"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
    Фундаментальные исследования
    Комплексная программа
    Опытно-экспериментальная работа
    Проекты ИИО
    Результаты НИР и НИОКР
         >Научно-организационные мероприятия
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 27.06.2012
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 22.06.2011
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2010
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2008
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2006
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2005
            ·Постановление Президиума Российской академии образования 2004
        ·Научно-педагогические и учебно-методические материалы
        ·Электронные средства образовательного назначения
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Постановление Президиума Российской академии образования 2010

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Российской академии образования

                                                   23 июня 2010 г.

О состоянии и перспективах развития научно-исследовательской деятельности Учреждения РАО «Институт информатизации образования»

Сообщение И.В. Роберт, директора Института информатизации образования акад. РАО, д.п.н., профессора

Заслушав и обсудив доклад академика РАО И.В Роберт «О состоянии и развитии научных исследований Учреждения РАО «Институт информатизации образования», Президиум Российской академии образования  ОТМЕЧАЕТ, что Институтом проводятся фундаментальные исследования в области методологии, теории и практики информатизация отечественного образования, осуществляет научное руководство и координирует выполнение НИР 30 научно-исследовательских коллективов России в рамках пяти проектов направления 7. «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» Плана фундаментальных исследований РАО. В Институте разработана научно-методическая база комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования, на основе которой созданы методики, внедренные в российскую практику подготовки работников сферы образования. Институт впервые в России аккредитован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в качестве Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения и осуществляет сертификационную деятельность 10-ти видов педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. В Институте функционируют два диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических и технических наук, которые обеспечивают подготовку кадров высшей квалификации в области информатизации образования.

Институтом получены значительные по фундаментальности и новизне научно-педагогические результаты, отраженные в монографиях, концепциях, методических разработках, электронных средствах, в докладах сотрудников Института на региональных, общероссийских и международных конференциях, внедренные в практику отечественного образования, на которые ссылаются и которые используются многими научными коллективами.

Президиум Российской академии образования ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Сообщение И.В. Роберт «О состоянии и развитии научных исследований Учреждения РАО «Институт информатизации образования» принять к сведению.

2. Одобрить научную, организационную и координационную деятельность Института в области теории и практики развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях и основные направления фундаментальных исследований на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

3. Рекомендовать Институту:

- активизировать взаимодействие Института с Федеральным институтом развития образования Минобрнауки России в области информатизации образования;

- подготовить для Минобрнауки России научно-педагогическое обоснование и соответствующие организационно-методические материалы для внедрения на федеральном уровне теории и технологии подготовки кадров информатизации образования, разработанных Институтом;

- подготовить для Минобрнауки России проекты нормативно-правовых документов по обязательной сертификации электронных изданий образовательного назначения в целях их безопасного и эффективного использования в учебно-воспитательном процессе.


Для обсуждения на заседании
Президиума РАО
23 июня2010 г.
Сообщение
директора Учреждения РАО «Институт информатизации образования»,
акад. РАО, д.п.н., профессора
Роберт И.В.

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ РАО "ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"

I. Общая характеристика Института

Учреждение РАО «Институт информатизации образования» (далее Институт или ИИО РАО), коллектив которого был создан в 1984 году (один из первых двух научных коллективов АПН СССР, занимающихся проблемами информатики и информатизации образования), организован в 1996 году на базе Центра информатизации образования ИСО РАО.

В настоящее время основная база научных и практико-ориентированных исследований Института представлена десятью лабораториями:

1.     Психолого-педагогических проблем информатизации образования.

2.     Подготовки кадров информатизации образования.

3.     Педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации.

4.     Медико-социальных и психологических проблем информатизации образования.

5.     Проектирования автоматизированных систем научных исследований в области образования.

6.     Методики непрерывного образования в области информатики и информационных и коммуникационных технологий.

7.     Автоматизации и управления технологическими процессами в образовании.

8.     Управления качеством профессионального образования.

9.     Нормативно-правового обеспечения информатизации образования.

10.  Тестовая лаборатория средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий для образования.

