"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
    Методическое обеспечение (авторы - коллектив Научной школы)
    Научно-методическая литература, изданная в ИИО РАО
    Учебно-методические материалы для учителей-предметников
    Программы дисциплин, курсов, специализаций
        · Учебные планы по проблемам информатизации образования
        ·Информационные и коммуникационные технологии в образовании
        ·Организация информатизации образования (специализация по специальности "030100-Информатика")
        ·Информатизация деятельности специалиста гуманитарного профиля
        ·Математика и информатика
        ·Новые электронные СМИ: техника и технология
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Новые электронные СМИ: техника и технология

Министерство образования
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Центр общеобразовательных дисциплин
Кафедра математики и информатики
 
Рабочая программа курса
Новые электронные СМИ: техника и технология
для студентов специальности "журналистика", очное отделение
(17 часов - лекции и практические занятия, экзамен)
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс "Новые электронные СМИ: техника и технология" изучается на первом курсе специальности "журналистика" как дисциплина общекультурного блока.

Цель курса - подготовка квалифицированного специалиста, имеющего представление о роли и месте новых электронных средств массовой информации, в частности - Internet, применении Internet-технологий в современной жизни. В рамках курса студенты рассматривают вопросы, связанные с пониманием глобальной компьютерной сети Internet как нового средства массовой информации и учебного информационного взаимодействия, общих принципов организации и функционирования Internet.

Содержание программы включает в себя:

  • аппаратные и программные средства функционирования Internet;
  • Internet-технологии и их применение во всех сферах жизни человека, в том числе в обучении и организации досуга.

В программе предусмотрено закрепление теоретических и практических знаний при знакомстве с теоретическими основами Internet, а также технологиями информационного взаимодействия в Internet. В первом семестре проводится творческая работа по проверке усвоения умений и навыков создания web-страницы web-сайтов.

По курсу предусмотрено одно отчетное мероприятие - экзамен.

ЛЕКЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема лекции
Часы
1.
Компьютерные сети. Интернет. Компьютерная безопасность: основные понятия локальных и глобальных сетей; сетевые службы; общие сведения об Интернет; подключение к провайдеру Интернет; протоколы TCP/IP; адресация в Интернет; понятие о компьютерной безопасности; компьютерные вирусы и методы защиты от них; защита информации в Интернет; понятие о несимметричном шифровании информации; принцип достаточности защиты; понятие об электронной подписи; понятие об электронных сертификатах.
2
2.
Основные понятия Word Wide Web: общие представления о браузерах; доступ к файловым архивам. Работа с программой Internet Explorer 5.0: открытие и просмотр web-страниц; приемы управления браузером; работа с несколькими окнами; настройка свойств браузера. Поиск информации в World Wide Web.
2
3.
Общение в Интернет: сетевой этикет; служба ICQ; общие сведения об IRC; разговорные серверы с www-интерфейсом. Электронная почта: общие сведения; системы электронной почты. Отправка и получение сообщений: работа с программой Outlook Express; работа с адресной книгой.
2
4.
Язык HTML. Создание собственной Web-страницы: общие сведения о HTML; структура документа HTML; элементы HTML; функциональные блочные элементы; гипертекстовые ссылки; web-графика; форматирование текста; списки; таблицы; отображение нескольких документов; интерактивные web-страницы. Классификация средств создания web-страниц.
2
5.
Публикация Web-документов: регистрация документа на www-сервере; пересылка файлов на сервер; передача файлов с помощью ftp-клиента; регистрация сайта на поисковых серверах.
2
Тема практического занятия
Часы
1.
Технология работы с web-браузером Microsoft Internet Explorer (IE)5.0: окно IE; панель инструментов, ссылки, адресная и информационная строки IE; работа со страницами; поиск информации в Интернет; каналы и подписка.
1
2.
Технология создания собственного почтового ящика на бесплатном почтовом сервере. Настройка почтового ящика.
1
3.
Технология работы с почтовой программой Outlook Express: запуск программы OE; настройка параметров просмотра окна OЕ; просмотр сообщений; создание сообщений; отправка сообщений; удаление сообщений; настройка OE для работы с почтой; создание учетной записи; отправка сообщения по месту назначения; форматирование текста сообщения; вставка в письмо подписи; присоединение файлов и других объектов к сообщению; оправка текста из файла в виде сообщений; создание и использование гиперссылки в тексте сообщений; просмотр и отправка Web-страниц.
1
4.
Творческая работа по созданию web-страниц и web-сайтов: создание простейшей web-страницы; изучение приемов форматирования абзацев; создание гиперссылок; создание изображения и использование его на web-странице; приемы форматирования текста; приемы создания списков; создание таблиц; создание описания фреймов.
3
5.
Технология размещения web-страницы и web-сайта не бесплатном web-сервере.
1
 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Microsoft Outlook Express для Windows98: Электронная почта Internet и конференции пользователей Usenet/кратко, доступно, просто: серия книг "Все для Windows"/.-М.: Познавательная книга плюс, 1999.-192с.
  2. Александров А.В., Дрожжинов В.И., Сериков С.Н.Электронная почта для каждого. - М.: "ПРИОР", 1996.-160с.
  3. Бейенс Дж. Эффективная работа с FrontPage 2000-СПб: Питер, 2000.-720 с.
  4. Богданова Г.А., Гуц А.К., Дашков М.В. Электронная почта и Internet в ОмГУ.-1-е изд. - Омск, 1997.-144с.
  5. Габбасов Ю.Ф. Internet2000.-СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999.-448с.
  6. Джойс Кокс, Кристина Дадлей 98: Microsoft Outlook Краткий курс - СПБ: Издательство "Питер", 1999 - 288с.
  7. Дорошев В.И., Хахаев И.А., Мошенский С.А. Работа в компьютерной сети INTERNET./ Учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения. - СПб.: СПбТЭИ, 1998.-32с.
  8. Дречевич С.Н., Успенский И.М., Шморгунов А.Г.Использование ресурсов сети Интернет.- Сыктывкар, 1999-36с.
  9. Елена Нечаева. Персональный компьютер, Internet и электронная почта: Курс для самых начинающих и не только пользователей ПК. / Кратко, доступно, просто/.-М.: Познавательная книга плюс, 1999.-192с.
  10. Интернет. Учебник./Муртаин Э.В.-М.: ДМК, 1999.-416с.
  11. Информатика: Базовый курс/ С.В. Симонович и др.- СПб.:Питер, 2001.-640 с.:ил.
  12. Каминская Г.Е. Электронная почта в глобальных сетях: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-63с.
  13. Матросов А.В., Сергеев А.О., Чаунин М.П. HTML 4.0.-СПб.: БХВ-Петербург, 2001.-672 с.
  14. Мирончиков И.К., Павловцев В.А. Англо-русский толковый словарь по Интернет: Изд. 3-е, исп. И доп.-Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.-288 с.
  15. Могилев А.В. и др. Информатика: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов/ А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. - М., 1999.-816 с.
  16. Основы сети Интернет: Пособие для преподавателей и студентов Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института/Сост. Амосов О.С., Желевский Д.В., Соловьев Ю.К., Прозорова Ю.А. - Комсомольск-на-Амуре: гос. пед. ин-т, 1999-92 с.
  17. Работа с электронной почтой на примере Outlook Express: Пособие для преподавателей и студентов Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета/Сост. Амосов О.С., Желевский Д.В., Соловьев Ю.К.,Полынцева О.В. - Комсом.-на-Амуре гос.пед.ун-т, 1999.-57с.
  18. Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем Web-страничку.- СПб: Питер, 2001.-256 с.: ил.

