"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
    Фундаментальные исследования
    Комплексная программа
    Опытно-экспериментальная работа
    Проекты ИИО
    Результаты НИР и НИОКР
         >Научно-организационные мероприятия
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 27.06.2012
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 22.06.2011
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2010
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2008
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2006
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2005
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2004
        ·Научно-педагогические и учебно-методические материалы
        ·Электронные средства образовательного назначения
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Постановление Президиума Российской академии образования 2006

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Бюро Президиума РАО

Координация научных исследований
в области экспертизы и сертификации
педагогической продукции,
функционирующей на базе
информационных и коммуникационных
технологий
 
Сообщение
директора Института информатизации
образования РАО, чл.-корр. РАО, д.п.н.,
профессора
Роберт И.В.
 
Заслушав и обсудив сообщение И.В. Роберт «Координация научных исследований в области экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий»,
 
Бюро Президиума РАО ОТМЕЧАЕТ актуальность рассмотренных основных направлений научных исследований в области разработки, экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. Автором показана значимость и необходимость психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-эргономической и технико-технологической оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и предложены проверенные практикой современные подходы к ее экспертизе и сертификации. Представлена, аккредитованная при Институте информатизации образования (ИИО РАО) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Система добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН), в основу создания и организации которой были положены результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы ИИО РАО. Опыт работы ИИО РАО (в различных организационно-правовых формах) в области экспертизы и сертификации десяти видов педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, показал, что качество продукции, прошедшей сертификацию, улучшается, так как процедура сертификации предполагает предоставление консультативных услуг в виде методических рекомендаций по доработке характеристик продукции заявителя до требуемого уровня. Предложены направления координации научных исследований (разработка теоретических положений по педагогико-эргономическому качеству педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ; научно-организационная деятельность структурных подразделений (испытательных лабораторий), функционирующих в регионах; разработка методических, нормативно-инструктивных, технико-технологических материалов) в области экспертизы в целях оценки качества и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.
 
Бюро Президиума РАО ПОСТАНОВЛЯЕТ:
  1. Сообщение И.В. Роберт принять к сведению. Одобрить работу Института информатизации образования РАО в области экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.
     
  2. В целях повышения качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и осуществления координации научных исследований в области ее разработки и экспертизы Отделению профессионального образования совместно с Отделением общего среднего образования с Отделением психологии и возрастной физиологии создать в РАО экспертный совет по оценке качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, с привлечением в качестве экспертов ведущих специалистов в этой области.
Отв.: Роберт И.В., Кузнецов А.А.
Срок: февраль 2007 г.

Для обсуждения на заседании

Президиума РАО

13 декабря 2006 г.

Сообщение

директора Института информатизации образования РАО, чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора

Роберт И.В.

 

О КООРДИНАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Развитие процесса информатизации образования предполагает активное использование педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе, представленной в электронном виде. Под педагогической продукцией, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, будем понимать совокупность учебных, учебно-методических, дидактических, учебно-демонстрационных, справочных материалов, представленных в электронном виде, лабораторного оборудования (в том числе сопрягаемого с ПЭВМ), различных средств моделирования учебного эксперимента (как виртуального, так и реального), реализующих дидактические возможности ИКТ: незамедлительная обратная связь; компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе; компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов; автоматизация сбора, обработки, архивирования, хранения, передачи информации; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности; автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

I. Теоретические положения

создания и использования педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

Создание и использование педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, основано на следующих теоретических положениях (см. схему 1):

  •   Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий (выявление и определение условий их реализации в педагогической продукции).

  • Педагогическая целесообразность реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий.

  • Виды педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.

Схема 1

  • Требования к психолого-педагогическому, содержательно-методическому, дизайн-эргономическому, технико-технологическому качеству каждого вида педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.

  • Типизация электронных средств учебного назначения по функциональному и методическому назначению.

  • Методические подходы к оценке психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.

Остановимся более подробно на раскрытии основных теоретических положений. 

1. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий (выявление и определение условий их реализации в педагогической продукции):

  • Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ позволяет обеспечить интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся реализацией развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

  • Компьютерная визуализация учебной информации предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой.

  • Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» предполагает представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу.

  • Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента как реально протекающего, так и «виртуально» представленного на экране с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет в достаточно короткие сроки констатировать результаты «экранных» лабораторных (демонстрационных) экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин), адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования.

  • Автоматизация процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного процесса.

  • Автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами  усвоения учебного материала. 

2. Педагогическая целесообразность реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий предполагает реализацию дидактических возможностей ИКТ для достижения следующих педагогически значимых целей:

А. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации:

· интенсификация психолого-педагогического воздействия с целью развития мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей деятельности;

· развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо мыслить, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

· формирование способности адаптироваться к создавшейся новой социо-культурной среде и изменяющимся условиям окружающего мира;

· формирование и развитие умений осуществлять сбор, обработку, продуцирование, транслирование, архивирование информации, деятельность по представлению и извлечению знания;

· развитие способности к осознанному восприятию интегрированной информации;

· развитие коммуникативных способностей при информационно-емком взаимодействии;

· развитие умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность на основе рассмотрения и исследования процессов моделирования, симуляции, имитации.

Б. Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества:

· подготовка в области реализации возможностей средств и методов информатики, информационных и коммуникационных технологий в соответствующей сфере жизнедеятельности члена информационного общества;

· подготовка пользователя средствами информационных и коммуникационных технологий в различных аспектах (культурно-бытовой, просветительский, профессиональный).

В. Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования:

· повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, дидактических возможностей ИКТ;

· обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ;

· углубление межпредметных связей за счет использования современных средств ИКТ при решении задач различных предметных областей.

3. Становление и развитие процесса информатизации образования инициирует, во-первых, изменение структуры информационного учебного взаимодействия между обучающим, обучаемым (обучающимся) и средством обучения, функционирующим на базе ИКТ, во-вторых, изменение формы предоставления учебного материала и структуры учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Изменение формы предоставления учебного материала и структуры учебно-методического обеспечения образовательного процесса определяет структуру и  состав нового поколения учебно-методического обеспечения, где главную роль в настоящее время играют электронные издания учебного назначения, распределенный информационный ресурс локальных и глобальной сетей, реализующие вышеперечисленные возможности ИКТ. При этом в электронном издании учебного назначения, в распределенном информационном ресурсе локальных и глобальной сетей учебный материал представляется в виде аудио-видео ряда на основе реализации возможностей технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа. Форма предоставления учебного материала в отличие от традиционного варианта (либо линейного, либо концентрического представления) реализуется, в основном, не линейно, а в соответствии с выбором необходимого учебного материала по фрагменту текстового файла (реализация на базе технологии Гипертекст), или фрагмента области экрана (реализация на базе технологии Гипермедиа). Это позволяет осуществить выбор самостоятельной «траектории обучения» и личностно ориентированного режима учебной деятельности, инициируя самостоятельное представление и извлечение знания, осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации.

 

4. Изменение видов информационной деятельности при использовании педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, осуществляется в информационно-коммуникационной предметной среде (совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания (в том числе и с распределенным информационным ресурсом глобальной сети Интернет), а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью). Информационно-коммуникационная предметная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, об объектах и процессах; средства воспроизведения  аудиовизуальной информации; организационные структуры, поддерживающие информационные процессы и информационное взаимодействие. В информационно-коммуникационной предметной среде обучающийся взаимодействует с множеством информационных объектов, устанавливает связи между ними, влияет на изучаемые процессы, явления, представленные на экране, используя средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, отображения, продуцирования и распространения информации.

Таким образом,  можно перечислить виды информационной деятельности, осуществляемой с использованием педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ:

· регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально проте­кающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме;

· управление в реальном времени объектами, процессами как реально, так и виртуально представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений;

· управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов как виртуальных, так и реальных;

· продуцирование информации  (создание информационного продукта, отличающегося определенными существенными признаками, характеризующими его качество или принадлежность к определенной сфере использования);

· формализация информации  (формальное представление информации в виде символической записи или определенной формализованной структуры, адекватно отражающей свойства данной информации и обладающей ее существенными признаками);

· обработка информации (анализ, структуризация, систематизация, выбор или поиск по определенным признакам);

· получение и отправление текстовой, графической аудиовизуальной информации, представленной в самом разнообразном виде;

· осуществление поиска информации, информационное взаимодействие и использование информационных ресурсов Интернет.