Институт располагает научным потенциалом, представленным 28 докторами наук (из них 13 ‑ по педагогическим наукам, 12 ‑ по техническим, 1 ‑ по экономическим, 1 ‑ по химическим, 1 ‑ по медицинским наукам), 30 кандидатами наук (из них 20 ‑ по педагогическим наукам, 6 ‑ по техничеким, 1 – по психологическим, 1 – по философским, 1 – по физико-математическим, 1 – по экономическим наукам), 2 действительными членами РАО, 1 член-корреспондентом РАО.

Укомплектованность Института специалистами с учеными степенями и учеными званиями составляет 70 %.

В Институте функционируют два диссертационных совета:

- Диссертационный совет Д 008.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук по специальностям: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатика) (уровень высшего профессионального образования); 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования).

- Диссертационный совет ДМ 008.004.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) технических наук по специальности 05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование) организован совместно с ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (на базе ИИО РАО).

Деятельность этих двух диссертационных советов обеспечивает подготовку кадров высшей квалификации в области информатизации образования по педагогическим и техническим наукам.

Институт аккредитован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в качестве Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН) (Свидетельство о регистрации в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, регистрационный № РОСС RU. Д149.04АО00 от 06.12.2004). Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В Институте осуществляется подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру и научные стажировки сотрудников научно-исследовательских и образовательных учреждений России и стран СНГ.

За 2005‑2009 гг. из аспирантов, докторантов и соискателей Института защитились и получили утверждение ВАК РФ 58 человек. За этот же период стажировку прошли 11 работников образовательных учреждений России.

Руководство деятельностью Института осуществляет Ученый совет, включающий 16 человек, а также администрация, состоящая из директора, двух заместителей директора и ученого секретаря.

II. Научная школа информатизации образования

Научная школа ИИО РАО «Информатизация образования в здоровьесберегающих условиях» представлена свыше 140 защитившимися в различных диссертационных советах, в том числе и Института, кандидатами и докторами педагогических и технических наук. Кроме того, научная школа ИИО РАО представлена распределенным (по регионам России) научно-исследовательским коллективом, представители которого являются научными сотрудниками более 30-ти коллективов университетов, вузов, НИИ России, выполняющих в настоящее время совместно с сотрудниками Института НИР по Плану фундаментальных исследований РАО по направлению 7 «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях».

В 2009 году в составе авторского коллектива восемь сотрудников Института стали лауреатами Премии Правительства РФ в области образования за цикл научных трудов «Информатизация общего, профессионального и дополнительного образования России в здоровьесберегающих условиях».

За период 2005-2009 гг. в научной школе ИИО РАО созданы следующие основные научно-педагогические результаты:

- Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) представляет: основные направления научных исследований в области информатизации отечественного образования; описание парадигмальных изменений в информационном взаимодействии между обучающим, обучающимся (обучаемым) и интерактивным средством обучения, функционирующим на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); методология формирования и функционирования информационно-коммуникационной предметной среды; методические подходы к осуществлению различных видов учебной деятельности на базе технологий Мультимедиа, Телекоммуникации и, в перспективе, «Виртуальная реальность»; теоретико-методологические основания создания и функционирования Единого информационного образовательного пространства на базе глобальных телекоммуникаций; теоретические и методические аспекты автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением; теоретико-методические подходы и технологические решения оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ; методические подходы к предотвращению возможных негативных последствий психолого-педагогического воздействия в связи с применением средств ИКТ; стандартизация в области применения ИКТ в процессе освоения предметных областей и в процессе профессиональной деятельности учителя.

- Понятийный аппарат информатизации образования, представленный более 200 терминами («Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования» выдержал 5 изданий и находится в свободном доступе на сайте Института), переведен на английский язык в рамках международного сотрудничества с Университетом Pueblo (Мексика).

- Философско-методологические, социально-психологические, педагогико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях. Философско-методологические раскрывают: сущностные аспекты изменения статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорий; трансформацию содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство»; тенденцию замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке, культуре; особенности  виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация и самопредставление. Социально-психологические раскрывают: особенности осуществления информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и между индивидом и интерактивным источником информации. Педагогико-технологические раскрывают: теоретические и методические аспекты изменения структуры учебного/образовательного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым/обучающимся; обоснование изменения структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса; изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса; особенности динамичного развития аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновения новых компьютерных платформ, влияющих на процессы их использования в науке и образовании.

