robert-school.ru

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"


Начало > Архив НИР, НИОКР, ОЭР > Результаты НИР и НИОКР > Научно-организационные мероприятия > Постановление Президиума Российской академии образования 2006 >

Постановление Президиума Российской академии образования 2006

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Бюро Президиума РАО

Координация научных исследований
в области экспертизы и сертификации
педагогической продукции,
функционирующей на базе
информационных и коммуникационных
технологий
 
Сообщение
директора Института информатизации
образования РАО, чл.-корр. РАО, д.п.н.,
профессора
Роберт И.В.
 
Заслушав и обсудив сообщение И.В. Роберт «Координация научных исследований в области экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий»,
 
Бюро Президиума РАО ОТМЕЧАЕТ актуальность рассмотренных основных направлений научных исследований в области разработки, экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. Автором показана значимость и необходимость психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-эргономической и технико-технологической оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и предложены проверенные практикой современные подходы к ее экспертизе и сертификации. Представлена, аккредитованная при Институте информатизации образования (ИИО РАО) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Система добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН), в основу создания и организации которой были положены результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы ИИО РАО. Опыт работы ИИО РАО (в различных организационно-правовых формах) в области экспертизы и сертификации десяти видов педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, показал, что качество продукции, прошедшей сертификацию, улучшается, так как процедура сертификации предполагает предоставление консультативных услуг в виде методических рекомендаций по доработке характеристик продукции заявителя до требуемого уровня. Предложены направления координации научных исследований (разработка теоретических положений по педагогико-эргономическому качеству педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ; научно-организационная деятельность структурных подразделений (испытательных лабораторий), функционирующих в регионах; разработка методических, нормативно-инструктивных, технико-технологических материалов) в области экспертизы в целях оценки качества и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.
 
Бюро Президиума РАО ПОСТАНОВЛЯЕТ:
  1. Сообщение И.В. Роберт принять к сведению. Одобрить работу Института информатизации образования РАО в области экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.
     
  2. В целях повышения качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и осуществления координации научных исследований в области ее разработки и экспертизы Отделению профессионального образования совместно с Отделением общего среднего образования с Отделением психологии и возрастной физиологии создать в РАО экспертный совет по оценке качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, с привлечением в качестве экспертов ведущих специалистов в этой области.
Отв.: Роберт И.В., Кузнецов А.А.
Срок: февраль 2007 г.

Для обсуждения на заседании

Президиума РАО

13 декабря 2006 г.

Сообщение

директора Института информатизации образования РАО, чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора

Роберт И.В.

 

О КООРДИНАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Развитие процесса информатизации образования предполагает активное использование педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе, представленной в электронном виде. Под педагогической продукцией, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, будем понимать совокупность учебных, учебно-методических, дидактических, учебно-демонстрационных, справочных материалов, представленных в электронном виде, лабораторного оборудования (в том числе сопрягаемого с ПЭВМ), различных средств моделирования учебного эксперимента (как виртуального, так и реального), реализующих дидактические возможности ИКТ: незамедлительная обратная связь; компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе; компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов; автоматизация сбора, обработки, архивирования, хранения, передачи информации; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности; автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

I. Теоретические положения

создания и использования педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

Создание и использование педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, основано на следующих теоретических положениях (см. схему 1):

  •   Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий (выявление и определение условий их реализации в педагогической продукции).

  • Педагогическая целесообразность реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий.

  • Виды педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.

Схема 1

  • Требования к психолого-педагогическому, содержательно-методическому, дизайн-эргономическому, технико-технологическому качеству каждого вида педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.

  • Типизация электронных средств учебного назначения по функциональному и методическому назначению.

  • Методические подходы к оценке психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.

Остановимся более подробно на раскрытии основных теоретических положений. 

1. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий (выявление и определение условий их реализации в педагогической продукции):

  • Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ позволяет обеспечить интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся реализацией развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

  • Компьютерная визуализация учебной информации предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой.

  • Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» предполагает представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу.

  • Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента как реально протекающего, так и «виртуально» представленного на экране с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет в достаточно короткие сроки констатировать результаты «экранных» лабораторных (демонстрационных) экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин), адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования.