 

5. Реализация вышеизложенного определяет создание новых видов педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. Перечислим их:

· электронные издания образовательного назначения;

· электронные средства учебного назначения;

· прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением;

· учебно-методические комплексы, включающие электронные издания образовательного назначения и электронные средства учебного назначения;

· информационная сеть образовательного учреждения;

· распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей;

· комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ);

· учебное лабораторное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ;

· учебно-методическое обеспечение автоматизированного рабочего места пользователя (работника образовательного учреждения);

· инструментальные средства разработки педагогических приложений, в том числе реализованные в информационных сетях.

К наиболее востребованным в настоящее время из всех вышеперечисленных  видов такой продукции можно отнести электронное средство учебного назначения.

 

6. Типизация электронных средств учебного назначения предлагается по функциональному и методическому назначению на основе его определения.

Электронное средство учебного назначения (ЭСУН) – это учебное средство, реализующее возможности ИКТ, и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа, Телекоммуникации, Геоинформационных технологий; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; автоматизация процессов контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Вместе с тем, каждое ЭСУН чаще всего многофункционально. В этой связи целесообразно представить типизацию компонентов ЭСУН по функциональному назначению:

Организация и поддержка интерактивного диалога учебного назначения пользователя со средством ИКТ для предоставления учебной информации, для управления обучением. При этом, как правило, учитываются индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого в процессе усвоения им новой учебной информации при наличии обратной связи пользователя со средством ИКТ.

Осуществление диагностики — констатация причин ошибочных действий обучаемого; при этом возможно выставление оценки знаниям, умениям, навыкам, а также установление уровня его обученности или уровня его интеллектуального развития.

Использование инструментальных программных средств (ИПС) и (или) систем, предназначенных для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных "надстроек" программы. В том числе рассматриваются инструментальные системы, предназначенные для разработки автоматизированных средств или систем контролирующего, консультирующего, тренингового назначения, позволяющие свести к минимуму "бумажное" предъявление учебного материала, заменяя его "экранным"; программные системы, предназначенные для конструирования программных средств учебного назначения; системы компьютерного моделирования (демонстрационного, имитационного); программные средства, обеспечивающие осуществление операций по систематизации учебной информации на основе использования системы обработки данных (например, информационно-поисковые системы, учебные базы данных по различным отраслям знаний).

Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры на основе применения системы подготовки текстов, электронных таблиц, графических и музыкальных редакторов или интегрированных систем их комплексного использования.

Автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе для измерения, контроля, получения, записи и визуализации информации о реально протекающих процессах.

Управление действиями реальных объектов (например, действиями роботов, имитирующих функционирование различных устройств или механизмов).

Выполнение некоторых функций преподавателя: указания о начале или прекращении работы, о выполнении проверки, о необходимости модификации информации, о получении дополнительных данных, об обсуждении хода работы.

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса, ведения делопроизводства в учебном заведении, системе учебных заведений.

Автоматизация процесса контроля за результатами обучения: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети, управление ходом занятия.

Обеспечение учебно-игровой деятельности, являющейся средством развития, досуга.

Типизация электронных средств учебного назначения по методическому назначению основана на реализации методических целей его использования:

Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.

Программные средства (системы) – тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.

Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом – контролирующие программные средства.

Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.

Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.

Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных) с целью их изучения, исследования.

Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д. 

7. Методические подходы к оценке психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий, предполагают следующие виды оценки:

· Критериальная оценка эффективности использования педагогической продукции в образовательном (учебно-воспитательном) процессе (математические и статистические методы).

· Экспертная оценка на соответствие требованиям к педагогико-эргономическому качеству педагогической продукции, предполагающая сертификацию педагогической продукции по соответствующей (данному виду продукции) методике испытаний или методике проведения экспертизы педагогической продукции на соответствие требованиям к ее педагогико-эргономическому качеству.

· Экспериментальная оценка эффективности использования педагогической продукции в образовательном (учебно-воспитательном процессе) по специально организованной методике проведения педагогического эксперимента с обработкой его результатов.  

