"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
    Фундаментальные исследования
    Комплексная программа
    Опытно-экспериментальная работа
         >Экспериментальное обеспечение Фундаментальных исследований
            ·2008
            ·2009
            ·2010
            ·2011
            ·2012
            ·2013
            ·2014
        ·Экспериментальное обеспечение исследований по Комплексной программе
    Проекты ИИО
    Результаты НИР и НИОКР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

2011


/ План 2011 / Результаты 2011 /


ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАО ПО НАПРАВЛЕНИЮ 7. "МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЯХ" на 2011 год

Научный руководитель –  Роберт И.В. – акад. РАО

В качестве приоритетных направлений экспериментальных исследований будут рассматриваться вопросы эффективности программ обучения в комплексной многоуровневой многопрофильной системе подготовки кадров информатизации образования, апробации педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования.

Будет продолжена экспериментальная работа по: подготовке педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе средств информационных и коммуникационных технологий; подготовке кадров для системы кооперации в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности; подготовке формирования и оценки профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров; интеграции информационных и коммуникационных технологий и содержания профильно-предметной деятельности будущих учителей на основе компетентностного подхода; проектирования электронных средств обучения в условиях модернизации непрерывного профессионального образования; теоретических основ и методов математического моделирования, анализа и оптимизации интегрированных систем управления организационно-технологическими процессами (в образовании); совершенствования способов и методов разработки и оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;

Планируется проведение исследований в области: разработки медико-психологических условий формирования здоровьсберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения; организации информационно-учебной деятельности младших школьников в здоровьесберегающих условиях; разработки педагогических условий формирования готовности педагога учреждения среднего профессионального образования к деятельности по информационному обеспечению образовательного процесса; разработки информационного обеспечения непрерывного образования взрослых; совершенствования подготовки учителей информатики и ИКТ для работы в профильной школе.


№№
п/п
Наименование темы
эксперимента
Сроки выполнения
Задачи
исследования
на 2011 год
Научный
руководитель темы
Ожидаемые
результаты
исследования
и их значимость
Экспериментальная
площадка
нача-ло
окончание
 
ПРОЕКТ 7.1. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», №  гос. Регистрации 0120.0 803652
 
Научный руководитель –  Роберт И.В. – академик РАО.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
1.                  
Комплексное использование электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике
2009
2011
Проверить эффективность методических рекомендаций к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (на примере 8-11 классов)
Мартиросян Л.П.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Никонова  Н.В.,
к.п.п.,
МОУ «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2 Пушкинского муниципального района Московской области»
Методические рекомендации к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике (на примере 8-11 классов)
Совокупное и
взаимосвязанное использование отдельных компонентов различных электронных средств учебного назначения в процессе преподавания математики
МОУ «Софринская средняя общеобразовательная школа, № 2 Пушкинского муниципального района Московской области»,
г. Софрино, Московская область
2.                  
Медико-психологические условия формирования здоровьсберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения
2011
2012
Определить и проверить эффективность модели здоровьесберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения
Мухаметзянов И..Ш..,
д.мед.н.
Институт информатизации образования
Модель здоровьесберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения
Академия социального образования (КСЮИ),
г. Казань
 
3.                  
Организация информационно-учебной деятельности младших школьников в здоровьесберегающих условиях
2011
2012
Разработать и апробировать методические походы к организации практических работ, направленных на формирование у младших школьников навыков информационно-учебной деятельности
Босова Л.Л.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
 
Методические рекомендации по организации практических работ, направленных на формирование у младших школьников навыков информационно-учебной деятельности
МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Истринского района Московской области»,
пос. Агрогородок, Московская область
 
 
ПРОЕКТ 7.2. «МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», №  гос. Регистрации 0120.0 803649
 
Научный руководитель – Мартиросян Л.П. – к.п.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
4.                  
Формирование готовности педагога учреждения среднего профессионального образования к деятельности по информационному обеспечению образовательного процесса
2011
2012
Разработать и проверить программу курса повышения квалификации преподавателей в области информационного обеспечения образовательного процесса по специальным дисциплинам строительного профиля
Козлов О.А.,
д.п.н.
Лысогорский В.С.,
к.техн.н.
Институт информатизации образования
Довгань В.В.
ГОУ СПО «Московский строительный техникум»
 
Программа курса повышения квалификации преподавателей в области информационного обеспечения образовательного процесса по специальным дисциплинам строительного профиля
ГОУ СПО «Московский строительный техникум»,
г. Москва
5.                  
Методическая система подготовки кадров информатизации образования
2008
2012
Апробировать программу курса «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности дошкольного педагога-психолога»
Прозорова Ю.А., к.п.н.
Институт информатизации образования
Ягодина Л.А.
МОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Ресурсный центр»
 
Программа курса «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности дошкольного педагога-психолога» для системы повышения квалификации специалистов в области дошкольного воспитания
МОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Ресурсный центр», г. Тольятти
6.                  
 
