ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендовано Министерством Образования Российской Федерации
по специальности 030100 Информатика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс призван сформировать у будущих учителей информатики систему знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Эта важнейшая цель курса обусловлена стратегией развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, что объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих педагогов. В ряду школьных учителей всех специальностей на особом месте находятся учителя информатики, которые за счет высокого уровня своей фундаментальной подготовки (в области информатики, информационных и коммуникационных технологий) могут наиболее эффективно решать педагогические задачи, связанные с внедрением средств ИКТ в образование.
Расположение в учебном плане подготовки учителя информатики курса "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" должно быть таково (ориентировочно 8 семестр), чтобы ему предшествовало изучение студентами, с одной стороны, фундаментальных основ и практики использования средств ИКТ (компьютеры и их периферийное оборудование, современные средства связи, пакеты прикладных программ и др.) а, с другой стороны, основных компонентов педагогического образования (общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, управление образовательными системами и др.), что в совокупности составляет предметную базу данного курса. В ходе изучения курса должны быть комплексно раскрыты дидактические основы педагогических технологий и функциональные возможности используемых в школе средств ИКТ.
Следует отметить особую значимость данного курса с учетом новых функций современного учителя информатики, который наряду с преподаванием школьного курса информатики, как правило, осуществляет в учебном заведении и практическую работу по координации внедрения ИКТ во все сферы образовательного процесса учебного заведения.
Основными задачами профессиональной подготовки будущих учителей информатики в рамках курса "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" являются:
-
подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;
-
ознакомление с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
-
обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
-
обучение эффективному применению средств ИКТ в учебном процессе, в том числе работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;
-
ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе - "Виртуальная реальность"), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
-
развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю информатики для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.
Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов, особенностью которой является поиск и использование необходимой для выполнения заданий лабораторного практикума информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет. В еще большей степени это относится к специальным заданиям для самостоятельной работы студентов, ориентированной на целенаправленную деятельность студентов в Интернет. При выполнении заданий лабораторного практикума, связанных с оценкой качества электронных средств образовательного назначения, в том числе конкретных программных средств учебного назначения, целесообразно использовать программные средства (ПС) по школьному курсу информатики.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ВИДЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид занятий |
Всего часов |
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО) |
100 |
Аудиторные занятия |
54 |
Лекции |
18 |
Лабораторные занятия |
36 |
Самостоятельная работа |
46 |
Другие виды работы (курсовые, рефераты) |
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ |
Раздел дисциплины |
Лекции |
ЛР |
1 |
Дидактические основы создания и использования учебных средств, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий |
4 |
6 |
2 |
Анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании |
4 |
10 |
3 |
Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования |
6 |
10 |
4 |
Перспективные направления разработки и применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании |
2 |
6 |
5 |
Перспективные направления исследований в области информатизации образования |
2 |
4 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗОВАННЫХ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ. Дидактические возможности использования средств ИКТ. Педагогическая целесообразность создания и использования учебных средств, реализованных на базе ИКТ. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.
Программные средства учебного назначения, их типология. Психолого-педагогические и эргономические требования к созданию и использованию электронных средств образовательного назначения. Современные подходы к проектированию и разработке электронных средств образовательного назначения (использование языков программирования, специализированных инструментальных систем, прикладных программных средств и систем и др.). Оценка качества электронных средств учебного назначения, в том числе программных средств учебного назначения.
Организация личностно ориентированного обучения в условиях реализации возможностей средств ИКТ. Методические требования к личностно ориентированному обучению, организованному в условиях использования средств ИКТ.
Эффективность обучения при использовании ИКТ. Возможности реализации основных факторов интенсификации обучения в условиях использования ИКТ.
2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Анализ педагогической целесообразности использования средств ИКТ в образовательных целях, в том числе электронных средств образовательного назначения. Организация учебной деятельности с использованием электронных средств образовательного назначения. Тенденции методического совершенствования прикладных программных средств учебного назначения, в том числе реализованных в сетях. Анализ зарубежного опыта использования ИКТ в учебных целях.
Возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия при использовании средств информатизации и коммуникации на обучающегося и меры по их предотвращению.
Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) в условиях использования распределенного информационного ресурса сети Интернет.
3. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Состав и структура учебно-материальной базы, создающей условия внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование. Оборудование и оснащение кабинета информатики учебного заведения среднего уровня образования.
Система средств обучения на базе средств ИКТ. Учебно-методический комплекс на базе средств информатизации и коммуникации.
Информатизированные рабочие места организаторов учебно-воспитательного процесса учебного заведения среднего уровня образования, функционирующие на основе баз и банков данных (в том числе телекоммуникационного доступа) научно-педагогической информации, методической, нормативной и инструктивной документации.
Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники и оборудования кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.
Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.
4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе технологии Малтимедиа. Обучение применению инструментария технологии Малтимедиа в процессе решения педагогических задач.
Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных систем.
Телекоммуникации в образовании. Методические возможности использования потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения. Единое информационное образовательное пространство.
Учебные телекоммуникационные проекты (УТП), их типология. Организация и проведение УТП. Координация проектной деятельности учащихся при работе в компьютерной сети.
Дистанционное образование (ДО). Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО. Электронный сетевой учебник.
Возможности и перспективы использования систем "Виртуальная реальность" в образовательных целях.
5. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки в связи с внедрением современных информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, реализованные на базе современных средств информатизации и коммуникации. Развитие научной базы информатизации образования.
Разработка модели интегрированной учебно-методической среды информатизации образования на основе Единого информационного образовательного пространства.
Формирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий.
Совершенствование банков и баз данных научно-педагогической информации на основе потенциала распределенного информационного ресурса Интернет и корпоративных информационных сетей.
Совершенствование методов управления системой образованием на основе средств информатизации и коммуникации.
Теоретические и методологические основы обеспечения жизнедеятельности "виртуальных" образовательных учреждений, функционирующих на базе корпоративных информационных сетей глобальных коммуникаций и использования потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа.
Лабораторный практикум
-
Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD-ROM).
-
Разработка программного средства учебного назначения с использованием языков программирования.
-
Разработка программного средства учебного назначения с использованием инструментальных программных средств (или инструментария технологии Малтимедиа).
-
Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения.
-
Работа со средствами автоматизации информационно-методического обеспечения и организационного управления образовательным учреждением.
-
Разработка макета учебного расписания с использованием инструментальных программных средств.
-
Поиск информации образовательного назначения на заданную тему, почерпнутой из распределенного ресурса сети Интернет.
-
Разработка учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных программных средств.
-
Разработка теста по заданной теме школьного курса информатики с использованием инструментальных программных средств.
-
Разработка учебно-методических материалов на базе использования офисных технологий в процессе преподавания определенной темы данного общеобразовательного предмета.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНЬЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
- Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов под ред. Лапчика М.П.. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 670 с.
-
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 576 с.
-
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
-
Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. И.В. Роберт. // Информатика и образование, NN 4,5,7, 2000 г., 1, 2001.
-
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994. - 206 с.
Программные средства обеспечения дисциплины
- Программная система автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного процесса, ведения классного журнала, составления учебного расписания учебного заведения.
-
Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности технологии Малтимедиа.
-
Программные средства учебного назначения по школьному курсу информатики.
-
Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD-ROM, по различным общеобразовательным предметам.
-
Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения.
-
Программная система расчета перспективной потребности в педагогических кадрах региона.
-
Программная система анализа и оценки понятийного аппарата курса.
-
Программные средства обеспечения информационного взаимодействия организаторов учебно-воспитательного процесса учебного заведения.
Перечень примерных заданий для самостоятельной работы
- На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).
-
На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.
-
По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику системам тестовых заданий, используемых для диагностики способностей учащихся различных регионов, стран.
-
На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).
-
На основе инструментария технологии Малтимедиа разработать учебные проекты, реализующие межпредметные связи.
-
Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ
-
Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (Информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования).
-
Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных электронно-вычислительных машин в учебном заведении системы общего среднего образования.
-
Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в учебном заведении системы общего среднего образования для возрастной категории - неполная средняя школа.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
- Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.
-
Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.
-
Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Малтимедиа.
-
Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.
-
Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.
-
Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.
-
Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе технологии Малтимедиа.
-
Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.
-
Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.
-
Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.
-
Требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.
-
Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
- Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ. Основные направления внедрения средств ИКТ в образование.
-
Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств ИКТ.
-
Программные средства учебного назначения (ПСУН). Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования ПСУН.
-
Типология ПСУН по функциональному назначению.
-
Типология ПСУН по методическому назначению.
-
Инструментальные программные средства для разработки ПСУН.
-
Требования к программным средствам учебного назначения.
-
Предметно-ориентированные программные среды.
-
Система средств обучения на базе ИКТ.
-
Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.
-
Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.
-
Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.
-
Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании.
-
Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.
-
Сравнительная характеристика основных компонентов парадигмы традиционной педагогической науки и парадигмы педагогической науки в условиях информатизации образования.
-
Учебные телекоммуникационные проекты (УТП). Типология УТП. Организация выполнения УТП. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.
-
Дистанционное образование (ДО). Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО.
-
Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств ИКТ.
-
Педагогико-эргономические и технические требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики в учебных заведениях системы общего среднего образования.
-
Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики для старших классов учебного заведения системы общего среднего образования.
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности 030100 - "Информатика"
Программу составили:
МПГУ
д.п.н., профессор И.В.Роберт
к.п.н., профессор С.А. Жданов
доцент В.П. Шари
ОмГПУ
к.п.н., доцент О.Н.Лучко
Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по информатике протокол № 3 от 23 ноября 2000 года.
|