  • Автоматизация процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного процесса.

  • Автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами  усвоения учебного материала. 

2. Педагогическая целесообразность реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий предполагает реализацию дидактических возможностей ИКТ для достижения следующих педагогически значимых целей:

А. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации:

· интенсификация психолого-педагогического воздействия с целью развития мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей деятельности;

· развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо мыслить, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

· формирование способности адаптироваться к создавшейся новой социо-культурной среде и изменяющимся условиям окружающего мира;

· формирование и развитие умений осуществлять сбор, обработку, продуцирование, транслирование, архивирование информации, деятельность по представлению и извлечению знания;

· развитие способности к осознанному восприятию интегрированной информации;

· развитие коммуникативных способностей при информационно-емком взаимодействии;

· развитие умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность на основе рассмотрения и исследования процессов моделирования, симуляции, имитации.

Б. Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества:

· подготовка в области реализации возможностей средств и методов информатики, информационных и коммуникационных технологий в соответствующей сфере жизнедеятельности члена информационного общества;

· подготовка пользователя средствами информационных и коммуникационных технологий в различных аспектах (культурно-бытовой, просветительский, профессиональный).

В. Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования:

· повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, дидактических возможностей ИКТ;

· обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ;

· углубление межпредметных связей за счет использования современных средств ИКТ при решении задач различных предметных областей.

3. Становление и развитие процесса информатизации образования инициирует, во-первых, изменение структуры информационного учебного взаимодействия между обучающим, обучаемым (обучающимся) и средством обучения, функционирующим на базе ИКТ, во-вторых, изменение формы предоставления учебного материала и структуры учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Изменение формы предоставления учебного материала и структуры учебно-методического обеспечения образовательного процесса определяет структуру и  состав нового поколения учебно-методического обеспечения, где главную роль в настоящее время играют электронные издания учебного назначения, распределенный информационный ресурс локальных и глобальной сетей, реализующие вышеперечисленные возможности ИКТ. При этом в электронном издании учебного назначения, в распределенном информационном ресурсе локальных и глобальной сетей учебный материал представляется в виде аудио-видео ряда на основе реализации возможностей технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа. Форма предоставления учебного материала в отличие от традиционного варианта (либо линейного, либо концентрического представления) реализуется, в основном, не линейно, а в соответствии с выбором необходимого учебного материала по фрагменту текстового файла (реализация на базе технологии Гипертекст), или фрагмента области экрана (реализация на базе технологии Гипермедиа). Это позволяет осуществить выбор самостоятельной «траектории обучения» и личностно ориентированного режима учебной деятельности, инициируя самостоятельное представление и извлечение знания, осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации.

 

4. Изменение видов информационной деятельности при использовании педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, осуществляется в информационно-коммуникационной предметной среде (совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания (в том числе и с распределенным информационным ресурсом глобальной сети Интернет), а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью). Информационно-коммуникационная предметная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, об объектах и процессах; средства воспроизведения  аудиовизуальной информации; организационные структуры, поддерживающие информационные процессы и информационное взаимодействие. В информационно-коммуникационной предметной среде обучающийся взаимодействует с множеством информационных объектов, устанавливает связи между ними, влияет на изучаемые процессы, явления, представленные на экране, используя средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, отображения, продуцирования и распространения информации.

Таким образом,  можно перечислить виды информационной деятельности, осуществляемой с использованием педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ:

· регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально проте­кающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме;

· управление в реальном времени объектами, процессами как реально, так и виртуально представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений;

· управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов как виртуальных, так и реальных;

· продуцирование информации  (создание информационного продукта, отличающегося определенными существенными признаками, характеризующими его качество или принадлежность к определенной сфере использования);

· формализация информации  (формальное представление информации в виде символической записи или определенной формализованной структуры, адекватно отражающей свойства данной информации и обладающей ее существенными признаками);

· обработка информации (анализ, структуризация, систематизация, выбор или поиск по определенным признакам);

· получение и отправление текстовой, графической аудиовизуальной информации, представленной в самом разнообразном виде;

· осуществление поиска информации, информационное взаимодействие и использование информационных ресурсов Интернет.

