образовательного назначения», «Информационные системы разработки педагогических приложений в сетях», «Информационные системы обеспечения дистанционного обучения», «Информационные системы ведения делопроизводства в образовательном учреждении»
Академия социального образования, Казанский государственный медицинский университет, Казанский базовый медицинский колледж,
г. Казань,
6.       
Подготовка педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе информационных и коммуникационных технологий
2007
2012
Разработать программу факультативного учебного курса «Информационное обеспечение автоматизированных обучающих систем» по направлению подготовки  220300 «Автоматизация и управление» и  230200 «Информационные системы»
 
Роберт И.В.,
д.п.н.
Мартиросян Л.П.,
к.п.н.
Надеждин Е.Н.,
д.т.н
Институт информатизации образования
Поляков В.Л.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий №20»
 
Учебная программа дисциплины «Информационное обеспечение автоматизированных обучающих систем» по направлению подготовки  220300 «Автоматизация и управление» и  230200 «Информационные системы»
 
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий №20»,
7.       
Использование электронного портфолио для оценки учебных и творческих достижений студентов
2009
2011
Разработать программный продукт для оценки учебных и творческих достижений студентов педагогических специальностей и провести эксперимент по оценке эффективности его использования
Панюкова С.В., д.п.н.
Институт информатизации образования
Дергачева Ю.Ю.
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
 
Статья «Использование электронного портфолио для оценки учебных и творческих достижений студентов», 1 п.л.
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань,
8.       
Андрагогическое сопровождение информатизации процесса обучения взрослых
2008
2012
Разработать критерии  андрагогического сопровождения информатизации образования взрослых
 
Разработать модели сопровождения систем информатизации обучения различных категорий взрослых
Марон А.Е., д.п.н.
Монахова Л.Ю., д.п.н. Государственное научное учреждение Институт образования взрослых РАО
Критерии качества сопровождения систем информатизации образования взрослых
 
Типологические модели андрагогического сопровождения   информатизации образования взрослых
 
Результаты будут использованы при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов в Центрах образования взрослых и системе повышения квалификации
Вечерняя школа № 195 г. Санкт-Петербург, 
 
 
Ленинградское областной институт развития образования г.Санкт-Петербург,
 
 
Новгородский региональный Центр развития образования г.В.Новгород,
9.      **
Подготовка кадров информатизации региональной системы образования
2010
2012
Выявить особенности подготовки кадров на примере опыта преподавания дисциплин информатики в системе комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования в экономико-географических, социально-культурных и технико-технологических условиях региона
Поличка А.Е.,
д.п.н.
Дальневосточный государственный гуманитарный университет
Кузнецов В.А.,
к.ф.-м.н.
Дальневосточная академия государственной службы
 
 
Учебно-методичекие комплексы по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (по двум специальностям) для ДВГГУ, которые могут быть использованы в других ВУЗах по гуманитарным специальностям
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», 680038, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса,
10.  
Подготовка кадров для системы кооперации в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности
2009
2011
Проверить эффективность курса «Использование средств ИКТ в кооперации»
Мартиросян Л.П.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Удовик Е.Э, к.э.н.
Краснодарский кооперативный институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации  «Российский университет кооперации»
Курс «Использование средств ИКТ в кооперации»
Краснодарский кооперативный институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», http://www.krci.ru
11.  
Формирование и оценка профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров
2010
2012
Апробировать учебное пособие «Формирование ИКТ-компетентности учителей физико-математических и естественнонаучных специальностей» и тесты для оценивания  ИКТ-компетентности учителей математического и естественнонаучного циклов дисциплин
Лапчик М.П.,
академик  РАО
Удалов С.Р.,
д.п.н.
Рагулина М.И.,
д.п.н.
Институт проблем непрерывного образования
Оценка эффективности и качества формирования ИКТ-компетентности будущих учителей физико-математических и естественнонаучных специальностей в целях корректировки организационного и учебно-методического обеспечения их подготовки. Использование полученных результатов в системе переподготовки и повышения квалификации учителей
Омский государственный педагогический университет, mgpu@omsk.edu
 