- Психолого-педагогические основы автоматизации и управления технологическими процессами в образовании представлены научно-методическими разработками в области автоматизации процессов: управления, принятия решений и обработки информации в корпоративных информационных системах образовательных учреждений; информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений); управления научными исследованиями при обеспечении информационной безопасности в сфере образования; управления и обработки результатов учебного эксперимента, в том числе удаленного доступа; продуцирования распределенного информационного ресурса образовательного назначения локальных и глобальной сетей. Кроме того, в области педагогико-эргономических условий автоматизации процессов оценки качества результатов обучения, продвижения в учении; формализации информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знании.

- Научно-педагогическое обеспечение Комплексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования разработано в соответствии с концепцией, которая раскрывает ведущий замысел подготовки кадров информатизации образования, ориентированной на реализацию: приоритетных направлений исследований в области развития теоретической базы информатизации общего и профессионального образования в условиях информатизации, глобальной массовой коммуникации современного общества; предпосылок становления и развития процесса информатизации образования; условия комплексности решения психолого-педагогических, медико-социальных и технологических проблем информатизации образования, многопрофильности в контексте предметной профилизации и многоуровневости в контексте подготовки педагогических кадров в СПО и ВПО. Структура и содержание подготовки представлены для различных категорий специалистов сферы образования (для учителей-предметников, администрации, организаторов информатизации образования в учебном заведении, психолога, лаборанта и пр.).

- Теория и технология экспертного оценивания показателей педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, на основе которой осуществляется экспертиза и сертификация, предлагает определенные походы к проведению экспертизы по группам некоторых наиболее значимых педагогико-эргономических показателей при оценке содержательно-педагогических, эргономических и технико-технологических характеристик этой продукции. Экспертное оценивание показателей десяти видов педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, осуществляется по определенным  методикам.

- Теоретико-методические основы предотвращения возможных негативных последствий психолого-педагогического и медико-социального характера в связи с использованием ИКТ представляют методические рекомендации по организации учебной деятельности в процессе индивидуальной, групповой и коллективной работы, организованной в специализированных помещениях, оснащенных средствами информатизации и коммуникации.

- Прогноз развития информатизации образования как трансфер-интегративной области научного знания обосновывает и раскрывает содержательные аспекты развития информатизации образования как трансфер-интегративной области научного знания. Обосновывается и описываются структура и содержание научно-практических «зон», возникающих в традиционных науках в связи с применением ИКТ в образовательных целях. Представляется также прогноз развития научно-практических «зон» и прогноз развития интегративных процессов, возникающих в связи с развитием информатизации образования. В прогностическом аспекте обосновываются и описываются основные направления перспективных фундаментальных исследований в области информатизации образования (см. п. VIII) на дальнесрочную перспективу (до 2030 г.).

III. Осуществление научных фундаментальных исследований, научное руководство и координация выполнения НИР

Научный коллектив ИИО РАО с 1993 г. по 2007 г., являясь головной организацией, выполнял научно-исследовательские работы (НИР), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществлял научное руководство и координацию в рамках нескольких Комплексных программ, в том числе Отделения профессионального образования РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании».

В период с 2005 по 2007 гг. ИИО РАО, являясь головной организацией по выполнению Комплексной программы «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», проводил исследования по девяти приоритетным направлениям информатизации всех уровней образования:

1. Развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования в условиях информационного общества массовой, глобальной коммуникации.

2. Совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации.

3. Разработка теории и технологии оценки психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, используемой в специализированных кабинетах.

4. Защита авторских прав разработчиков интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.

5. Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества.

6. Разработка структуры, содержания и формирование программ­мно-методического обеспечения подготовки научно-педагогических кадров (для уровней начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и высшей квалификации) по проблемам информатизации образования.

7. Предотвращение возможных негативных последствий применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.

8. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты информатизации образования.

