"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
    Фундаментальные исследования
    Комплексная программа
    Опытно-экспериментальная работа
         >Экспериментальное обеспечение Фундаментальных исследований
            ·2008
            ·2009
            ·2010
            ·2011
            ·2012
            ·2013
            ·2014
        ·Экспериментальное обеспечение исследований по Комплексной программе
    Проекты ИИО
    Результаты НИР и НИОКР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

2012


/ План 2012 / Результаты 2012 /


ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАО ПО НАПРАВЛЕНИЮ 7. "МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЯХ" на 2012 год

Научный руководитель – Роберт И.В. – академик РАО

В качестве приоритетных направлений экспериментальных исследований будут рассматриваться вопросы эффективности программ обучения в комплексной многоуровневой многопрофильной системе подготовки кадров информатизации образования, апробации педагогических технологий на базе средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования.

Будет продолжена экспериментальная работа в области: медико-психологических условий формирования здоровьсберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения; организации информационно-учебной деятельности младших школьников в здоровьесберегающих условиях; формирования готовности педагога учреждения среднего профессионального образования к деятельности по информационному обеспечению образовательного процесса; методической системы подготовки кадров информатизации образования; подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе ИКТ; информационного обеспечения непрерывного образования взрослых; формирования и оценки профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров; совершенствования подготовки учителей информатики и ИКТ для работы в профильной школе; теоретических основ и методов математического моделирования, анализа и оптимизации интегрированных систем управления организационно-технологическими процессами (в образовании); совершенствования способов и методов разработки и оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ; разработки автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации; использования адаптивных семантических моделей в процессе обучения; проектирования электронных средств обучения в условиях модернизации непрерывного профессионального образования.

Планируется проведение исследований по: использованию средств ИКТ в процессе освоения школьных учебных предметов (в аспекте реализации задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»); совершенствованию учебно-воспитательного процесса в информационно-образовательной среде дистанционного обучения на основе Интернет.


№№
п/п
Наименование темы
эксперимента
Сроки выполнения
Задачи
исследования
на 2012 год
Научный
руководитель темы
Ожидаемые
результаты
исследования
и их значимость
Экспериментальная
площадка
нача-ло
окончание
 
ПРОЕКТ 7.1. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», № гос. Регистрации 0120.0 803652
 
Научный руководитель – Роберт И.В. – академик РАО
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
1.                  
Медико-психологические условия формирования здоровьсберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения
2011
2012
Апробировать методические рекомендации «Предотвращение негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании»
Мухаметзянов И.Ш.,
д.мед.н.
Институт информатизации образования
Методические рекомендации «Предотвращение негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании»
Методические рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе подготовки педагогических кадров
Академия социального образования (КСЮИ), г. Казань,
2.                  
Организация информационно-учебной деятельности младших школьников в здоровьесберегающих условиях
2011
2012
Разработать и апробировать программу факультативного курса "Занимательная информатика" для учащихся 5-6 классов
Босова Л.Л.,
д.п.н.,
Институт информатизации образования
Методические рекомендации по преподаванию факультативного курса "Занимательная информатика" для учащихся 5-6 классов
Методические рекомендации предназначены для организации внеурочной работы в общеобразовательной школе
МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа Истринского района Московской области»,
пос. Агрогородок, Московская область,
 
ПРОЕКТ 7.2. «МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ», № гос. Регистрации 0120.0 803649
 
Научный руководитель – Мартиросян Л.П. – д.п.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
3.                  
Формирование готовности педагога учреждения среднего профессионального образования к деятельности по информационному обеспечению образовательного процесса
2011
2012
Разработать и апробировать учебно-методический комплекс к курсу «Разработка цифровых образовательных ресурсов в стандартных оболочках по специальным дисциплинам строительного профиля»
Козлов О.А.,
д.п.н.
Лысогорский В.С.,
к.техн.н.
Институт информатизации образования
Довгань В.В.
ГОУ СПО «Московский строительный техникум»
Учебно-методический комплекс к курсу «Разработка цифровых образовательных ресурсов в стандартных оболочках по специальным дисциплинам строительного профиля»
Комплекс предназначен для подготовки преподавателей
ГОУ СПО «Московский строительный техникум», г. Москва,
4.                  
Методическая система подготовки кадров информатизации образования
2008
2012
Апробировать программу курса «Разработка и использование сетевых информационных ресурсов образовательного назначения»
Прозорова Ю.А., к.п.н.
Институт информатизации образования
Программа курса «Разработка и использование сетевых информационных ресурсов образовательного назначения»
Программа может быть использована для подготовки кадров информатизации образования
НОУ ВПО Университет РАО, г. Москва,
 
 
 