 Информационные ресурсы Internet

  1. http://www.informika.ru/text/inftech/internet/webmast/labirint/content.html - теоретический материал, касающийся теории и практики использования e-mail.
  2. http://www.informika.ru/text/inftech/internet/ngu/web_pub/index.html - создание гипертекстовых документов.
  3. http://mlist.list.ru/ - сервер, с возможностью подписки на курс .
  4. http://marklvov.chat.ru/edu/Html.htm - краткий учебник по HTML, содержащий основные теги, простую структуру HTML-файла.
  5. http://www.dvgu.ru/lemoi/lect/bookhtml/begin.htm - учебник по HTML, разработанный ДВГУ, содержащий помимо теоретического материала еще и тест по HTML, возможность задать вопросы непосредственно автору учебника и гостевую книгу, в которой каждый воспользовавшийся этим учебником, может оставить свои пожелания.
  6. http://www.jinr.ru/~dushanov/htmlbook/lesson0.htm - HTML для начинающих. Учебник состоит из 17 уроков и описания атрибутов тегов. Каждый урок состоит из одной страницы и содержит теоретический материал по конкретному разделу и ссылки на предыдущий урок, оглавление и следующий урок.
  7. http://dlt.ee.saog.ac.ru/uch_htm/_START.htm - справочное пособие по языку HTML, созданное для Netscape Navigator-а.  Содержит кроме отдельных теоретических разделов еще и минитренажер. При этом каждый теоретический раздел содержит и демонстрационные примеры, с которыми учащийся может непосредственно осуществлять УИВ. Единственным недостатком учебника является отсутствие возможности изменения параметров в демонстрационных примерах.
  8. http://www.machaon.ru/digest/rusinter.HTML.html#HTML - набор ссылок, составляющий учебник по HTML. Не является учебным пособием, не содержит контрольные задания.
  9. http://www.geocities.com/Baja/Dunes/5905/ - сайт, содержащий разделы: HTML с нуля, HTML подробно, ссылки Webмастера, магия, поиск. Раздел магия содержит демонстрационные примеры, включающие код языка HTML и непосредственную демонстрацию этого кода в этом же окне.
  10. http://www.uic.bashedu.ru/webtut/fist_index.htm - учебник по Web-дизайну. Содержит перевод учебных страниц JoeBarta, оригиналы которых можно посмотреть http://junior.apk.net/~jbarta.

Программа составлена  Прозоровой Ю.А.

Программа утверждена на заседании кафедры математики и информатики.