9. Автоматизация и управление технологическими процессами в образовании на основе информационных и коммуникационных технологий.

С 2008 г. по настоящее время ИИО РАО, являясь головной организацией, разрабатывает, осуществляет научное руководство и координирует выполнение научных фундаментальных и опытно-экспериментальных исследований в рамках направления 7. «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» по 52 темам (в 2009 г.) Плана фундаментальных исследований РАО, объединяя научно-исследовательские коллективы сотрудников кафедр и лабораторий институтов, университетов, технических вузов, сузов, школ, выполняющих НИР на условиях самофинансирования.

В период с 2005 по 2007 гг. – ИИО РАО объединил 31 коллектив, в период с 2008 по 2009 гг. ‑ 30 коллективов.

Выполняя в 2008-2009 гг. План фундаментальных исследований, Институт работал по направлению 7 по пяти проектам. Исследования ориентированы на опережающий характер по отношению к исследованиям, проводимым в развитых странах, где в настоящее время теоретические основы информатизации образования (Information & communication technology in education) остаются недостаточно разработанными. Проведенные исследования, направлены на: обоснование дидактических и функциональных возможностей информационно-коммуникационной предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, разработку теоретико-методологических предпосылок создания и использования научно-педагогического и программно-технологического обеспечения развития информатизации образования; разработку медицинских и психологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения и научно-методических условий организации и функционирования образовательного пространства.

Разработаны структура и содержание подготовки кадров информатизации образования в условиях функционирования информационного образовательного пространства; обосновано содержание дополнительной подготовки специалистов в области прикладной информатики в образовании; теоретически обоснованы и сформулированы принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования ИКТ в профессиональной деятельности; обоснованы и описаны процедуры формализации экспертной информации о факторах, влияющих на развитие образовательного процесса, для автоматизированной системы мониторинга качества внутрифирменной подготовки.

Проводимые исследования соотносились с направлениями развития, обозначенными в национальных проектах, нацеленных на модернизацию системы образования, в том числе повышение качества образования выпускников школ и вузов, усовершенствование национальной системы оценки качества образования на основе реализации возможностей информационных технологий, повышение конкурентоспособности России на мировой арене.

За период с 2005 по 2007 гг. в рамках выполнения Комплексной программы РАО опубликовано 230 научных работ объемом 745,2 п.л., из них: 10 монографий объемом 113,3 п.л., 2 концепции объемом 3,8 п.л., 7 сборников научных трудов объемом 90,7 п.л., 25 учебников и учебных пособий объемом 275,95 п.л., 22 методических пособия и рекомендаций объемом 157,15 п.л., 2 программы объемом 3 п.л., 42 научных доклада и отчета объемом 21,55 п.л., 5 программных средств учебного назначения, 1 нормативный документ объемом 11,6 п.л., 114 статей в научных и научно-методических изданиях объемом 68,15 п.л. Подготовлено 248 работ объемом 605 п.л., в том числе: 33 монографии объемом 142 п.л., 44 концепции объемом 73,6 п.л., 17 учебников и учебных пособий объемом 93 п.л., 68 методических пособий и рекомендаций объемом 152,9 п.л., 26 программ объемом 51,5 п.л., 16 научных и аналитических докладов, отчетов объемом 27,5 п.л., 12 программных средств учебного назначения, 19 нормативных документов объемом 51,5 п.л., 9 научных статей объемом 13 п.л.

За период с 2008 по 2009 гг. в рамках выполнения Плана фундаментальных исследований РАО по направлению 7. «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» опубликовано 222 научные работы объемом 513,98 п.л., из них: 10 монографий объемом 99,1 п.л., 4 концепции объемом 4,8 п.л., 5 сборников научных трудов объемом 57,1 п.л., 15 учебных пособий объемом 147,6 п.л., 9 образовательных и других программ объемом 17,4 п.л., 10 методических пособий и рекомендаций объемом 88,03 п.л., 5 программных средств учебного назначения, 69 научных докладов и отчетов объемом 44,1 п.л., 1 нормативный документ объемом 6,4 п.л., 91 статья в научных и научно-методических изданиях объемом 47,45 п.л., 4 публикации за рубежом объем 2 п.л. Подготовлено 134 работы объемом 258,1 п.л., в том числе: 13 монографий объемом 63 п.л., 20 концепций объемом 32 п.л., 46 научных докладов и отчетов объемом 79 п.л., 21 аналитических докладов, отчетов и материалов объемом 38,5 п.л., 1 учебное пособие объемом 5 п.л., 1 образовательная программа, объемом 3,5 п.л., 3 методических пособия и рекомендаций объемом 5 п.л., 29 научных статей объемом 32,1 п.л.