 
Проверить эффективность методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров в области: организации функционирования образовательного пространства;
организации и осуществления обучения в условиях функционирования образовательного пространства
Касторнова В.А.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров в области: организации функционирования образовательного пространства;
организации и осуществления обучения в условиях функционирования образовательного пространства.
Методические рекомендации могут использоваться в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповец,
 
 
 
 
Апробировать программы подготовки магистров физико-математи­ческого образования в области информационных и коммуникационных технологий
Ежова Г.Л.,
к.п.н.
Институт информатизации образования
Программы «ИКТ в науке и образовании», «ИКТ в организации учебного процесса», «Распределенный информационный образовательный ресурс», «Комплексная оценка качества педагогической продукции»
Разработанные программы могут быть использованы при подготовке магистров физико-математического образования
ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва,
5.                  
Подготовка педагогических кадров среднего профессионального образования в области автоматизации и управления технологическими процессами и производствами на базе информационных и коммуникационных технологий
2007
2012
Разработать и проверить методические рекомендации по разработке электронных образовательных ресурсов для системы дистанционного обучения в техническом колледже
Роберт И.В.,
д.п.н.
Надеждин Е.Н.,
д.техн.н.,
Институт информатизации образования
Поляков В.Л.
ГОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий № 20»
Методические рекомендации по разработке электронных образовательных ресурсов для системы дистанционного обучения в техническом колледже.
Рекомендации могут быть использованы при подготовке педагогических кадров в системе среднего профессионального образования
ГОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий № 20», г. Москва,
 
ГОУ “Учебно-методический центр ГОЧС Тульской области (институт)”,
6.                  
Информационное обеспечение непрерывного образования взрослых
2011
2015
Разработать и экспериментально проверить информационно-праксеологические среды сопровождения профессионального обучения специалистов
Марон А.Е., д.п.н.
Монахова Л.Ю., д.п.н.
Институт образования взрослых
Результаты будут использованы при подготовке монографии «Теория и технологии информатизации непрерывного образования взрослых»
Ленинградское областной институт развития образования, г.Санкт-Петербург,
 
Новгородский институт развития образования, г. В.Новгород,
7.                  
Формирование и оценка профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров
2010
2012
Апробировать учебное пособие «Формирование ИКТ-компетент­ности учителей технологии и изобразительного искусства» и тесты для оценивания ИКТ-компетентности педагогов профилей «Технологическое образование» и «Художественное образование»
Лапчик М.П.,
академик РАО
Удалов С.Р.,
д.п.н.
Рагулина М.И.,
д.п.н.
Институт проблем непрерывного образования
Оценка эффективности и качества формирования ИКТ-компетентности будущих учителей технологии и изобразительного искусства в целях корректировки организационного и учебно-методического обеспечения их подготовки
Учебное пособие и тесты могут использоваться в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации полученных результатов в системе переподготовки и повышения квалификации учителей
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск,
8.                  
Совершенствование подготовки учителей информатики и ИКТ для работы в профильной школе
2011
2013
Апробировать программу повышения квалификации учителей информатики «Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне»
Хеннер Е.К.,
д.ф.-м.н., чл.-корр. РАО
Семакин И.Г., д.п.н.
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Программа «Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне»
Программа может использоваться в процессе повышения квалификации учителей информатики
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» - Национальный исследовательский университет (ГОУ ВПО ПГУ), г. Пермь
 
ПРОЕКТ 7.3. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № гос. Регистрации 0120.0 803651
 
Научный руководитель – Козлов О.А – д.п.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
9.                  
Теоретические основы и методы математического моделирования, анализа и оптимизации интегрированных систем управления организационно-технологическими процессами (в образовании)
2010
2012
Проверить эффективность методических рекомендаций по использованию специализированных учебных стендов и автоматизированных обучающих систем (для преподавателей и студентов наукоёмких специальностей)
Надеждин Е.Н.,
д.техн.н.
Институт информатизации образования
Смирнова Е.Е.,
к.п.н.
Институт экономики и информатики
Методические рекомендации по использованию специализированных учебных стендов и автоматизированных обучающих систем
Рекомендации могут быть использованы при подготовке специалистов управления организационно-технологическими процессами (в образовании)
Московский государственный университет технологии и управления им. К.Разумовского,
 
ПРОЕКТ 7.4. «МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ НА БАЗЕ ИКТ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ», № гос. Регистрации 0120.0 803650
 
Научный руководитель – Роберт И.В – академик РАО
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
10.              
Совершенствование способов и методов разработки и оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
2010
2012
Апробировать пакет базовых нормативных документов «Система менеджмента качества системы высшего профессионального образования»
Граб В.П.,
к.техн.н.
Институт информатизации образования
Рекомендации по доработке пакета базовых нормативных документов «Система менеджмента качества системы высшего профессионального образования»
Рекомендации могут быть использованы при разработке нормативных документов по оценке качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
Московский Государственный технический университет, Институт электронной техники (МИЭТ),
г. Зеленоград, Московская область,
 