II. Современное состояние экспертизы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

В настоящее время, как уже было отмечено, особенно популярны на рынке педагогической продукции электронные средства/издания учебного/образовательного назначения, которые повсеместно используются в процессе преподавания учебных дисциплин, в том числе профессионально ориентированных. Востребованными становятся также инструментальные средства разработки авторских педагогических приложений, распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей, прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления учебным заведением, комплекты учебного лабораторного оборудования, сопрягаемого с компьютером, лабораторный практикум удаленного доступа.

Использование такой продукции осуществляется по «нарастающей» как в системе общего среднего образования, так и в системе начального, среднего и высшего профессионального образования. Причин этому несколько. Это, прежде всего, хронический дефицит учебно-методической литературы, особенно в системе начального и среднего профессионального образования; возможность организации активных форм и методов обучения с привлечением средств компьютерной визуализации, моделирования изучаемых объектов, явлений, аудирования, автоматизации контроля и т. пр.

Однако следует констатировать, что качество этой продукции, особенно представленной в электронном виде, не обеспечивает условия безопасного, педагогически целесообразного и эффективного ее применения в образовательном процессе. Особенно опасны возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на ученика информационно-емким и эмоционально-насыщенным материалом, представляемым электронным учебным средством. Опасность связана с использованием недопустимого объема учебной информации, представленной на экране; с несоответствием представляемой на экране информации (по структуре, качеству) возрастным и (или) индивидуальным возможностям обучаемого; с необеспеченностью позитивным «психологическим климатом» информационного взаимодействия с объектами виртуальных экранных миров; с ориентацией разработчиков электронной продукции педагогического назначения на рекламу, шоу-бизнес, узко- промышленные, дизайнерские, художественные применения.

В этой связи необходима грамотная психолого-педагогическая, содержательно-методическая, дизайн-эргономическая и технико-технологическая экспертиза, которая предотвратит использование некачественной электронной педагогической продукции, применение которой может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью молодого человека, дискредитируя при этом позитивный образовательный потенциал средств ИКТ.

В настоящее время в сфере отечественного образования существуют различные экспертные советы и комиссии, берущие на себя функции экспертизы тех или иных видов педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. Вместе с тем, деятельность таких экспертных комиссий и советов не имеет теоретическую базу, основанную на НИР и НИОКР, не имеет должного фиксированного официального статуса и не имеет нормативно-правовой базы, определяемой для Системы добровольной сертификации (т.е. они не аккредитованы при соответствующих Государственных органах).

В настоящее время впервые в Российском образовании Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Институту информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО) выдано Свидетельство о регистрации в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации (регистрационный № РОСС RU. Д149.04АО00 от 06.12.2004 г.) системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН). Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации соответствующей продукции и обеспечивает независимую квалифицированную оценку ее соответствия требованиям действующих педагогико-эргономических стандартов и технических условий.

В системе АПИКОН предусматривается сертификация следующих образцов продукции: электронные издания образовательного назначения; электронные средства учебного назначения; прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением; учебно-методические комплексы, включающие электронные издания образовательного назначения и электронные средства учебного назначения; информационная сеть образовательного учреждения; распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей; комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ); учебное лабораторное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ; учебно-методическое обеспечение автоматизированных рабочих мест пользователя (работника образовательного учреждения.

В основу создания и организации АПИКОН были положены результаты научно-исследовательской работы и опытно-конструкторской работы ИИО РАО, на базе которых были разработаны нормативные, инструктивные, организационные, технические и методические документы, определяющие различные аспекты функционирования Системы.

Система является полностью самостоятельной и открытой для вступления в нее организаций, предприятий и лиц, признающих ее правила. Сертификация в Системе осуществляется на добровольной основе, на основании обращения отечественных и зарубежных заявителей. Система взаимодействует с организациями на основе заключения соглашения с органом, возглавляющим Систему, о взаимном признании результатов сертификации. В Системе предусматривается сертификация отечественных и импортных аппаратно-программных комплексов образовательного назначения по единым правилам, действующим в Системе. При сертификации в Системе соблюдаются следующие основные принципы: добровольность; бездискриминационный доступ и участие в процессах сертификации; объективность оценок; конфиденциальность и защита имущественных интересов заявителя; доступность информации; недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия.