Результаты научных исследований (монографии, концепции, учебные программы и планы, учебники, учебно-методические пособия, программно-методические комплексы, электронные издания учебного назначения, нормативно-методические документы) внедрены и используются в учебном процессе вузов, образовательных учреждений и школах России (см. п. V).

ИИО РАО проводит международные конференции, семинары, круглые столы, на которых обсуждается выбор тематики НИР и НИОКР, результаты совместных исследований и их внедрение в практику российского образования. Кроме того, ИИО РАО является соучредителем восьми международных и всероссийских конференций.

За период с 2005 по 2009 гг. Институт принял участие в организации: 37 международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций; 34 семинаров; 12 круглых столов.

За период с 2005 по 2009 гг. ИИО РАО выполнял НИР на договорной основе с 57 научно-образовательными организациями.

В настоящее время ИИО РАО осуществляет совместную творческую деятельность с научно-исследовательскими коллективами России:

1.     Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара.

2.     Астраханский государственный университет.

3.     Волгоградский государственный университет.

4.     Волжский государственный инженерно-педагогический университет (г. Нижний Новгород).

5.     Калининградский государственный технологический университет.

6.     Кировский институт повышения квалификации работников образования.

7.     Московский городской строительный колледж.

8.     Московский городской технический колледж.

9.     Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

10. Московский государственный социальный университет.

11. Московский государственный университет управления и технологий.

12. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

13.  Омский государственный педагогический университет.

14. Пензенская государственная технологическая академия.

15. Пермский государственный университет.

16. Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск).

17. Современный гуманитарный университет (г. Москва).

18. Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения.

19. Тольяттинский филиал Международного института рынка.

20. Тульский государственный университет.

21. Университет Российской академии образования.

22. Уфимский колледж информатики, статистики и вычислительной техники.

23. Череповецкий государственный университет.

24. Шуйский государственный педагогический  университет.

25. Южный Федеральный университет.

26. Якутский государственный университет.

27. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.

В рамках международного сотрудничества Институт творчески взаимодействует со следующими коллективами:

- Университет ПУЭБЛО в Мексике (Puebla, Pue., С.P) - переведен на английский язык понятийный аппарат информатизации образования для совместного использования).

- Нагорно-Карабахская Республика, г. Степанакерт, Арцахский государственный университет – осуществлялась подготовка кадров информатизации образования.

- Украина, г. Киев, Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова – осуществлялась подготовка кадров информатизации образования.

IV. Подготовка кадров информатизации образования

В ИИО РАО разработана научно-методическая база Комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования, предназначенная как для специалистов сферы образования (учитель-предметник или преподаватель, методист-организатор информатизации образования в учебном заведении, заместитель директора по вопросам информатизации образования, администратор учебного заведения, школьный психолог, заведующий библиотекой, техник-лаборант компьютерного класса и др.), так и для кадров высшей квалификации (по педагогическим и техническим наукам).

На основе этой базы созданы методики, внедренные в российскую практику подготовки работников сферы образования:

1. Реализация дидактических возможностей средств ИКТ в процессе преподавания общеобразовательных и специальных учебных дисциплин с использованием электронных изданий образовательного назначения и прикладных программ общего пользования.

2. Стандартизация в области применения информационных технологий в процессе изучения основ наук.

3. Стандартизация в области применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя.

4. Использование инструментальных программных средств, предназначенных для разработки педагогических приложений, реализованных в электронном виде.

5. Организация информационного взаимодействия в локальных и глобальной сетях на базе распределенного информационного ресурса.