 
 
Разработать и 
проверить учебный план подготовки магистров физико-математического образования в аспекте изучения дисциплин по использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
Ежова Г.Л.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Учебный план подготовки магистров физико-математического образования в аспекте изучения дисциплин по использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»,
г. Москва
 
7.                  
Подготовка педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе информационных и коммуникационных технологий
2007
2012
Разработать и 
проверить методические рекомендации по использованию системы видеоконференцсвязи в  рамках дистанционного обучения в техническом колледже в аспекте модернизации образовательной среды
Роберт И.В.,
д.п.н.
Надеждин Е.Н.,
д.техн.н.
Губский Е.Г.
Институт информатизации образования
Поляков В.Л.
ГОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий № 20»
Методические рекомендации по использованию системы видеоконференцсвязи в  рамках дистанционного обучения в техническом колледже в аспекте модернизации образовательной среды
ГОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий № 20»,
г. Москва,
8.                  
Информационное обеспечение непрерывного образования взрослых
2011
2015
Разработать технологии информационного обеспечения непрерывного образования различных категорий взрослых
 
Марон А.Е., д.п.н.
Монахова Л.Ю., д.п.н.
Институт образования взрослых
Описание систем и технологий информатизации непрерывногобразования взрослых
 Результаты будут использованы при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов в Центрах образования взрослых и системе повышения квалификации
Вечерняя школа № 195
г. Санкт-Петербург
 
Ленинградский областной институт развития образования
г. Санкт-Петербург
 
Новгородский региональный Центр развития образования
г. В.Новгород
9.                  
Подготовка кадров для системы кооперации в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности
2009
2011
Проверить эффективность курса «Использование средств ИКТ в кооперации»
Мартиросян Л.П.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Удовик Е.Э., д.п.н.
Краснодарский кооперативный институт (филиал)
АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Курс «Использование средств ИКТ в кооперации»
Краснодарский кооперативный институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»,
г. Краснодар
10.              
Формирование и оценка профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров
2010
2012
Апробировать учебное пособие «Формирование ИКТ-компетентности учителей гуманитарных специальностей» и тесты для оценивания   ИКТ-компетентности учителей гуманитарного цикла дисциплин филологического и социально-экономического профилей
Лапчик М.П.,
академик РАО
Удалов С.Р.,
д.п.н.
Рагулина М.И.,
д.п.н.
Институт проблем непрерывного образования
Оценка эффективности и качества формирования ИКТ-компетентности будущих учителей учителей гуманитарного цикла дисциплин филологического и социально-экономического профилей в целях корректировки организационного и учебно-методического обеспечения их подготовки.
Использование полученных результатов в системе переподготовки и повышения квалификации учителей
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»,
г. Омск
 
11.              
Интеграция информационных и коммуникационных технологий и содержания профильно-предметной деятельности будущих учителей на основе компетентностного подхода
2010
2012
Апробировать
учебные пособия для студентов педагогических вузов: «Информационные технологии в математическом образовании»; «Информационные технологии в филологическом образовании»
Лапчик М.П.,
академик РАО
Рагулина М.И.,
д.п.н.
Морозов И.Ю.,
к.п.н.
Институт проблем непрерывного образования
Оценка эффективности и качества формирования ИКТ-компетентности будущих учителей физико-математических и филологических специальностей в целях корректировки организационного и учебно-методического обеспечения их подготовки в области применения ИКТ в предметной деятельности.
Использование полученных результатов в системе переподготовки и повышения квалификации учителей
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»,
г. Омск
12.              
Совершенствование подготовки учителей информатики и ИКТ для работы в профильной школе
2011
2013
Апробировать учебно-методический комплект «Информатика в профильной школе» (учебник, практикум, пособие для учителя) для изучения курса информатики и ИКТ в общеобразовательной школе на профильном уровне
Хеннер Е.К.,
д.ф.-м.н., чл.-корр. РАО
Семакин И.Г., д.п.н.
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
 
