"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
    Методическое обеспечение (авторы - коллектив Научной школы)
    Научно-методическая литература, изданная в ИИО РАО
    Учебно-методические материалы для учителей-предметников
    Программы дисциплин, курсов, специализаций
        · Учебные планы по проблемам информатизации образования
        ·Информационные и коммуникационные технологии в образовании
        ·Организация информатизации образования (специализация по специальности "030100-Информатика")
        ·Информатизация деятельности специалиста гуманитарного профиля
        ·Математика и информатика
        ·Новые электронные СМИ: техника и технология
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
 
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 
 
Рекомендовано Министерством Образования Российской Федерации
по специальности 030100 Информатика
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс призван сформировать у будущих учителей информатики систему знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Эта важнейшая цель курса обусловлена стратегией развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, что объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих педагогов. В ряду школьных учителей всех специальностей на особом месте находятся учителя информатики, которые за счет высокого уровня своей фундаментальной подготовки (в области информатики, информационных и коммуникационных технологий) могут наиболее эффективно решать педагогические задачи, связанные с внедрением средств ИКТ в образование.

Расположение в учебном плане подготовки учителя информатики курса "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" должно быть таково (ориентировочно 8 семестр), чтобы ему предшествовало изучение студентами, с одной стороны, фундаментальных основ и практики использования средств ИКТ (компьютеры и их периферийное оборудование, современные средства связи, пакеты прикладных программ и др.) а, с другой стороны, основных компонентов педагогического образования (общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, управление образовательными системами и др.), что в совокупности составляет предметную базу данного курса. В ходе изучения курса должны быть комплексно раскрыты дидактические основы педагогических технологий и функциональные возможности используемых в школе средств ИКТ.

Следует отметить особую значимость данного курса с учетом новых функций современного учителя информатики, который наряду с преподаванием школьного курса информатики, как правило, осуществляет в учебном заведении и практическую работу по координации внедрения ИКТ во все сферы образовательного процесса учебного заведения.

Основными задачами профессиональной подготовки будущих учителей информатики в рамках курса "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" являются:

  • подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;
  • ознакомление с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
  • обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
  • обучение эффективному применению средств ИКТ в учебном процессе, в том числе работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;
  • ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе - "Виртуальная реальность"), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
  • развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю информатики для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов, особенностью которой является поиск и использование необходимой для выполнения заданий лабораторного практикума информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет. В еще большей степени это относится к специальным заданиям для самостоятельной работы студентов, ориентированной на целенаправленную деятельность студентов в Интернет. При выполнении заданий лабораторного практикума, связанных с оценкой качества электронных средств образовательного назначения, в том числе конкретных программных средств учебного назначения, целесообразно использовать программные средства (ПС) по школьному курсу информатики.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ВИДЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид занятий
Всего часов
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО)
100
Аудиторные занятия
54
Лекции
18
Лабораторные занятия
36
Самостоятельная работа
46
Другие виды работы (курсовые, рефераты)
 

 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел дисциплины
Лекции
ЛР
1
Дидактические основы создания и использования учебных средств, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий
4
6
2
Анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
4
10
3
Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования
6
10
4
Перспективные направления разработки и применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании
2
6
5
Перспективные направления исследований в области информатизации образования
2
4

 
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
 

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗОВАННЫХ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ. Дидактические возможности использования средств ИКТ. Педагогическая целесообразность создания и использования учебных средств, реализованных на базе ИКТ. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

Программные средства учебного назначения, их типология. Психолого-педагогические и эргономические требования к созданию и использованию электронных средств образовательного назначения. Современные подходы к проектированию и разработке электронных средств образовательного назначения (использование языков программирования, специализированных инструментальных систем, прикладных программных средств и систем и др.). Оценка качества электронных средств учебного назначения, в том числе программных средств учебного назначения.

Организация личностно ориентированного обучения в условиях реализации возможностей средств ИКТ. Методические требования к личностно ориентированному обучению, организованному в условиях использования средств ИКТ.

Эффективность обучения при использовании ИКТ. Возможности реализации основных факторов интенсификации обучения в условиях использования ИКТ.

2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Анализ педагогической целесообразности использования средств ИКТ в образовательных целях, в том числе электронных средств образовательного назначения. Организация учебной деятельности с использованием электронных средств образовательного назначения. Тенденции методического совершенствования прикладных программных средств учебного назначения, в том числе реализованных в сетях. Анализ зарубежного опыта использования ИКТ в учебных целях.

Возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия при использовании средств информатизации и коммуникации на обучающегося и меры по их предотвращению.

Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) в условиях использования распределенного информационного ресурса сети Интернет.

3. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Состав и структура учебно-материальной базы, создающей условия внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование. Оборудование и оснащение кабинета информатики учебного заведения среднего уровня образования.

Система средств обучения на базе средств ИКТ. Учебно-методический комплекс на базе средств информатизации и коммуникации.

Информатизированные рабочие места организаторов учебно-воспитательного процесса учебного заведения среднего уровня образования, функционирующие на основе баз и банков данных (в том числе телекоммуникационного доступа) научно-педагогической информации, методической, нормативной и инструктивной документации.

Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники и оборудования кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.

Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.

4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе технологии Малтимедиа. Обучение применению инструментария технологии Малтимедиа в процессе решения педагогических задач.

Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных систем.

Телекоммуникации в образовании. Методические возможности использования потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения. Единое информационное образовательное пространство.

Учебные телекоммуникационные проекты (УТП), их типология. Организация и проведение УТП. Координация проектной деятельности учащихся при работе в компьютерной сети.

Дистанционное образование (ДО). Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО. Электронный сетевой учебник.

Возможности и перспективы использования систем "Виртуальная реальность" в образовательных целях.

5. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки в связи с внедрением современных информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, реализованные на базе современных средств информатизации и коммуникации. Развитие научной базы информатизации образования.

Разработка модели интегрированной учебно-методической среды информатизации образования на основе Единого информационного образовательного пространства.

Формирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий.

Совершенствование банков и баз данных научно-педагогической информации на основе потенциала распределенного информационного ресурса Интернет и корпоративных информационных сетей.

Совершенствование методов управления системой образованием на основе средств информатизации и коммуникации.

Теоретические и методологические основы обеспечения жизнедеятельности "виртуальных" образовательных учреждений, функционирующих на базе корпоративных информационных сетей глобальных коммуникаций и использования потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа.

Лабораторный практикум

  1. Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD-ROM).
  2. Разработка программного средства учебного назначения с использованием языков программирования.
  3. Разработка программного средства учебного назначения с использованием инструментальных программных средств (или инструментария технологии Малтимедиа).
  4. Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения.
  5. Работа со средствами автоматизации информационно-методического обеспечения и организационного управления образовательным учреждением.
  6. Разработка макета учебного расписания с использованием инструментальных программных средств.
  7. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему, почерпнутой из распределенного ресурса сети Интернет.
  8. Разработка учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных программных средств.
  9. Разработка теста по заданной теме школьного курса информатики с использованием инструментальных программных средств.
  10. Разработка учебно-методических материалов на базе использования офисных технологий в процессе преподавания определенной темы данного общеобразовательного предмета.
 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНЬЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Рекомендуемая литература
  1. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов под ред. Лапчика М.П.. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 670 с.
  2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 576 с.
  3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
  4. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. И.В. Роберт. // Информатика и образование, NN 4,5,7, 2000 г., 1, 2001.
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994. - 206 с.

Программные средства обеспечения дисциплины

  1. Программная система автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного процесса, ведения классного журнала, составления учебного расписания учебного заведения.
  2. Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности технологии Малтимедиа.
  3. Программные средства учебного назначения по школьному курсу информатики.
  4. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD-ROM, по различным общеобразовательным предметам.
  5. Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения.
  6. Программная система расчета перспективной потребности в педагогических кадрах региона.
  7. Программная система анализа и оценки понятийного аппарата курса.
  8. Программные средства обеспечения информационного взаимодействия организаторов учебно-воспитательного процесса учебного заведения.

Перечень примерных заданий для самостоятельной работы

  1. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).
  2. На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.
  3. По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику системам тестовых заданий, используемых для диагностики способностей учащихся различных регионов, стран.
  4. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).
  5. На основе инструментария технологии Малтимедиа разработать учебные проекты, реализующие межпредметные связи.
  6. Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ
  7. Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (Информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования).
  8. Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных электронно-вычислительных машин в учебном заведении системы общего среднего образования.
  9. Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в учебном заведении системы общего среднего образования для возрастной категории - неполная средняя школа.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.
  2. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.
  3. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Малтимедиа.
  4. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.
  5. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.
  6. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.
  7. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе технологии Малтимедиа.
  8. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.
  9. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.
  10. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.
  11. Требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.
  12. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

  1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ. Основные направления внедрения средств ИКТ в образование.
  2. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств ИКТ.
  3. Программные средства учебного назначения (ПСУН). Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования ПСУН.
  4. Типология ПСУН по функциональному назначению.
  5. Типология ПСУН по методическому назначению.
  6. Инструментальные программные средства для разработки ПСУН.
  7. Требования к программным средствам учебного назначения.
  8. Предметно-ориентированные программные среды.
  9. Система средств обучения на базе ИКТ.
  10. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.
  11. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.
  12. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.
  13. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании.
  14. Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.
  15. Сравнительная характеристика основных компонентов парадигмы традиционной педагогической науки и парадигмы педагогической науки в условиях информатизации образования.
  16. Учебные телекоммуникационные проекты (УТП). Типология УТП. Организация выполнения УТП. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.
  17. Дистанционное образование (ДО). Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО.
  18. Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств ИКТ.
  19. Педагогико-эргономические и технические требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики в учебных заведениях системы общего среднего образования.
  20. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики для старших классов учебного заведения системы общего среднего образования.

 

Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности 030100 - "Информатика"
 
Программу составили:
МПГУ
д.п.н., профессор И.В.Роберт
к.п.н., профессор С.А. Жданов
доцент В.П. Шари
ОмГПУ
к.п.н., доцент О.Н.Лучко
 
Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по информатике протокол № 3 от 23 ноября 2000 года.