12.  
Интеграция информационных и коммуникационных технологий и содержания профильно-предметной деятельности будущих учителей на основе компетентностного подхода
2010
2012
Апробировать сборник исследовательских задач по применению ИКТ в физико-математической деятельности и
учебное пособие для студентов «Основы структурной лингвистики»
Лапчик М.П.,
академик  РАО
Рагулина М.И.,
д.п.н.
Морозов И.Ю.,
к.п.н.
Институт проблем непрерывного образования
Оценка эффективности и качества формирования   ИКТ-компетентности будущих учителей физико-математических и филологических специальностей в целях корректировки организационного и учебно-методического обеспечения их подготовки в области применения ИКТ в предметной деятельности. Использование полученных результатов в системе переподготовки и повышения квалификации учителей
Омский государственный педагогический университет, lapchik@omsk.edu
 
 
ПРОЕКТ 7.3. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, №  гос. Регистрации 0120.0 803651
Научный руководитель – Козлов О.А – д.п.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
13.  
База данных НИР в области педагогики, психологии и смежных с ними наук
2008
2012
Провести анализ баз данных Великобритании и США в области педагогики и психологии
Подуфалов Н.Д. академик РАО
Ханнанов Н.К.,
к.х.н.
Институт научной информации и мониторинга РАО
Базы данных Вели-кобритании и США в области педагогики и психологии. ч.2, 2 п.л.
Институт научной информации и мониторинга РАО,
п. Черноголовка, Ногинский район, Московская область,
14.  
Проектирование электронных средств обучения в условиях модернизации непрерывного профессионального образования
2010
2012
Апробировать методику проектирования электронного учебника на основе отражения модели процесса обучения в информационной структуре электронного учебника
Матушкин С.Е.,
чл.-корр. РАО
Овчинникова К.Р.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
 
Лесковец Л.К.
Челябинский государственный университет
Электронное учебное пособие «Word для всех», обеспечивающее запланированную структуру и содержание учебно-познавательной деятельности студентов
Челябинский государственный университет,
15.  
Теоретические основы и методы математического моделирования, анализа  и оптимизации интегрированных систем управления организационно-технологическими процессами (в образовании)
2010
2011
Разработать состав и содержание программно-методи­ческого обеспечения автоматизированного рабочего места эксперта качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
Надеждин Е.Н.,
д.техн.н.
Институт информатизации образования
Смирнова Е.Е.,
к.п.н.
Институт экономики и информатики
Состав программного обеспечения АРМ эксперта.
Методические рекомендации по решению задач экспертизы на основе программного обеспечения АРМ.
База данных на основе технологии SQL Server
 
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий №20»,
 
 
ПРОЕКТ 7.4. «МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ НА БАЗЕ ИКТ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ», № государственной регистрации 0120.0 803650
 
Научный руководитель – Роберт И.В – академик РАО
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
16.  
Совершенствование способов и методов разработки и оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
2010
2010
Создать систему менеджмента качества (СМК) организаций разработчиков и изготовителей педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
Граб В.П.,
к.техн.н.
Институт информатизации образования
 
Рекомендации по созданию СМК организаций разработчиков и изготовителей педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
Нормативные документы для сертификации СМК МИЭТа
Московский Государственный технический университет, Институт электронной техники (МИЭТ)
 
ПРОЕКТ 7.5. «ФОРМАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ», № государственной регистрации 0120.0 803653
 
Научный руководитель  – Данилюк С.Г. – д.техн.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
17.  
Разработка автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации
2010
2012
Разработать методические рекомендаций по созданию автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации
Данилюк С.Г.,
д.техн.н.
Институт информатизации образования
 
Методические рекомендаций по созданию автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации
Серпуховский военный институт ракетных войск,
18. **
Разработка системы менеджмента качества (СМК) на основе моделирования информационных процессов образовательного учреждения
2010
2012
Апробировать "AS-IS" и "TO-BE" модели образовательного учреждения с использованием IDEF-технологий с позиции реализации информационной поддержки системы менеджмента качества
Лучко О.Н.,
к.п.н.
Морарь Е.В.,
к.п.н.
Омский государственный институт сервиса
 