 

5. Реализация вышеизложенного определяет создание новых видов педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. Перечислим их:

· электронные издания образовательного назначения;

· электронные средства учебного назначения;

· прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением;

· учебно-методические комплексы, включающие электронные издания образовательного назначения и электронные средства учебного назначения;

· информационная сеть образовательного учреждения;

· распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей;

· комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ);

· учебное лабораторное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ;

· учебно-методическое обеспечение автоматизированного рабочего места пользователя (работника образовательного учреждения);

· инструментальные средства разработки педагогических приложений, в том числе реализованные в информационных сетях.

К наиболее востребованным в настоящее время из всех вышеперечисленных  видов такой продукции можно отнести электронное средство учебного назначения.

 

6. Типизация электронных средств учебного назначения предлагается по функциональному и методическому назначению на основе его определения.

Электронное средство учебного назначения (ЭСУН) – это учебное средство, реализующее возможности ИКТ, и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа, Телекоммуникации, Геоинформационных технологий; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; автоматизация процессов контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Вместе с тем, каждое ЭСУН чаще всего многофункционально. В этой связи целесообразно представить типизацию компонентов ЭСУН по функциональному назначению:

Организация и поддержка интерактивного диалога учебного назначения пользователя со средством ИКТ для предоставления учебной информации, для управления обучением. При этом, как правило, учитываются индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого в процессе усвоения им новой учебной информации при наличии обратной связи пользователя со средством ИКТ.

Осуществление диагностики — констатация причин ошибочных действий обучаемого; при этом возможно выставление оценки знаниям, умениям, навыкам, а также установление уровня его обученности или уровня его интеллектуального развития.

Использование инструментальных программных средств (ИПС) и (или) систем, предназначенных для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных "надстроек" программы. В том числе рассматриваются инструментальные системы, предназначенные для разработки автоматизированных средств или систем контролирующего, консультирующего, тренингового назначения, позволяющие свести к минимуму "бумажное" предъявление учебного материала, заменяя его "экранным"; программные системы, предназначенные для конструирования программных средств учебного назначения; системы компьютерного моделирования (демонстрационного, имитационного); программные средства, обеспечивающие осуществление операций по систематизации учебной информации на основе использования системы обработки данных (например, информационно-поисковые системы, учебные базы данных по различным отраслям знаний).

Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры на основе применения системы подготовки текстов, электронных таблиц, графических и музыкальных редакторов или интегрированных систем их комплексного использования.

Автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе для измерения, контроля, получения, записи и визуализации информации о реально протекающих процессах.

Управление действиями реальных объектов (например, действиями роботов, имитирующих функционирование различных устройств или механизмов).

Выполнение некоторых функций преподавателя: указания о начале или прекращении работы, о выполнении проверки, о необходимости модификации информации, о получении дополнительных данных, об обсуждении хода работы.

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса, ведения делопроизводства в учебном заведении, системе учебных заведений.

Автоматизация процесса контроля за результатами обучения: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети, управление ходом занятия.

Обеспечение учебно-игровой деятельности, являющейся средством развития, досуга.

Типизация электронных средств учебного назначения по методическому назначению основана на реализации методических целей его использования:

Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.

Программные средства (системы) – тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.

Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом – контролирующие программные средства.

Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.

Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.

Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных) с целью их изучения, исследования.

Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д. 

7. Методические подходы к оценке психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий, предполагают следующие виды оценки:

· Критериальная оценка эффективности использования педагогической продукции в образовательном (учебно-воспитательном) процессе (математические и статистические методы).

· Экспертная оценка на соответствие требованиям к педагогико-эргономическому качеству педагогической продукции, предполагающая сертификацию педагогической продукции по соответствующей (данному виду продукции) методике испытаний или методике проведения экспертизы педагогической продукции на соответствие требованиям к ее педагогико-эргономическому качеству.

· Экспериментальная оценка эффективности использования педагогической продукции в образовательном (учебно-воспитательном процессе) по специально организованной методике проведения педагогического эксперимента с обработкой его результатов.  