ПРОЕКТ 7.5. «ФОРМАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ», № гос. Регистрации 0120.0 803653
 
Научный руководитель – Данилюк С.Г. – д.техн.н.
Головная организация - Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
11.              
Разработка автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний на основе вероятностно-лингвистического подхода к формализации педагогической информации
2010
2012
Разработать и проверить комплекс программ, реализующий вероятностно-лингвистический подход к формализации педагогической информации в рамках автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний
Данилюк С.Г.,
д.техн.н.
Институт информатизации образования
 
Комплекс программ, реализующий вероятностно-лингвистический подход к формализации педагогической информации в рамках автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний
Предназначен для использования в автоматизированных системах мониторинга и итогового контроля знаний
Серпуховский военный институт ракетных войск,
г. Серпухов, Московская область,
12.              
Использование адаптивных семантических моделей в процессе обучения (на примере информатики, математики, английского языка)
2011
2012
Апробировать методические материалы к представлению и контролю знаний на основе адаптивных семантических моделей
Шихнабиева Т.Ш., д.п.н.
Институт информатизации образования,
Степанеков В.И., к.э.н.
ГОУ СПО «Королёвский колледж космического машиностроения и технологий»,
Омарова Н.О., д.ф.-м.н., проф., ФГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
Методические рекомендации по представлению и контролю знаний на основе адаптивных семантических моделей
Методическое пособие по использованию адаптивных семантических моделей в курсе линейной алгебры
Методические материалы могут быть использованы при изучении дисциплин «Информатика» и «Линейная алгебра»
ФГОУ СПО «Королёвский колледж космического машиностроения и технологий»,
г. Королёв, Московская область,
 
ФГОУ ВПО “Дагестанский государственный университет ”, г. Махачкала, ул.М.Гаджиева, 43а,
 
ПРОЕКТ 7.6. «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЯХ»
 
Научный руководитель – Козлов О.А. – д.п.н.
Головная организация – Учреждение РАО «Институт информатизации образования»
 
13.              
Учебно-методическое обеспечение использования средств ИКТ в процессе освоения школьных учебных предметов (в аспекте реализации задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»)
2012
2015
Апробировать методическое пособие «Проектирование логической структуры учебного материала на основе адаптивных семантических моделей» (для учителей математики, информатики и биологии)
Шихнабиева Т.Ш.,
д.пед.н.
Институт инфор­матизации образования,
Алиев Б.С., МОУ «Юхаристальская средняя общеобразовательная школа С.Стальского района Республики Дагестан»
Методическое пособие «Проектирование логической структуры учебного материала на основе семантических моделей»
Может быть использовано при изучении математики, информатики в системе среднего общего образования
МОУ “Юхаристальская средняя общеобразовательная школа С.Стальского района Республики Дагестан “,
 
Республика Дагестан, С. Стальский р-н, с. Юхаристаль,
 
 
 
 
Проверить эффективность методических рекомендаций: «Разработка авторских приложений по английскому языку на базе MS Office и Adobe Flash»; «Организация самостоятельного освоения учащимися учебных предметов на базе Moodle»
Шихнабиева Т.Ш.,
д.пед.н.
Прозорова Ю.А.,
канд.пед.н.
Агальцова Д.В.,
к.п.н.
Институт инфор­матизации образования
Методические рекомендации: «Разработка авторских приложений по английскому языку на базе MS Office и Adobe Flash»;
«Организация самостоятельного освоения учащимися учебных предметов на базе Moodle»
Могут использоваться в процессе подготовки студентов педагогических вузов, а также при повышении квалификации педагогических кадров
НОУ ВПО Университет РАО, г. Москва,
 
ФГОУ СПО «Королёвский колледж космического машиностроения и технологий»,
г. Королёв, Московская область,
14.              
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в информационно-образовательной среде дистанционного обучения на основе Интернет
2012
2012
Проверить эффективность методических рекомендаций «Использование дистанционных форм обучения в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения»
Дашниц Н.Л.,
к.п.н.
Институт инфор­матизации обра­зования
Методические рекомендации «Использование дистанционных форм обучения в учебно-воспитатель-ном процессе образовательного учреждения»
Рекомендации могут быть использованы в работе учителя
г. Ярославль, гимназия №1, ул. Урицкого, 11,
15.              
Проектирование электронных средств обучения в условиях модернизации непрерывного профессионального образования
2010
2012
Апробировать методику проектирования электронного учебного пособия на основе Layer-технологии проектирования современного учебного курса
Овчинникова К.Р., к.п.н.,
Институт информатизации образования РАО,
Лесковец Л.К.
ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Методика проектирования электронных учебных пособий «Access для всех» и «Работаем с Power Point»
Методика может использоваться в профессиональной деятельности педагогических кадров
ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск,