Система показателей эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения в условиях функционирования информационной поддержки СМК
 
Методические рекомендации по мониторингу эффективности внедрения СМК в образовательном учреждении
 
 
ГОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»,
nauka@omgis.ru
 
19. **
Создание автоматизированной системы психолого-педагогического тестирования выпускника гуманитарного вуза
2010
2012
Апробировать модель автоматизированной системы психолого-педагогического тестирования в условиях гуманитарного вуза
Поличка А.Е.,
д.п.н.,
Кочубей И.А.
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Рекомендации по корректировке модели автоматизированной системы психолого-педагогического тестирования в условиях гуманитарного вуза и ее использованию в ВУЗах
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», 680038, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса,

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ за 2010 год

На базе гимназии № 1 г. Ярославля в рамках курса информатики для учащихся 10 класса определена эффективность методов и форм организации дистанционного обучения с использованием информационно-образовательных ресурсов контента среды дистанционного обучения на основе технологии Веб 2.0, в том числе технологии SPP. Выявлено, что содержание разработанного контента в среде SPP в виде УМК по информатике  может быть адаптировано к использованию в процессе обучения учащихся в социальных сетях, реализованных на базе технологии Веб 2.0. Структура контента может быть рекомендована в системе профильной подготовки учащихся 9-10 классов.

Экспериментальная работа по определению эффективности методических рекомендаций к комплексному использованию электронных средств учебного назначения (ЭСУН) в процессе обучения математике проводилась на базе МОУ «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2». В эксперименте участвовали 1 учитель математики и ученики VII классов школы. На первом этапе эксперимента были определены экспериментальный и контрольный классы, учащимся которых было предложено выполнить в течение урока диагностическую работу, содержащую 25 заданий по курсу алгебры и геометрии. Анализ результатов диагностической работы позволил сделать вывод о целесообразности организации обучения в условиях комплексного использования ЭСУН по математике. На втором этапе эксперимента проводилось обучение учащихся VII классов, при этом в экспериментальном классе обучение проводилось в условиях комплексного использования ЭСУН по математике. По окончании обучения в контрольном и экспериментальном классах проводилась итоговая диагностическая работа. На третьем, заключительном, этапе эксперимента обрабатывались результаты, полученные в ходе выполнения начальной и итоговой диагностических работ для выявления качества обучения и степени обученности учащихся экспериментальных и контрольных групп. Сравнение полученных результатов показало, что после проведения обучения учащихся в условиях использования ЭСУН коэффициент качества обучения в экспериментальном классе превышает этот показатель в контрольном классе на 18 %, а коэффициент степени обученности в экспериментальном классе стал выше, чем в контрольном на 12 %. Апробированные методические материалы могут быть предложены к использованию в учебном процессе в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа».

В исследованиях по апробации комплексной технологии  (КТ) оздоровления, повышения показателей качества жизни и работоспособности пользователя ИКТ на базе кафедры естественно-научных дисциплин и инновационных технологий РГУФКСиТ участвовало около 140 студентов. В кабинете информатики и лаборантской этого кабинета был установлен комплекс оздоровительных средств и приборов оздоровительного назначения, многократное применение которого показало положительную динамику показателей морфофункционального и психофизиологического состояния студентов, состояния их зрительной и сердечно-сосудистой систем.

В ходе экспериментальной работы на базе ФГОУ среднего профессионального образования «Московский технический колледж» проверена эффективность методических рекомендаций по использованию дидактической системы дистанционного обучения в техническом колледже в аспекте модернизации образовательной среды и показано, что ее функционирование обеспечивает условия интерактивного взаимодействия между обучающимся (обучающимися), обучаемым и средством ИКТ для достижения поставленных педагогических целей.