II. Современное состояние экспертизы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

В настоящее время, как уже было отмечено, особенно популярны на рынке педагогической продукции электронные средства/издания учебного/образовательного назначения, которые повсеместно используются в процессе преподавания учебных дисциплин, в том числе профессионально ориентированных. Востребованными становятся также инструментальные средства разработки авторских педагогических приложений, распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей, прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления учебным заведением, комплекты учебного лабораторного оборудования, сопрягаемого с компьютером, лабораторный практикум удаленного доступа.

Использование такой продукции осуществляется по «нарастающей» как в системе общего среднего образования, так и в системе начального, среднего и высшего профессионального образования. Причин этому несколько. Это, прежде всего, хронический дефицит учебно-методической литературы, особенно в системе начального и среднего профессионального образования; возможность организации активных форм и методов обучения с привлечением средств компьютерной визуализации, моделирования изучаемых объектов, явлений, аудирования, автоматизации контроля и т. пр.

Однако следует констатировать, что качество этой продукции, особенно представленной в электронном виде, не обеспечивает условия безопасного, педагогически целесообразного и эффективного ее применения в образовательном процессе. Особенно опасны возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на ученика информационно-емким и эмоционально-насыщенным материалом, представляемым электронным учебным средством. Опасность связана с использованием недопустимого объема учебной информации, представленной на экране; с несоответствием представляемой на экране информации (по структуре, качеству) возрастным и (или) индивидуальным возможностям обучаемого; с необеспеченностью позитивным «психологическим климатом» информационного взаимодействия с объектами виртуальных экранных миров; с ориентацией разработчиков электронной продукции педагогического назначения на рекламу, шоу-бизнес, узко- промышленные, дизайнерские, художественные применения.

В этой связи необходима грамотная психолого-педагогическая, содержательно-методическая, дизайн-эргономическая и технико-технологическая экспертиза, которая предотвратит использование некачественной электронной педагогической продукции, применение которой может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью молодого человека, дискредитируя при этом позитивный образовательный потенциал средств ИКТ.

В настоящее время в сфере отечественного образования существуют различные экспертные советы и комиссии, берущие на себя функции экспертизы тех или иных видов педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. Вместе с тем, деятельность таких экспертных комиссий и советов не имеет теоретическую базу, основанную на НИР и НИОКР, не имеет должного фиксированного официального статуса и не имеет нормативно-правовой базы, определяемой для Системы добровольной сертификации (т.е. они не аккредитованы при соответствующих Государственных органах).

В настоящее время впервые в Российском образовании Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Институту информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО) выдано Свидетельство о регистрации в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации (регистрационный № РОСС RU. Д149.04АО00 от 06.12.2004 г.) системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН). Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации соответствующей продукции и обеспечивает независимую квалифицированную оценку ее соответствия требованиям действующих педагогико-эргономических стандартов и технических условий.

В системе АПИКОН предусматривается сертификация следующих образцов продукции: электронные издания образовательного назначения; электронные средства учебного назначения; прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением; учебно-методические комплексы, включающие электронные издания образовательного назначения и электронные средства учебного назначения; информационная сеть образовательного учреждения; распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей; комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ); учебное лабораторное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ; учебно-методическое обеспечение автоматизированных рабочих мест пользователя (работника образовательного учреждения.

В основу создания и организации АПИКОН были положены результаты научно-исследовательской работы и опытно-конструкторской работы ИИО РАО, на базе которых были разработаны нормативные, инструктивные, организационные, технические и методические документы, определяющие различные аспекты функционирования Системы.

Система является полностью самостоятельной и открытой для вступления в нее организаций, предприятий и лиц, признающих ее правила. Сертификация в Системе осуществляется на добровольной основе, на основании обращения отечественных и зарубежных заявителей. Система взаимодействует с организациями на основе заключения соглашения с органом, возглавляющим Систему, о взаимном признании результатов сертификации. В Системе предусматривается сертификация отечественных и импортных аппаратно-программных комплексов образовательного назначения по единым правилам, действующим в Системе. При сертификации в Системе соблюдаются следующие основные принципы: добровольность; бездискриминационный доступ и участие в процессах сертификации; объективность оценок; конфиденциальность и защита имущественных интересов заявителя; доступность информации; недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия.

При проведении испытаний в целях сертификации используются методики испытаний, разработанные в ИИО РАО на основе проводимых НИР и НИОКР, учитывающие государственные стандарты, отраслевые стандарты и другие нормативные и технические документы.