Отчет по результатам апробации учебно-методического комплекта, систематизация предложений учителей по его совершенствованию
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» - Национальный исследовательский университет (ГОУ ВПО ПГУ),
г. Пермь
 
 
 
ПРОЕКТ 7.3. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, №  гос. Регистрации 0120.0 803651
 
Научный руководитель – Козлов О.А. – д.п.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
13.              
Проектирование электронных средств обучения в условиях модернизации непрерывного профессионального образования
2010
2012
Апробировать методику проектирования электронного учебника на основе отражения модели процесса обучения в информационной структуре электронного учебника
Матушкин С.Е.,
чл.-корр. РАО
Овчинникова К.Р., к.п.н.
Институт информатизации образования
Лесковец Л.К. 
ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Электронное учебное пособие «Word для всех», обеспечивающее запланированную структуру и содержание учебно-познавательной деятельности студентов
ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»,
г. Челябинск
14.              
Теоретические основы и методы математического моделирования, анализа и оптимизации интегрированных систем управления организационно-технологическими процессами (в образовании)
2010
2011
Разработать и 
проверить программу курса «Моделирование систем» для специальности «Организация и технология защиты информации» и проверить его эффективность
Надеждин Е.Н.,
д.техн.н.
Институт информатизации образования
Смирнова Е.Е.,
к.п.н.
Институт экономики и информатики
 
Программа курса «Моделирование систем» для специальности «Организация и технология защиты информации»
 
 
Московский институт комплексной безопасности. Тульский филиал,
г. Тула
 
 
 
 
 
 
Апробировать имитационную модель процесса автоматизированного обучения специалистов в области управления на курсах повышения квалификации
 
Шичанина О.В.
Московский институт комплексной безопасности. Тульский филиал.
Имитационная модель процесса автоматизированного обучения специалистов в области управления на курсах повышения квалификации
Учебно-методический центр гражданской обороны и по чрезвычайным ситуациям Тульской области,
г. Тула
 
ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления»,
г. Москва
 
ПРОЕКТ 7.4. «МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ НА БАЗЕ ИКТ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ» (№ государственной регистрации 0120.0 803650)
 
Научный руководитель – Роберт И.В. – академик РАО
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
15.              
Совершенствование способов и методов разработки и оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
2010
2012
Разработать и апробировать программу курса «Основы обеспечения качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ»
 
 
Граб В.П.,
к.техн.н.
Институт информатизации образования
 
Программа курса «Основы обеспечения качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ»
Московский Государственный технический университет, Институт электронной техники (МИЭТ),
г. Зеленоград, Московская область
 
ПРОЕКТ 7.5. «ФОРМАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ» (№ государственной регистрации 0120.0 803653)
 
Научный руководитель  – Данилюк С.Г. – д.техн.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
16.              
Разработка автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации
2010
2012
Апробировать методические рекомендации по созданию автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации
 
Данилюк С.Г.,
д.техн.н.
Институт информатизации образования
 
Методические рекомендаций по созданию автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации
Серпуховский военный институт ракетных войск,
г. Серпухов, Московская область
 
17.              
Использование адаптивных семантических моделей в процессе обучения (на примере информатики, математики, английского языка)
2011
2012
Апробировать набор адаптивных семантических моделей в обучении информатике.
Шихнабиева Т.Ш., д.п.н.
Институт информатизации образования
Степаненков В.И., к.э.н.
ГОУ СПО «Королёвский колледж космического машиностроения и технологий»
Методические рекомендации по использованию адаптивных семантических моделей в обучении и контроле знаний (на примере информатики)
ГОУ СПО «Королёвский колледж космического машиностроения и технологий»,
г. Королёв, Московская область

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ за 2011 год

Экспериментальная работа по определению эффективности методических рекомендаций к комплексному использованию электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике проводилась на базе МОУ «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2». В эксперименте участвовали 2 учителя математики и ученики 8-11 классов школы. Анализ результатов, полученных в процессе обучения в условиях совместного, совокупного и взаимосвязанного использования отдельных компонентов различных электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике в 8-11 классах, показал повышение у большинства обучаемых качества обучения и степени обученности.