На базе Академии социального образования (г. Казань) осуществлена апробация программ дисциплин специализации «Автоматизация информационно-методического обеспечения образовательного учреждения», «Автоматизация организационного управления образовательного учреждения», «Информационные системы разработки программных средств образовательного назначения», «Информационные системы разработки педагогических приложений в сетях», «Информационные системы обеспечения дистанционного обучения», «Информационные системы ведения делопроизводства в образовательном учреждении» в процессе подготовки студентов специальности «Прикладная информатика в образовании» факультета «Педагогики и психологии». По результатам апробации была осуществлена корректировка и доработка предложенных программ дисциплин специализации.

В ходе экспериментальных исследований на базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий» № 20 (г. Москва) изучены нормативные документы (квалификационные требования и положения Государственного стандарта 3-го поколения по направлениям «Автоматизация и управление», «Информационные системы и технологии»), проанализирован опыт подготовки бакалавров в экономических и технических вузах по направлению 220200 «Автоматизация и управление» и 230200 «Информационные системы». Разработаны базовые компоненты учебно-методического комплекса по факультативному курсу «Информационное обеспечение автоматизированных обучающих систем» (60 часов) и выявлено углубление знаний студентов в области методов формального представления знаний в автоматизированных обучающих системах, использующих элементы искусственного интеллекта.

В ходе исследований, проводимых в вечерней школе № 195 г. Санкт-Петербурга, Ленинградском областном институте развития образования, Новгородском региональном Центре развития образования, разработаны и апробированы следующие общие критерии качества информатизации образования взрослых: развитие информационной компетентности взрослого специалиста; информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса; формирование умений анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса, поиск путей их решения, владение навыками командной рефлексии; овладение приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ; участие в формировании сетевых образовательных сообществ. Экспериментально проверены андрагогические модели информатизации образования взрослых – информационной поддержки организации сетевого взаимодействия, информационного моделирования, обеспечения праксиологичности информационной среды и др. Результаты могут быть использованы при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов в Центрах образования взрослых и системе повышения квалификации.

В процессе исследований на базе ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» на первом этапе проводился мониторинг стартовых возможностей студента на основе методик «Личностная и мотивационная готовность к обучению», «Информационная компетентность» и с использованием программы компьютерного тестирования «Обучаемость старшеклассника», состоящую из 9 тестов: концентрация внимания, избирательность восприятия, анализ смысловых связей, классификация, выделение признаков, словесная память, образная память, анализ количественных отношений, ассоциативное мышление, образное конструирование, обобщение. На основании анализа полученных в ходе мониторинга данных разработаны направления деятельности факультетов по повышению качества их работы с учетом индивидуальных особенностей студентов. На втором этапе экспериментальных исследований – этапе мониторинга образовательного процесса – были использованы методики («Удовлетворенность качеством преподавания отдельных предметов», «Удовлетворенность преподаванием», «Удовлетворенность организацией учебной и внеучебной деятельности»), что позволило определить рейтинг образовательных дисциплин в учебном процессе, обозначить направления деятельности, требующие особого внимания преподавателей отдельных дисциплин и кураторов групп. На этапе мониторинга качества образования выпускников вуза использованы методики: «Компетентность самосовершенствования», «Компетентность деятельности», «Удовлетворенность производственной практикой». Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников исследовалась разработанными анкетами для руководителей предприятий, где студенты проходят практику и затем приходят в качестве молодых специалистов на работу. Установлено, что опосредствованное влияние мониторинга на качество образования выражается в обеспечении управления информацией, необходимой для принятия решений.

В ходе экспериментальной работы на базе Краснодарского кооперативного института (филиала) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» осуществлялась проверка эффективности курса «Использование средств ИКТ в кооперации». Результаты, полученные в процессе экспериментального обучения, показали возможность формирования умений: получать и анализировать различную информацию с помощью средств ИКТ; осуществлять работу с различными информационными источниками; анализировать и выявлять различные проблемы, решение которых возможно с помощью реализации возможностей ИКТ; анализировать результаты применения средств ИКТ на различных этапах производственного процесса; формулировать цели и задачи использования средств ИКТ в процессе проектирования своей профессиональной деятельности; готовить и планировать проведение профессиональных мероприятий, рекламных акций, презентаций: готовить средства ИКТ к работе и использованию их на различных этапах осуществления производственной деятельности; осуществлять ведение электронного документооборота и делопроизводства в кооперативе; осуществлять информационное взаимодействие между различными участниками производственного процесса в условиях функционирования локальных и глобальной сетей.