При проведении испытаний в целях сертификации используются методики испытаний, разработанные в ИИО РАО на основе проводимых НИР и НИОКР, учитывающие государственные стандарты, отраслевые стандарты и другие нормативные и технические документы.

При сертификации в Системе используют следующую документацию: национальные стандарты; отраслевые стандарты; стандарты организаций; условия договоров и др. документы. Помимо указанных документов могут использоваться специально разработанные методики испытаний, утвержденные и аттестованные в установленном порядке.

Система имеет собственную форму сертификата и знака соответствия. Сертификат ‑ одно из подтверждений качества продукции и эффективное средство содействия потребителю в ее выборе. Наличие сертификата повышает конкурентоспособность продукции на рынке и подтверждает возможность эффективного ее использования в образовательных учреждениях. Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии продукции установленным требованиям. Сертификат соответствиядокумент, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (системы обеспечения качества продукции или услуги) установленным требованиям (техническим условиям).

Организационная структура Системы включает: Руководящий орган Системы (РОС); Координационный Совет Системы; Комиссия по апелляциям; Орган по сертификации продукции; Испытательные лаборатории. Руководящим органом Системы является Институт информатизации образования Российской академии образования; который выполняет следующие функции: организует работы по формированию Системы и осуществляет руководство Системой; участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в Системе; ведет реестр Системы; ведет учет организаций, входящих в Систему, и выданных сертификатов соответствия; обеспечивает информацией о них, а также о правилах Системы; устанавливает порядок оплаты работ по сертификации в Системе; уполномочивает испытательные лаборатории на право деятельности в Системе на основе договоров (соглашений).

Координационный Совет Системы создается при Руководящем органе из представителей отраслевых организаций и специалистов ведущих отраслевых институтов и других организаций. Координационный Совет является совещательным органом, определяющим цели и политику деятельности Системы, направления ее развития. Координационный Совет Системы участвует в выработке политики функционирования Системы, ее совершенствовании и рассмотрении вопросов, требующих принятия принципиальных решений для обеспечения функционирования Системы.

Комиссия по апелляциям создается при РОС для решения спорных вопросов, которые могут возникнуть в процессе проведения процедуры сертификации. Комиссия формируется из представителей общественных, научных и производственных организаций. В их состав могут включаться специалисты отраслевых научных организаций а также другие специалисты.

Орган по сертификации продукции (ОС) выполняет следующие функции: осуществляет добровольную сертификацию продукции; выдает сертификаты соответствия на продукцию, прошедшую добровольную сертификацию; предоставляет заявителю право на применение знака соответствия; приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов соответствия. Сертификацию продукции в ОС проводят эксперты по сертификации. Экспертами по сертификации являются специалисты, прошедшие подготовку и обучение в Системе АПИКОН, и аттестованные Руководящим органом (ИИО РАО) в установленном порядке.

Испытания для сертификации продукции проводятся испытательными лабораториями (ИЛ), уполномоченными РОС на проведение испытаний, предусмотренных нормативными документами, используемыми при сертификации продукции. В качестве испытательных лабораторий могут быть уполномочены следующие организации: научно-исследовательские институты и другие организации, оснащенные необходимым оборудованием, обладающие независимостью от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) и необходимой компетентностью в проведении испытаний в сфере деятельности Системы. Право на проведение работ испытательным лабораториям в Системе делегируется на условиях договора с Руководящим органом Системы. Испытательная лаборатория выполняет следующие функции: проводит отбор и идентификацию образцов для испытания; проводит испытания для целей сертификации; оформляет и выдает протоколы испытаний. Процедуры испытаний конкретных видов и типов аппаратно-программных комплексов образовательного назначения приводятся в методиках испытаний, а организационно-технические вопросы и порядок проведения испытаний определяются в «Положении об испытательных лабораториях», работающих в Системе. При проведении испытаний испытательные лаборатории должны соблюдать порядок обращения с образцами. Порядок устанавливается в соответствии с положением об испытательной лаборатории.

Более чем 15-летний опыт работы ИИО РАО (в различных организационно-правовых формах) в области оценки качества, экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, показал, что качество педагогической продукции, прошедшей сертификацию, улучшается, так как процедура сертификации предполагает предоставление консультативных услуг в виде методических рекомендаций по доработке характеристик продукции заявителя до требуемого уровня. Тем самым значительно уменьшается риск приобретения пользователем некачественной продукции. 