На базе Академии социального образования г. Казани создана модель здоровьесберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения как сочетание социальных, психолого-педагогических, медико-физиологических подходов к созданию условий организации образовательного процесса. При этом учитывался комплекс санитарно-гигиенических и эргономических требований к организации автоматизированного рабочего места, требований к безопасному использованию средств информатизации и предотвращению негативных последствий применения средств ИКТ. Учитывались также особенности психофизиологического состояния обучающихся и обучаемых, оздоровительных и физкультурных мероприятий. Реализация модели при оснащении компьютерного класса и в процессе изучения дисциплины «Социальная работа» показала, что у большинства студентов сформированы навыки осуществления учебной деятельности в условиях функционирования здоровьесберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды. Модель может быть использована при организации автоматизированного рабочего места обучающегося вне учебного заведения (например, по месту проживания) с участием родителей, учителей, социальных работников и др.

На базе МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Истринского района Московской области в ходе экспериментальной работы с учащимися 5-6 классов получены результаты, доказывающие эффективность методических походов к организации практических работ, направленных на формирование у младших школьников навыков информационно-учебной деятельности, основанных на требованиях доступности (изучаемые технологические приемы и выполняемые задания, формулировки предписаний и степень их детализации должны соответствовать возрастным особенностям учащихся), самостоятельности (каждый ученик получает доступ к компьютеру и выполняет учебные задания самостоятельно, без посторонней помощи. При этом роль учителя сводится к координации информационно-учебной деятельности); индивидуальной направленности (школьник в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей получает задание соответствующего уровня сложности и выполняет его в индивидуальном темпе); концентричности (средства ИКТ для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий учащиеся изучают на протяжении каждого этапа обучения. При этом, на каждом этапе ученики осваивают все больше возможностей этих средств, решают с их помощью все более содержательные задачи, формируют целостное представление о возможностях информационных и коммуникационных технологий). Выявлено, что в экспериментальных группах уровень сформированности у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на 26,3% (5-е классы) и 28,5% (6-е классы) выше, чем в контрольных классах.

В ГОУ СПО «Московский строительный техникум» г. Москвы разработана и проверена программа курса для преподавателей, целью которого является изучение вопросов информационного обеспечения образовательного процесса по специальным дисциплинам строительного профиля.

На базе МОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Ресурсный центр» г. Тольятти осуществлена апробация программы курса «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности дошкольного педагога-психолога», включающей базовый блок «Использование средств ИКТ в дошкольном образовании», а также профильные блоки «Теоретические аспекты использования КИС в работе с дошкольниками» и «Методические аспекты использования ИКТ и КИС для развития речи, памяти, внимания, моторики дошкольников». В ходе апробации были проведены занятия со 100 педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений, в результате которых более 80% обучающихся достигло высокого и среднего уровня обученности в области: создания учебно-методических материалов и дидактических игр на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики; использования КИС и графических пакетов для развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики; осуществления информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетей; автоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента. Результаты апробации доказали целесообразность использования программы курса в системе повышения квалификации специалистов в области дошкольного воспитания.

Результатом экспериментальной работы, проводимой в ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» г. Москвы, является учебный план подготовки магистров физико-математического образования в аспекте изучения дисциплин по использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В блок специальных дисциплин включены дисциплины, содержание которых направлено на формирование: знаний в области методологии научного исследования в условиях доступа к информационно-методическому обеспечению научно-педагогических исследований в области ИКТ; знаний и умений осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия; умений самостоятельного использования средств ИКТ в процессе научно-исследовательской и педагогической деятельности; ИКТ-компетентности, обеспечивающей осуществление профессиональной деятельности в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества; оценка качества научно-педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. По результатам обучения выявлена целесообразность изучения дисциплин по использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Проверка методических рекомендаций по использованию системы видеоконференцсвязи осуществлялась в процессе дистанционного обучения преподавателей Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж автоматизации и информационных технологий» № 20 г. Москвы. В ходе обучения исследовались особенности технологии организации видеоконференций (технико-технологический, методический и организационный аспекты), а также процедура ее реализации для организации дистанционных форм обучения (онлайн консультирования, дистанционного контроля знаний обучаемых с целью их идентификации). Для проведения видеоконференций было использовано следующее программно-аппаратное обеспечение: программное обеспечение размещенное на высокопроизводительном кластере сервера компании Adobe Connect, комплекты вебкамеры, наушники и микрофоны. Подключение к серверу осуществлялось по интернет-каналу из трех компьютерных территориально разделенных корпусов. По окончании обучения у преподавателей были сформированы необходимые компетенции в области: организации информационного взаимодействия пользователей (обучаемых и обучающихся), находящихся в географически удаленных районах; оперативного онлайн-консультирования; осуществления контроля и мониторинга знаний; проведения учебно-методических семинаров и т.д

В ходе исследований, проводимых в вечерней школе № 195 г. Санкт-Петербурга, Ленинградском областном институте развития образования, Новгородском региональном Центре развития образования, описаны системы и технологии информатизации непрерывного образования взрослых на примере педагогов и руководителей образовательных учреждений, которые апробированы в условиях реализации распределенной модели подготовки кадров, накопительной информационной системы, проектно-модульной формы развития профессиональной компетентности взрослых специалистов. Основными направлениями обучения педагогов и руководителей образовательных учреждений являются техническая поддержка учебного портала, создание и использование электронных курсов, информационное сопровождение проектных и исследовательских заданий, on-line семинары, создание презентаций и др.