В Омском государственном педагогическом университете осуществлено экспериментальное исследование по формированию и оценке ИКТ-компетентности на физическом, математическом, химико-биологическом, географическом факультетах и факультете информатики. На основе выявленных дидактических принципов формирования и оценки ИКТ-компетентности спроектировано содержание и последовательность изучения цикла учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку учителей физико-математических и естественно-научных специальностей к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности в соответствии с логикой формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей. Это позволило разработать методическую систему, направленную на изучение будущим учителем средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, освоение приемов и алгоритмов использования средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, формирование умения создавать и использовать в педагогических целях информационную предметную среду. Разработанные учебно-методические материалы (учебное пособие «Формирование ИКТ-компетентности учителей физико-математических и естественно-научных специальностей» и тесты для оценивания  ИКТ-компетентности учителей математического и естественно-научного циклов дисциплин) были использованы в процессе преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и предметного блоков подготовки. Они могут быть предложены в процессе подготовки учителей в рамках национальной инициативы «Наша новая школа». Всего в эксперименте участвовало 420 студентов. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методической системы подтвердила принципиальную реализуемость развития способностей педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, формированием у них высокого уровня ИКТ-компетентности.

Проведено экспериментальное исследование интеграции информационных и коммуникационных технологий и содержания профильно-предметной деятельности будущих учителей на базе  математического и филологического факультетов Омского государственного педагогического университета, а также его филиала в г. Таре. На основе разработанных научно-методических подходов создан комплекс учебно-исследовательских заданий по применению средств и методов информатики в физико-математической и филологической профильных предметных областях, нашедший отражение в двух учебных пособиях. Учебные пособия использованы в процессе преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и предметного блоков подготовки. В педагогическом эксперименте приняли участие 350 студентов. В качестве результата эксперимента можно констатировать повышение уровня подготовки будущего специалиста – педагога физико-математического и филологического направлений к квалифицированному использованию методов и средств информатики в предметной области.

На базе Челябинского государственного университета апробирована методика проектирования электронного учебника на основе отражения модели процесса обучения в информационной структуре электронного учебника. На основе данной методики было спроектировано и создано электронное учебное пособие «Word для всех», обеспечивающее запланированную структуру и содержание учебно-познавательной деятельности студентов. Учебно-познавательная деятельность студентов планировалась таким образом, чтобы происходило развитие умений и навыков операционного мышления студента в процессе изучения текстового редактора. В эксперименте участвовало 270 студентов экономического, химического, биологического и юридического факультетов. Было выделено три уровня сформированности умений и навыков операционного мышления студента: низкий, средний и высокий. Статистический анализ результатов эксперимента показал, что использование электронного пособия способствует повышению уровня сформированности умений и навыков операционного мышления студента, что подтверждает достижение поставленной цели проектирования и создания электронного учебного пособия – обеспечение запланированной структуры и содержания учебно-познавательной деятельности студентов при изучении текстового редактора.

В ходе исследований на базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий № 20» обоснован и разработан компонентный состав специального программного обеспечения автоматизированного рабочего места (АРМ) эксперта: модуль ввода и масштабирования исходных данных; модуль вывода результатов; модуль процедур статистической обработки, оценки и идентификации показателей; модуль прогнозирования показателей; комплект программ документирования результатов экспертизы; модуль планирования эксперимента; база данных с системой управления. База данных АРМ построена на основе технологии SQL Server и содержит: документы, регламентирующие проведение экспертизы педагогической продукции; перечень нормативных показателей, отражающих эргономические, психолого-педагогические, технико-технологические, эргономические и другие требования к объекту экспертизы; данные об экспертах; результаты испытаний и педагогического эксперимента; паспортные данные объекта экспертизы. В разработке и отладке отдельных модулей программного обеспечения АРМ эксперта испытательной лаборатории принимали участие студенты. Разработаны методические рекомендации по решению задач экспертизы на основе программного обеспечения АРМ эксперта испытательной лаборатории. При этом рассматриваются три группы задач: статистической обработки и идентификации результатов экспериментального исследования объекта; моделирования образовательного процесса с использованием объекта экспертизы; расчета показателей объекта на основе метода экспертных оценок. Каждая группа задач имеет несколько вариантов реализации. Их решение осуществляется автономно и позволяет дать объективную оценку соответствия объекта заданным требованиям.