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ за 2012 год

На базе Академии социального образования г. Казани апробированы методические рекомендации по предотвращению негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании. Даные рекомендации содержат материалы по предотвращению вредного воздействия средств ИКТ, организации безопасной для здоровья деятельности с применением средств ИКТ, формированию и представлению электронных образовательных ресурсов с учетом их безопасности (медицинский и санитарно-гигиенический аспекты) для пользователей. В результате исследования определены основные направления формирования безопасной образовательной среды с применением средств ИКТ в рамках образовательного учреждения. Подробно представлены основные негативные последствия, в том числе, гигиенические, эргономические и медицинские факторы, оказывающие влияние на пользователя персонального компьютера, снижающие уровень его здоровья. Предлагаются некоторые варианты организации рабочего места и режима труда и отдыха при работе с компьютером, нивелирующие его негативное влияние на здоровье пользователя. Рассматриваются вопросы безопасности электронных образовательных ресурсов и их использования.

На базе МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Истринского района Московской области разработана и апробирована программа факультативного курса «Занимательная информатика» для учащихся 5-6 классов. Методика проведения факультативных занятий была построена на использовании виртуальных лабораторий («Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания»), а также графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для создания анимированных решений задач и представления полученных результатов. В процессе изучения факультативного курса удалось решить  следующие задачи: включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера; создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера; сформировать у учащихся  умения организации самостоятельной учебной деятельности; сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний; организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;  создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

В ГОУ СПО «Московский строительный техникум» г. Москвы разработан и апробирован учебно-методический комплекс к курсу «Разработка цифровых образовательных ресурсов в стандартных оболочках по дисциплинам строительного профиля». В результате апробации получены следующие выводы: выбранная специализированная оболочка разработки ЦОР фирмы Гиперметод позволяет преподавателям разрабатывать ЦОР по специальным дисциплинам строительного профиля, соответствующие требованиям ФГОС СПО и адаптированные под уровень подготовки студентов; для эффективного использования возможностей специализированных оболочек для разработки ЦОР необходима организация подготовки преподавателей по разработке и использованию на занятиях информационно-методического обеспечения специальных дисциплин строительного профиля на основе ЦОР. Подготовка преподавателей по разработке и использованию на занятиях информационно-методического обеспечения специальных дисциплин строительного профиля на основе ЦОР должна включать базовую и прикладную составляющие.

В ходе экспериментальных исследований на базе НОУ ВПО «Университет РАО» г. Москвы осуществлена апробация программы курса «Разработка и использование сетевых информационных ресурсов образовательного назначения (СИРОН)», включающей базовый блок «Технико-технологические основы разработки СИРОН», а также профильные блоки «Организационно-управленческие аспекты взаимодействия с СИРОН» и «Психолого-педагогические и методические аспекты применения СИРОН». В ходе апробации были проведены занятия со студентами первого и второго курсов факультета информационных технологий и иностранных языков. Для оценки результатов обучения были заданы теоретические уровни обученности: репродуктивный, адаптивный, эвристический и творческий, выражающиеся в определенных требованиях к знаниям, умениям и навыкам. В ходе экспериментальных занятий со студентами использовалась авторская сетевая информационная система, обеспечивающая функционирование СИРОН. Для оценки достигнутого студентами уровня обученности использовались два вида итогового контроля, оцениваемые по 10-балльной шкале: тест и учебный проект по разработке СИРОН путем технологической адаптации и совершенствования функциональных возможностей информационной системы. Средний балл, набранный всеми студентами за выполнение тестовых заданий и учебного проекта, составил более 70%, что свидетельствует о достижении большинством студентов эвристического уровня обученности в области: технологической адаптации, совершенствования функциональных возможностей и наполнения сетевых информационных систем, обеспечивающих разработку и функционирование информационных ресурсов; разработки и использования СИРОН в будущей профессиональной деятельности. Результаты апробации доказали целесообразность использования программы курса для обучения студентов.

Проверка эффективности методических рекомендаций по подготовке педагогических кадров в области организации функционирования образовательного пространства  и осуществления обучения проводилась в ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» в рамках подготовки (переподготовки и повышении квалификации) педагогических кадров. В результате проведения экспериментальных занятий с использованием методических рекомендаций и выполнения контрольных работ и итогового проекта выявлена целесообразность учета специфики взрослой аудитории, а также формы изложения материала, предполагающей предоставление возможности слушателям в ходе обучения делать логические выводы, адаптировать содержание к собственной практике, апробировать полученные умения при выполнении специальных упражнений.