III. Координация научных исследований

в области оценки качества и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

 

В связи с вышеизложенным особенно важно осуществление координации научных исследований в области оценки качества и сертификации педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, под которой будем понимать приведение в соответствие с государственными стандартами, отраслевыми стандартами и другими нормативными и техническими документами результаты научно-прикладных разработок, определяющих процедуру организации и проведения добровольной сертификации продукции, а также обеспечение независимой квалифицированной оценки ее соответствия требованиям действующих педагогико-эргономических стандартов и технических условий, разработанных на основе единых научных подходов.

При ИИО РАО в рамках уставных документов при активном участии региональных структур формируются испытательные лаборатории (ИЛ), деятельность которых координируется со стороны АПИКОН (см. схему 2) по следующим направлениям:

· координация в поле теоретических исследований в области педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, ее экспертизы и сертификации;

· координация деятельности структурных подразделений (испытательных лабораторий), функционирующих в регионах;

· координация в области разработки методических, нормативно-инструктивных, технико-технологических материалов.

Схема 2

 

Кроме того, испытательным лабораториям делегируется право проводить экспертизу педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, по нормативно-методическим материалам Системы АПИКОН, функционирующей в ИИО РАО.

Остановимся подробнее на описании направлений координации научных исследований в области экспертизы в целях оценки качества и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе средств ИКТ.

 

1. Координация в поле теоретических исследований в области педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, ее экспертизы и сертификации.

Реализация теоретических исследований в области педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, ее экспертизы и сертификации осуществляется в рамках НИР и НИОКР, проводимых по Комплексной программе (КП) «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» с 1998 года по отдельной научной теме, которая находится в постоянном развитии, адекватно совершенствованию возможностей ИКТ и самого процесса информатизации образования. Перечислим основные направления координации в этой области: 

· формирование тематики для КП и задач НИР и НИОКР (в том числе, на уровне дистанционного взаимодействия);

· создание отчета за определенный период проведения НИР и НИОКР;

· совместная разработка и обсуждение результатов исследований НИР и НИОКР;

· перспективное планирование НИР и НИОКР;

· курирование и передача перспективной тематики НИР и НИОКР на разработку технических требований (ТТ) к педагогической продукции и  технических условий (ТУ) на создание нового вида педагогической продукции. 

2. Координация научно-организационной деятельности структурных подразделений (испытательных лабораторий), функционирующих в регионах:

· Передача нормативно-инструктивных материалов для аккредитации испытательных лабораторий (со стороны АПИКОН) и их адаптация к региональным особенностям.

· Передача технической документации, определяющей деятельность испытательных лабораторий, их корректировка в соответствии с региональными особенностями региона.

· Передача методических материалов для осуществления экспертизы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

· Подготовка экспертов испытательных лабораторий по специально разработанным в АПИКОН учебным программам курсов с последующей аттестацией экспертов.

· Слежение со стороны АПИКОН за соблюдением качества сертификации педагогической продукции (на соответствие ТТ, ТУ).

· Выполнение НИР по развитию теоретических основ оценки педагогико-эргономического качества продукции,  функционирующей на базе ИКТ (в рамках КП РАО). 

3. Координация в области разработки методических, нормативно-инструктивных, технико-технологических материалов:

· координация со стороны АПИКОН в области разработки ТТ, ТУ на педагогическую продукцию, функционирующую на базе ИКТ;

· координация со стороны АПИКОН в области разработки Технического задания (ТЗ) на разработку педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;

· координация со стороны АПИКОН в области разработки методик оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

В заключение отметим, что экспертиза педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и ее сертификация приводит к повышению качества такой продукции, так как предполагает предоставление методических рекомендаций по ее доработке, что повышает эффективность ее использования в системе образования.

Привлечение потенциала ИИО РАО с инфраструктурой региональных испытательных лабораторий для проведения экспертизы и сертификации соответствующей педагогической продукции, разрабатываемой как в рамках бюджетного финансирования, так и в рамках различных проектов (например, Минобрнауки РФ, НФПК, региональных Министерств, ведомств и пр.), позволит не только улучшить качество педагогической продукции, но и уменьшить риск приобретения школами некачественной продукции.