При сертификации в Системе используют следующую документацию: национальные стандарты; отраслевые стандарты; стандарты организаций; условия договоров и др. документы. Помимо указанных документов могут использоваться специально разработанные методики испытаний, утвержденные и аттестованные в установленном порядке.

Система имеет собственную форму сертификата и знака соответствия. Сертификат ‑ одно из подтверждений качества продукции и эффективное средство содействия потребителю в ее выборе. Наличие сертификата повышает конкурентоспособность продукции на рынке и подтверждает возможность эффективного ее использования в образовательных учреждениях. Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии продукции установленным требованиям. Сертификат соответствиядокумент, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (системы обеспечения качества продукции или услуги) установленным требованиям (техническим условиям).

Организационная структура Системы включает: Руководящий орган Системы (РОС); Координационный Совет Системы; Комиссия по апелляциям; Орган по сертификации продукции; Испытательные лаборатории. Руководящим органом Системы является Институт информатизации образования Российской академии образования; который выполняет следующие функции: организует работы по формированию Системы и осуществляет руководство Системой; участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в Системе; ведет реестр Системы; ведет учет организаций, входящих в Систему, и выданных сертификатов соответствия; обеспечивает информацией о них, а также о правилах Системы; устанавливает порядок оплаты работ по сертификации в Системе; уполномочивает испытательные лаборатории на право деятельности в Системе на основе договоров (соглашений).

Координационный Совет Системы создается при Руководящем органе из представителей отраслевых организаций и специалистов ведущих отраслевых институтов и других организаций. Координационный Совет является совещательным органом, определяющим цели и политику деятельности Системы, направления ее развития. Координационный Совет Системы участвует в выработке политики функционирования Системы, ее совершенствовании и рассмотрении вопросов, требующих принятия принципиальных решений для обеспечения функционирования Системы.

Комиссия по апелляциям создается при РОС для решения спорных вопросов, которые могут возникнуть в процессе проведения процедуры сертификации. Комиссия формируется из представителей общественных, научных и производственных организаций. В их состав могут включаться специалисты отраслевых научных организаций а также другие специалисты.

Орган по сертификации продукции (ОС) выполняет следующие функции: осуществляет добровольную сертификацию продукции; выдает сертификаты соответствия на продукцию, прошедшую добровольную сертификацию; предоставляет заявителю право на применение знака соответствия; приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов соответствия. Сертификацию продукции в ОС проводят эксперты по сертификации. Экспертами по сертификации являются специалисты, прошедшие подготовку и обучение в Системе АПИКОН, и аттестованные Руководящим органом (ИИО РАО) в установленном порядке.

Испытания для сертификации продукции проводятся испытательными лабораториями (ИЛ), уполномоченными РОС на проведение испытаний, предусмотренных нормативными документами, используемыми при сертификации продукции. В качестве испытательных лабораторий могут быть уполномочены следующие организации: научно-исследовательские институты и другие организации, оснащенные необходимым оборудованием, обладающие независимостью от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) и необходимой компетентностью в проведении испытаний в сфере деятельности Системы. Право на проведение работ испытательным лабораториям в Системе делегируется на условиях договора с Руководящим органом Системы. Испытательная лаборатория выполняет следующие функции: проводит отбор и идентификацию образцов для испытания; проводит испытания для целей сертификации; оформляет и выдает протоколы испытаний. Процедуры испытаний конкретных видов и типов аппаратно-программных комплексов образовательного назначения приводятся в методиках испытаний, а организационно-технические вопросы и порядок проведения испытаний определяются в «Положении об испытательных лабораториях», работающих в Системе. При проведении испытаний испытательные лаборатории должны соблюдать порядок обращения с образцами. Порядок устанавливается в соответствии с положением об испытательной лаборатории.

Более чем 15-летний опыт работы ИИО РАО (в различных организационно-правовых формах) в области оценки качества, экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, показал, что качество педагогической продукции, прошедшей сертификацию, улучшается, так как процедура сертификации предполагает предоставление консультативных услуг в виде методических рекомендаций по доработке характеристик продукции заявителя до требуемого уровня. Тем самым значительно уменьшается риск приобретения пользователем некачественной продукции. 