В ходе экспериментальных исследований на базе ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» проведена апробация следующих программ подготовки магистров физико-математического образования в области информационных и коммуникационных технологий: «ИКТ в науке и образовании»; «ИКТ в организации учебного процесса»; «Распределенный информационный образовательный ресурс»; «Комплексная оценка качества педагогической продукции». Для оценки результатов обучения были теоретически обоснованы высокий, средний и низкий уровни обученности, к каждому из которых были определены соответствующие требования к знаниям, умениям и навыкам. По окончании обучения студентам предлагалось выполнение тестовых заданий и курсовой работы. Количество обучаемых, успешно справившихся с тестированием, составило 81,4% от общего количества магистров, участвующих в экспериментальном обучении. Число обучаемых, успешно справившихся с выполнением курсовой работы, составило 86%. Это позволяет сделать вывод о том, что в результате обучения предложенным дисциплинам большинство обучаемых достигло высокого и среднего уровня обученности.

На базе ГОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий» № 20 г. Москвы разработаны и проверены методические рекомендации по разработке электронных образовательных ресурсов для системы дистанционного обучения студентов по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)» в техническом колледже. Проанализирован и обобщен отечественный и зарубежный опыт разработки и использования электронных средств образовательного назначения, сформулированы общие психолого-педагогические и технико-технологические требования к ЭОР, ориентированным на использование в системе дистанционного обучения студентов технического колледжа. Обоснованы методические рекомендации по проектированию ЭОР на базе унифицированных инструментальных программных средств автоматизации проектирования информационных систем: включающие формулировку эргономических и технико-технологических требований к ЭОР, разработку (или освоение) прототипов (шаблонов) для проектирования; рекомендации по выбору из множества шаблонов рационального варианта типологии и оформления ЭОР; предварительное тестирование; дизайн-эргономическую и технико-технологическую экспертизу; сертификацию программных средств; разработку и корректировку инструкций по использованию ЭОР; инструктивно-методическое и программное сопровождение специалистами в области информатики процесса самостоятельного проектирования преподавателями ЭОР. Установлено, что методические рекомендации могут быть использованы при подготовке и переподготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образования. На базе колледжа № 20 (г. Москва) выполнена опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку методических рекомендаций по разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для системы дистанционного обучения студентов по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)». Группа штатных преподавателей (5 преподавателей) колледжа выполнила разработку ЭОР (электронных учебных пособий) с использованием предложенных методических рекомендаций по дисциплинам учебного плана: ОП 15  «Информационная безопасность» (64 часа ауд. занятий); ОП 07  «Основы проектирования баз данных» (96 час. ауд. занятий); Профессиональный модуль МДК 01.02 «Методы и средства проектирования информационных систем» (160 часов ауд. зан., в т.ч. 30 часов – курсовая работа). В результате исследования установлено следующее: для создания ЭОР наиболее привлекательной и удобной оказалась среда DELPHI; для представления нормативно-инструктивного материала наибольший эффект дают графические средства (слайды) офисной программы Power Point; для электронного представления текста хорошо структурированной учебной дисциплины с высокой плотностью математических выражений наиболее предпочтительно использование шаблонов (макетов) электронных пособий, в которых выполнены типовые гиперссылки и мультимедийные вставки; для обеспечения выполнения курсовых работ, связанных с производством расчетов и цифрового моделирования информационных систем и процессов целесообразно применение инструментальных программных средств ППП Mathcad и BPwin. В целом использование преподавателями методических рекомендаций по созданию ЭОР для обучения студентов колледжа № 20 по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)» позволило: сократить затраты рабочего времени в среднем на 15-21 %; отобразить с необходимой глубиной все дидактические единицы дисциплины; выполнить основные психолого-педагогические и эргономические требования задания  на создание ЭОР; создать ЭОР, имеющие удобный интерфейс и предусматривающие два уровня подготовки студента как пользователя ЭВМ: начинающий пользователь и опытный пользователь.

В ходе исследований, проведенных в Ленинградском областном институте развития образования г. Санкт-Петербурга и Новгородском институте развития образования, разработаны и экспериментально проверены информационно-праксеологические среды сопровождения профессионального обучения специалистов. В ходе эксперимента были апробированы технологии информационной поддержки непрерывного образования взрослых (на примере военных специалистов, педагогов-андрагогов в системе повышения квалификации) в условиях реализации построенных андрагогических моделей в рамках выявленных дидактических условий информатизации профессиональной подготовки специалистов на разных ступенях непрерывного образования. Экспериментальная работа осуществлялась по сопровождению взрослых обучающихся в процессе освоения ими таких программных средств как Microsoft Office, MathCad, SPSS и др. В системе повышения квалификации специалистов профессионального образования (педагогов-андрагогов) различные информационные среды служили предметом изучения в следующих программах обучения: Основы современной информатики, Основы бухгалтерского учета на компьютере, Электронно-коммуникативные средства в бухгалтерском учете и делопроизводстве, Новые информационные технологии в учебно-воспитательном процессе профессиональной школы, Новые информационные технологии в управленческой деятельности руководителя образовательным учреждением, Электронно-коммуникативные средства в образовании, Электронно-коммуникативные средства в делопроизводстве, Управление персоналом, Развитие информационной  компетенции специалистов образовательных учреждений, Технология разработки и применения средствами Microsoft PowerPoint в учебной деятельности специалистов профессионального образования, Текстовый редактор Word XP в профессиональной школе. В системе подготовки военных специалистов в области информационных технологий актуальной явилась подготовка обучающихся средствам MathCad для решения инженерно-специальных задач и моделирования борьбы с терроризмом и ведения локальных и глобальных военных действий. В рамках повышения квалификации специалистов в области аналитической деятельности средствами SPSS востребованным явилось обучение взрослых по направлениям: Маркетинг и Маркетинговые исследования, Управление персоналом, Прогнозирование и анализ продаж, Логистика и закупка МТР, Улучшение качества выпускаемых товаров/услуг и др. Основной вывод ОЭР заключается в том, что использование информационных профессиональных и обучающих сред существенно сокращает время и стоимость подготовки специалиста, а также повышает ее качество.