На базе Московского государственного технического университета, Института электронной техники разработаны «Рекомендации по созданию системы менеджмента качества (СМК) организаций разработчиков и изготовителей педагогической продукции, функционирующей на баз ИКТ». В них рассмотрены принципы создания СМК образовательных учреждений, базирующиеся на положениях и требованиях, сформулированных в международных стандартах серии ISO 9000, представлен проект основного документа СМК «Руководство по качеству», а также определены наиболее значимые составляющие качества образовательных услуг и процессов СМК с точки зрения удовлетворения требований нескольких групп заинтересованных сторон (собственно вуза, студентов и их родителей, частично работодателей и государства). При этом были учтены все аспекты процессного и системного подхода при оказании услуг, включая организацию учебного процесса, подготовку преподавательского состава, обеспечение вуза как основного разработчика необходимыми методическими материалами и оборудованием, разработку и изготовление педагогической продукции, функционирующей на баз ИКТ. На базе разработанных рекомендаций создана СМК организаций разработчиков и изготовителей педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, включающая стандарт образовательного учреждения, а также перечень процессов СМК в соответствии с разделами ГОСТ Р ИСО 9001 по основным направлениям деятельности, обеспечивающий результативное ее функционирование.

В ходе экспериментальной работы, проводимой в Серпуховском военном институте ракетных войск, разработаны методические рекомендации по созданию автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации, включающие: требования к формированию экспертной группы, привлекаемой для выработки критериев формализации; правила построения функций принадлежности лингвистической переменной ОЦЕНКА; обоснованные критерии определения интервалов для формирования значений лингвистической переменной ОЦЕНКА; критерии принятия решения при определении комплексной итоговой оценки при реализации процедуры мониторинга текущей успеваемости.

На основе исследованных подходов к оценке качества деятельности образовательного учреждения в ГОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса» в качестве показателей результативности и эффективности бизнес-процессов выделены показатели оценки отдельных бизнес-процессов вуза и показатели по обеспечению качества вуза, в частности, аккредитационные показатели, которые являются обязательными при комплексной оценке высшего учебного заведения. Применительно к важнейшей бизнес-единице вуза – выпускающей кафедре, кроме аккредитационных показателей, выделены следующие показатели результативности бизнес-процессов деятельности кафедры: образовательные достижения студентов; трудоустройство выпускников; удовлетворенность работодателей; удовлетворенность студентов и удовлетворенность персонала кафедры. Результатом анализа бизнес-процессов кафедры в нотации IDEF является разработка модели «AS-IS», которая показывает существующее состояние кафедры. Анализ модели «AS-IS» показал, что с целью улучшения вышеперечисленных показателей целесообразно внедрение средств автоматизации по следующим направлениям деятельности кафедры: автоматизация процесса оценки образовательных достижений студентов, в частности, автоматизация рейтинговой системы оценки знаний студентов, реализованная с использованием интернет-технологий; автоматизация процесса трудоустройства выпускников с использованием сайта кафедры,  позволяющая реализовать обратную связь с работодателями; автоматизация процесса определения степени удовлетворенности потребителей (студентами) качеством оказания образовательных услуг (с использованием веб-сайта кафедры, вуза); автоматизация процессов документооборота кафедры. Предлагаемые изменения бизнес-процессов кафедры предложены в модели «TO-BE», на основании анализа которой сформированы требования к разработке информационной системы кафедры.