III. Координация научных исследований

в области оценки качества и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

 

В связи с вышеизложенным особенно важно осуществление координации научных исследований в области оценки качества и сертификации педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, под которой будем понимать приведение в соответствие с государственными стандартами, отраслевыми стандартами и другими нормативными и техническими документами результаты научно-прикладных разработок, определяющих процедуру организации и проведения добровольной сертификации продукции, а также обеспечение независимой квалифицированной оценки ее соответствия требованиям действующих педагогико-эргономических стандартов и технических условий, разработанных на основе единых научных подходов.

При ИИО РАО в рамках уставных документов при активном участии региональных структур формируются испытательные лаборатории (ИЛ), деятельность которых координируется со стороны АПИКОН (см. схему 2) по следующим направлениям:

· координация в поле теоретических исследований в области педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, ее экспертизы и сертификации;

· координация деятельности структурных подразделений (испытательных лабораторий), функционирующих в регионах;

· координация в области разработки методических, нормативно-инструктивных, технико-технологических материалов.

Схема 2

 

Кроме того, испытательным лабораториям делегируется право проводить экспертизу педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, по нормативно-методическим материалам Системы АПИКОН, функционирующей в ИИО РАО.

Остановимся подробнее на описании направлений координации научных исследований в области экспертизы в целях оценки качества и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе средств ИКТ.

 

1. Координация в поле теоретических исследований в области педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, ее экспертизы и сертификации.

Реализация теоретических исследований в области педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, ее экспертизы и сертификации осуществляется в рамках НИР и НИОКР, проводимых по Комплексной программе (КП) «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» с 1998 года по отдельной научной теме, которая находится в постоянном развитии, адекватно совершенствованию возможностей ИКТ и самого процесса информатизации образования. Перечислим основные направления координации в этой области: 

· формирование тематики для КП и задач НИР и НИОКР (в том числе, на уровне дистанционного взаимодействия);

· создание отчета за определенный период проведения НИР и НИОКР;

· совместная разработка и обсуждение результатов исследований НИР и НИОКР;

· перспективное планирование НИР и НИОКР;

· курирование и передача перспективной тематики НИР и НИОКР на разработку технических требований (ТТ) к педагогической продукции и  технических условий (ТУ) на создание нового вида педагогической продукции. 

2. Координация научно-организационной деятельности структурных подразделений (испытательных лабораторий), функционирующих в регионах:

· Передача нормативно-инструктивных материалов для аккредитации испытательных лабораторий (со стороны АПИКОН) и их адаптация к региональным особенностям.

· Передача технической документации, определяющей деятельность испытательных лабораторий, их корректировка в соответствии с региональными особенностями региона.

· Передача методических материалов для осуществления экспертизы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

· Подготовка экспертов испытательных лабораторий по специально разработанным в АПИКОН учебным программам курсов с последующей аттестацией экспертов.

· Слежение со стороны АПИКОН за соблюдением качества сертификации педагогической продукции (на соответствие ТТ, ТУ).

· Выполнение НИР по развитию теоретических основ оценки педагогико-эргономического качества продукции,  функционирующей на базе ИКТ (в рамках КП РАО). 

3. Координация в области разработки методических, нормативно-инструктивных, технико-технологических материалов:

· координация со стороны АПИКОН в области разработки ТТ, ТУ на педагогическую продукцию, функционирующую на базе ИКТ;

· координация со стороны АПИКОН в области разработки Технического задания (ТЗ) на разработку педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;

· координация со стороны АПИКОН в области разработки методик оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

В заключение отметим, что экспертиза педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и ее сертификация приводит к повышению качества такой продукции, так как предполагает предоставление методических рекомендаций по ее доработке, что повышает эффективность ее использования в системе образования.

Привлечение потенциала ИИО РАО с инфраструктурой региональных испытательных лабораторий для проведения экспертизы и сертификации соответствующей педагогической продукции, разрабатываемой как в рамках бюджетного финансирования, так и в рамках различных проектов (например, Минобрнауки РФ, НФПК, региональных Министерств, ведомств и пр.), позволит не только улучшить качество педагогической продукции, но и уменьшить риск приобретения школами некачественной продукции.