В ходе экспериментальных исследований на факультете физики и технологии и на факультете искусств Омского государственного педагогического университета осуществлена апробация учебного пособия «Формирование ИКТ-компетентности учителей технологии и изобразительного искусства» и тестов для оценивания ИКТ-компетентности педагогов профилей «Технологическое образование» и «Художественное образование». Всего в эксперименте участвовало 200 студентов, результаты обучения которых позволяют сделать вывод о справедливости гипотезы о том, что: повышение уровня ИКТ-компетентности  будущего учителя достигается, если непрерывная и комплексная подготовка в области информатики и информационных технологий согласуется с логикой формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей; способность использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности относится к перечню основных педагогических способностей; подготовка проводится на основе последовательного освоения студентами общепрофессиональной и предметной педагогической деятельности с использованием средств ИКТ; в процессе обучения формируются все компоненты способностей к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности. Спроектировано содержание и последовательность изучения цикла учебных дисциплин, обеспечивающих реализацию принципа непрерывной и комплексной подготовки к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности в соответствии с логикой формирования ключевой, базовой и специальной профессиональных компетентностей. Система измерителей реализована в системе МООДУС на портале Омского государственного педагогического университете. Тестовая система использовалась для проведения текущего и промежуточного оценивания будущих учителей технологии и изобразительного искусства. Тестирование прошли 30 студентов. В дальнейшем предполагается расширить круг тестируемых и проводить оценку ИКТ-компетентности у поступающих в соответствующие магистратуры.

В ходе экспериментальных исследований в ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» – Национальный исследовательский университет (ГОУ ВПО ПГУ) апробирована программа повышения квалификации учителей информатики «Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне». Целью эксперимента являлась  подготовка школьных учителей информатики к преподаванию предмета в старших класса на профильном уровне на базе УМК, разработанного авторским коллективом сотрудников Пермского госуниверситета и входящим в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год. Программа подготовки и повышения квалификации учителей формировалась в процессе следующих форм деятельности: организация очных курсов повышения квалификации учителей г. Перми и Пермского края по методике преподавания профильного курса информатики на базе Регионального института непрерывного образования при ПГНИУ; работа секции «Профильный курс информатики» на научно-методической конференции «Рождественские чтения»  в Пермском госуниверситете;  организация сетевого (дистанционного) семинара по методике преподавания профильного курса информатики в авторской мастерской И.Г.Семакина на сайте издательства БИНОМ. Лаборатория знаний. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/pk.php.

На базе Московского государственного университета технологии и управления им. К. Разумовского осуществлялась проверка эффективности методических рекомендаций по использованию специализированных учебных стендов и автоматизированных обучающих систем (для преподавателей и студентов наукоемких специальностей). Экспериментальное обучение проводилось со студентами 3-го курса (41 человек), обучающихся по специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации» в рамках двух учебных дисциплин: «Моделирование систем» (80 часов аудиторных занятий) и «Комплексная защита информации на предприятии» (72 часа аудиторных занятий). В результате экспериментального обучения установлено, что реализация методических рекомендаций по использованию специализированных учебных стендов и автоматизированных обучающих систем при выполнении практических и лабораторных работ позволила: сформировать умения студентов по самостоятельному экспериментальному исследованию, анализу и технической диагностике средств охраны спецобъектов; сформировать практические навыки работы с электронными измерительными приборами; повысить готовность к решению задач анализа уязвимостей информационной инфраструктуры предприятия.