В ходе экспериментальной работы на базе Краснодарского кооперативного института (филиала) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» осуществлялась проверка эффективности курса «Использование средств ИКТ в кооперации», доработанного с учетом специфики потребительской кооперации и владения специалистом различных видов информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе ИКТ, разработки и использования информационных ресурсов локальных и глобальной компьютерных сетей, проектирования и использования объектов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде и защиты авторских прав ее разработчиков.

В Омском государственном педагогическом университете на историческом, филологическом, философском факультетах и на факультете иностранных языков осуществлено экспериментальное исследование по формированию и оценке ИКТ-компетентности учителей гуманитарных специальностей. На основе выявленных дидактических принципов формирования и оценки ИКТ-компетентности спроектировано содержание и последовательность изучения цикла учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку учителей гуманитарного цикла дисциплин филологического и социально-экономического профилей к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности в соответствии с логикой формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей. Это позволило разработать методическую систему, направленную на изучение будущим учителем средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, освоение приемов и алгоритмов использования средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, формирование умения создавать и использовать в педагогических целях информационную предметную среду. В экспериментальном обучении участвовало 285 студентов, а полученные результаты подтвердили принципиальную реализуемость развития способностей педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности, формированием у них высокого уровня ИКТ-компетентности.

В ходе апробации в Омском государственном педагогическом университете учебных пособий «Информационные технологии в математическом образовании» и «Информационные технологии в филологическом образовании» экспериментального исследования интеграции информационных и коммуникационных технологий и содержания профильно-предметной деятельности будущих учителей на основе компетентностного подхода выделены уровни компетентности в области применения средств ИКТ и критерии их достижения. Сформулированы требования к уровням информационно-технологической подготовки учителей физико-математического и филологического направлений, позволяющие успешно применять информационные и коммуникационные технологии для решения профессиональных задач. Оценка результатов подготовки студентов физико-математического и филологического направлений осуществлялась по следующим категориям: пользовательская (студент умеет применять готовые электронные образовательные ресурсы для реализации целей учебно-воспитательного процесса); технологическая (студент умеет применять электронные образовательные ресурсы для проектирования и проведения учебных занятий) и профессиональная (студент умеет применять электронные учебно-методические комплексы, осуществлять рефлексию собственной деятельности и способен к самосовершенствованию в данной области). В результате обучения большинство обучающихся достигли профессионального уровня компетентности в области применения средств ИКТ в профильно-предметной деятельности, что свидетельствует о целесообразности внедрения учебных пособий в учебный процесс математического, физического, филологического факультетов, а также факультетов информатики и иностранных языков.

В ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» апробирован учебно-методический комплект «Информатика в профильной школе», состоящий из учебника для 10 класса «Информатика и ИКТ, Профильный уровень», практикума и пособия для учителя. В 2010-2011 учебном году проводилась апробация учебника. Методическое обеспечение процесса апробации в 10 классах школ РФ было реализовано в форме сетевого семинара для учителей информатики на сайте, через который учителям предоставлялись следующие учебно-методические материалы: авторские лекции-презентации по вопросам методики преподавания курса; материалы компьютерного практикума; учебные планы и методические разработки уроков; авторские электронные образовательные ресурсы. Для обсуждения методических проблем преподавания курса использовался Интернет-форум.

На базе Челябинского государственного университета разработана Layer-технология дидактического проектирования учебного курса, представленного в электронном виде. Она предполагает построение с помощью разработанного технологического инструментария (блочно-модульной организации и дидактического слоения) граф-плана ЭУК (графическая структура, отражающая не только авторскую иерархию теоретической части учебного материала какого-либо курса, но и дидактические слои ЭУК, сформированные автором и представляющие авторские составляющие методической компоненты процесса обучения). Выявлены особенности построения граф-плана, описана последовательность выполняемых автором ЭУК действий, которая обеспечит создание авторского проекта ЭУК в соответствии с предложенной Layer-технологией проектирования. Разработанная технология может быть использована при дидактическом проектировании электронных учебных курсов для системы традиционного или открытого образования.