На базе Московского Государственного технического университета, Института электронной техники г. Зеленограда апробирован пакет базовых нормативных документов «Система менеджмента качества системы высшего профессионального образования». В результате апробации пакета базовых нормативных документов были разработаны рекомендации по доработке  нормативных документов «Система менеджмента качества системы высшего профессионального образования». Осуществлена коррекция действующих документов и разработка стандартов организации на образовательные процессы, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001, в которых представлены основные направления деятельности по представленному процессу. Пакет базовых нормативных документов «Система менеджмента качества системы (СМК) высшего профессионального образования» включает стандарты по планированию, проведению занятий, прохождению практики, мониторингу успеваемости. Разработанные документы  могут использоваться при создании СМК в ОУ и при сертификации продукции для оценки СМК ОУ. Пакет базовых нормативных документов включает в себя процессы (П) и  документированные процедуры (ДП) - 26 нормативных документов в соответствии с  содержанием и приведенной структурой документации СМК. При проведении апробации пакета базовых нормативных документов  на систему менеджмента качества системы высшего профессионального образования, разработанного  на основе стандартов серии ISO 9000, были определены задачи по даленейшему совершенствованию СМК ОУ. Документы обеспечивают систематизацию проводимых работ  и выполнение процессов СМК по обязательным видам деятельности, позволит повысить эффективность деятельности, обеспечивая рост качества образовательных услуг. СМК оформляют в виде комплекта документов (руководств, инструкций, положений, программ, стандартов организации, внешних документов и т.д.), в которых описываются процессы, работы, реализующие требования ИСО 9001, и содержатся документированные свидетельства их реализации. Документы, регламентирующие СМК, разрабатывают, согласовывают и утверждают в порядке, установленном в организации, в соответствии с требованиями ГОСТов к текстовым документам.В базовых нормативных  документах определены: ответственность и полномочия персонала по видам деятельности; алгоритмы проведения процессов; входы, выходы, критерии результативности процесса.

В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретает проблема активизации учебной деятельности студентов на основе непрерывного мониторинга текущего уровня их знаний по дисциплине. В этой связи, в Серпуховском военном институте ракетных войск в ходе экспериментальной работы разработан и проверен комплекс программ, реализующий вероятностно-лингвистический подход к формализации педагогической информации в рамках автоматизированной системы мониторинга и итогового контроля знаний, предназначенный для использования в автоматизированных системах мониторинга и итогового контроля знаний. Разработанная с использованием понятия лингвистической переменной модель предназначена для формализации знаний опытных преподавателей о критериях выставления оценки на экзамене (зачете). Формализация  системы критериев принятия решения при оценивании студентов преподавателями при выставлении итоговой оценки позволила предложить автоматизированную процедуру интегрального оценивания знаний по дисциплине за период обучения.

В рамках темы опытно-экспериментальной работы во ФГОУ СПО «Королевский колледж космического машиностроения и технологий» осуществлялась апробация методических материалов к представлению и контролю знаний на основе адаптивных семантических моделей. В эксперименте приняли участие студенты факультета информационных технологий. Основная цель апробации методических материалов состояла в исследовании влияния разработанных учебных моделей и методики их использования на формирование у студентов системных, структурно-организованных, обобщенных знаний и обеспечения повышения уровня их фундаментальной подготовки и логико-алгоритмической культуры. На основе анализа результатов экспериментальных исследований скорректированы и дополнены методические рекомендации по использованию адаптивных семантических моделей в обучении и контроле знаний по дисциплинам естественно-математического цикла. Апробированные методические материалы могут быть предложены к использованию в учебном процессе в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа».

В процессе апробации на базе МОУ «Юхаристальская средняя общеобразовательная школа С. Стальского района Республики Дагестан» методического пособия «Проектирование логической структуры учебного материала на основе адаптивных семантических моделей» выявлена необходимость структуризации учебного материала с использованием интеллектуальных моделей в связи с динамикой развития изучаемой предметной области. Апробация методических материалов по проектированию логической структуры учебного материала проводилась по дисциплинам математика и информатика. В эксперименте приняли участие учащиеся 10-го и 11-го  классов. Эффективность методики проверялась по следующим основным критериям: качество усвоения учебного материала учащимися; время, затрачиваемое на контроль знаний; время, затраченное  учителем на изложение учебного материала. В результате экспериментального обучения были получены следующие основные количественные оценки эффективности: увеличение средней оценки знаний – 20%; сокращение времени изложения учебного материала – в 1,3 раза; сокращение времени контроля знаний обучаемых – в 1,5 раза; точность представленных оценок ± 10%. Апробированные методические материалы могут быть предложены к использованию в учебном процессе при обучении математике и информатике учащихся старших классов.

На базе НОУ ВПО «Университет РАО» г. Москвы осуществлена проверка эффективности методических рекомендаций «Разработка авторских приложений по английскому языку на базе MS Office и Adobe Flash» в рамках курса «Информационные технологии в лингвистике» для бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». В качестве критериев проверки эффективности методических рекомендаций использовались как количественный показатель ‑ контрольные вопросы, так и качественный ‑ творческая работа по проверке усвоения технологии разработки различных типов авторских приложений на базе демонстрационных примеров и встроенных интерактивных образовательных компонентов Adobe Flash, а также умений и навыков разработки учебно-методической базы данных авторских приложений, предоставляющей возможность оперативного доступа к конкретному типу авторского приложения в зависимости от темы изучения по английскому языку и возрастной категории обучающихся. Проверка знаний и умений будущих бакалавров показала, что студенты знают формы и методы (практическое занятие, самостоятельная работа, телеконференция образовательного назначения, учебный проект, метод электронной лекции, метод демонстрационных примеров, метод учебных телекоммуникационных проектов) организации обучения на базе определенного типа авторского приложения при фонетической разминке, при проверке домашнего задания, актуализации полученных ЗУН, организации контроля; умеют осуществлять отбор прикладных и инструментальных программных средств разработки авторских приложений по английскому языку.

На факультете информационных технологий Королевского колледжа космического машиностроения и технологии осуществлена проверка эффективности методических рекомендаций «Организация самостоятельного освоения учащимися учебных предметов на базе Moodle». Целью констатирующего этапа эксперимента являлось: ознакомление с опытом организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин профильной подготовки; выявление проблем возникающих при этом; поиск возможностей совершенствования процесса самостоятельного освоения учащимися учебных предметов. В ходе поискового этапа эксперимента были выявлены необходимые условия организации самостоятельной работы: создание и развитие информационно-технологической инфраструктуры открытой управляемой среды обучения и коллективного взаимодействия на уровне образовательного учреждения; типизация инструментальных средств разработки и использования образовательных ресурсов, средств технической реализации информационно-ресурсной среды обучения, включая средства интерактивного взаимодействия учащихся и преподавателя; разработка и апробация технологий организации и методик проведения индивидуальных и коллективных учебных занятий на принципах открытости и доступности, включая разработку методического обеспечения проведения учебного процесса; разработка цифрового контента в форме поурочного учебного материала по предметам и его размещение в составе открытой информационно-ресурсной среды; формирование педагогических кадров, способных на практике реализовать программы обучения учащихся с использованием ИКТ и Интернет-технологий, подготовка преподавателей и технических специалистов для работы в интегрированной программной среде и ее администрирования. Реализация выявленных условий обеспечила организацию самостоятельного освоения учащимися учебных предметов на базе Moodle.

В процессе экспериментальных исследований в гимназии №1 г. Ярославля осуществлена проверка эффективности методических рекомендаций «Использование дистанционных форм обучения в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения». В задачу экспериментального исследования входила разработка структуры и контента для обеспечения смешанного обучения учащихся специализированных информационно-технологических классов гимназии №1 г. Ярославля. Эксперимент проводился с учащимися 9 -11 классов при изучении курса «Информатика и ИТ». На сервере Ярославского филиала МЭСИ был создан преподавательский узел (в технологии SPP) и предоставлен доступ учащимся к образовательным ресурсам в соответствии с их рангом пользователя. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что методические рекомендации могут быть использованы в учебных заведениях при условии доступа к серверу Интернет, предоставляющего  возможность организации собственного контента на основе портальных технологий с использованием средств Web 2.0.

В ходе экспериментальных исследований на базе ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» апробирована методика проектирования электронного учебного пособия на основе Layer-технологии проектирования современного учебного курса. Создано электронное учебное пособие «Работаем с Power Point», рассчитанное на 24 часа аудиторной работы. В качестве целевых показателей процесса обучения принят классический вариант: приобретение ЗУН на всех уровнях достижения познавательных целей при освоении учебной информации в соответствии с таксономией Б. Блума (Иерархия целей обучения, соответствующая уровням усвоения учебного материала: знания – обучаемый отвечает на вопросы, показывающие уровень запоминания изученного; понимание – обучаемый может переформулировать исходный материал; применение – обучаемый может применить изученное в новых учебных ситуациях; анализ – обучаемый может расчленить объект на составные части, вскрывая их связи и отношения; синтез – обучаемый может объединять изученные части в целое, обладающее новым качеством; оценка – обучаемый может оценить рассматриваемое на основе известных или разрабатываемых критериев). Были выделены следующие вертикальные дидактические слои: представление предметного материала, знание и применение представленного предметного материала, поиск субъективно новой предметной информации на основе подсказки (обращение к справке через ключевые слова или главную команду в меню), ее представление и применение, поиск субъективно новой предметной информации (самостоятельное обращение к справке), ее представление и ее применение. В качестве критерия горизонтального слоения электронного учебного пособия, т.е. критерия иерархии и построение проекции граф-плана теоретического материала принята глубина освещения предметного материала, которая соответствует минимальному и максимальному объему знаний студентов по данной теме в соответствии с учебной программой курса. Предложенная методика может использоваться в профессиональной деятельности педагогических кадров.