В ходе исследований на базе Тульского филиала Московского института комплексной безопасности разработана программа курса «Моделирование систем» для специальности «Организация и технология защиты информации», основными блоками которой являются: Теоретические основы моделирования сложных систем; Вероятностные модели систем защиты информации; Системы массового обслуживания; Информационные модели технологических процессов на основе CASE-средств; Сетевые модели систем управления. Реализация программы позволила повысить качество обучения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой на 12-16%.

На курсах повышения квалификации в Учебно-методическом центре гражданской обороны и по чрезвычайным ситуациям Тульской области и в ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» апробирована имитационная модель процесса автоматизированного обучения специалистов в области управления, прошедшая отладку и настройку с использованием пакета Mathcad (v.14). Имитационная модель направлена на решение: комплекса типовых управленческих задач; управленческих задач с элементами расчета и анализа; нестандартных управленческих задач с применением средств моделирования и интеллектуальной поддержки. Степень обученности слушателей оценивалась через вероятность успешного решения задач на заданном интервале времени. По результатам апробации установлено следующее: модель позволяет прогнозировать продолжительность автоматизированного обучения для разных уровней базовой подготовки с точностью до 15-20%; с использованием модели определяется рациональное соотношение между группами управленческих задач, используемых при обучении.

На базе Московского государственного технического университета, Института электронной техники г. Зеленограда разработана программа курса «Основы обеспечения качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ», представленная в виде следующих блоков: Эволюция развития понятия «качество». Системы менеджмента качества и их сертификация; Сертификация продукции. Нормативные документы по сертификации продукции; Система добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения; Экспертиза педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий; Основные методы оценивания качества педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий. В процессе апробации программы на кафедре «Системная среда качества» со студентами 3-4 курсов (48 человек) в ходе изучения дисциплин «Средства и методы управления качеством» и «Сертификация систем качества» у большинства студентов (82%) сформированы компетенции в области оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

В ходе экспериментальной работы, проводимой в Серпуховском военном институте ракетных войск, апробированы методические рекомендации по созданию автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации. В результате обучения преподавателей кафедры «Автоматизированные системы контроля СВО» у большинства преподавателей (87%) сформированы необходимые знания, умения и навыки в области: организации и проведения экспертного опроса и формирования исходной педагогической информации при решении задачи лингвистической классификации знаний по дисциплинам кафедры; основ теории нечетких множеств, а также понятий лингвистической и нечеткой переменных, способов их применения для формализации педагогической информации; построения функций принадлежности нечетких множеств, формализующих значения лингвистической переменной «оценка»; использования средств ИКТ (на примере MS Exel) при формализованном вводе и обработке статистических данных; использования средств ИКТ (на примере MS Exel) для построения условных программ принятия решений.

Основной целью экспериментальных исследований в ГОУ СПО «Королевский колледж космического машиностроения и технологий» являлось исследование влияния набора адаптивных семантических моделей на формирование у студентов (76 человек) в процессе обучения информатике системных, структурно-организованных, обобщенных знаний и обеспечение повышения уровня их фундаментальной подготовки, а также логико-алгоритмической культуры. В процессе экспериментальной работы был осуществлен отбор контрольных и экспериментальных групп студентов; созданы необходимые условия для проведения занятий в контрольных группах студентов по традиционной методике обучения с использованием электронных курсов; в экспериментальных группах студентов занятия организованы с использованием электронных адаптивных семантических моделей. Эффективность использования набора адаптивных семантических моделей проверялась по следующим критериям: качество усвоения учебного материала студентами; время, затрачиваемое на контроль знаний обучаемых; время, затраченное преподавателем на изложение учебного материала. В результате апробации были получены следующие результаты: средняя оценка знаний увеличилась на 0,6 балла; время изложения учебного материала сокращено в 1,5 раза; время, потраченное на контроль знаний обучаемых, сокращено в 1,4 раза. В результате экспериментальной работы разработаны методические рекомендации по использованию адаптивных семантических моделей в обучении и контроле знаний по дисциплинам естественно-математического цикла.

Отчет по опытно-экспериментальная работа по направлению «Методология развития отечественной системы информации образования в здоровьесберегающих условиях» Плана исследований Российской академии образования (2011 год)