6. Создание и использование информационно-предметной среды со встроенными  технологиями обучения.

7. Разработка единого информационного образовательного пространства школы, района, региона.

8. Использование средств и систем автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

9. Осуществление экспертизы педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий.

10. Автоматизация педагогического тестирования знаний, автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

В 2005-2009 гг. сотрудники ИИО РАО по институтским разработкам приняли участие в мероприятиях по подготовке кадров информатизации образования, проводившихся в Москве (в ИИО РАО и в УРАО – 2005-2009 гг.), в Московской обл. (г. Дзержинский – 2005 г., г. Серпухов – 2005 г.), в Самарской обл. (г. Самара – 2007 г., г. Тольятти – 2005-2006 гг.), в Республике Саха (Якутия) (г. Якутск, 2006 г.), в Республике Башкортостан (г. Уфа, г. Салават  – 2007-2008 гг.), в г. Перми – 2007 г., в г. Туле – 2008 г., в г. Ростов-на-Дону – 2008 г., в г. Архангельске – 2009 г., в г. Красноярске – 2005 г. (дистанционная подготовка) и др.

V. Внедрение результатов научных исследований ИИО РАО в образовательную практику

Внедрение научно-педагогических разработок Института осуществлялось на 54-х экспериментальных площадках ИИО РАО, в образовательных учреждениях СПО и ВПО регионов России и в других организациях сферы образования. Перечислим основные результаты внедрения.

1. Комплексная, многоуровневая и многопрофильная подготовка кадров информатизации образования и программы информатизации учреждения общего среднего образования внедрены в: Московской области (г. Серпухов, г. Истра, г. Дзержинский); Самарской области (г. Самара, г. Тольятти); Республике Саха (Якутия) (г. Якутск); Республике Башкортостан (г. Уфа); Пермской области (г. Пермь); г. Москве; г. Ульяновске; г. Туле; г. Красноярске.

2. Внедрена в практику образования экспертиза и сертификация аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения в рамках Системы добровольной сертификации АПИКОН, в которой предусматривается сертификация 10-ти видов педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. Система обеспечивает независимую квалифицированную оценку соответствия этой продукции требованиям действующих педагогико-эргономических стандартов и технических условий, разработанных в Институте на базе созданной теории и методики информатизации образования. Заявителям, продукция которых успешно прошла испытания, выдается сертификат и разрешение на применение знака соответствия. Процедура сертификации предполагает также предоставление консультативных услуг в виде методических рекомендаций по доработке характеристик продукции заявителя до требуемого уровня. За период с 2005 по 2009 гг. проведена педагогико-эргономическая экспертиза педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, с выдачей сертификата (ООО «Сервис Плюс АТ», г. Москва; ЗАО «Полимедиа», г. Москва; ООО «Доцент», г. Москва) и др.; осуществлена аккредитация испытательных лабораторий (ГОУ «Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе», г. Москва); проведена подготовка экспертов Системы АПИКОН (г. Москва, Московская область, г. Казань).

3. За период с 2005 по 2009 гг. в образовательную практику 115 образовательных учреждений внедрены внеплановые результаты НИР и НИОКР, выполненных в ИИО РАО.

4. За период с 2005 по 2009 гг. в рамках выполнения внеплановых НИР в более чем 10-ти образовательных учреждениях разработаны под руководством сотрудников ИИО РАО и получены патенты и авторские свидетельства.

В рамках Комплексной программы РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» осуществлено внедрение плановых научно-прикладных разработок в образовательную практику: в 2005 году по 10 темам; в 2006 году по 10 темам; в 2007 году по 8 темам.

В рамках направления 7 «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» Плана фундаментальных исследований РАО осуществлено внедрение плановых научных разработок в социальную практику: в 2008 году по 10 темам; в 2009 году по 19 темам.

Предложения Института по научному обеспечению национальной инициативы «Наша новая школа» внедрены в части подготовки учителей по разработанному в Институте научно-методическому обеспечению подготовки кадров информатизации образования.

VI. Издательская деятельность ИИО РАО

Периодическое издание «Ученые записки Института информатизации образования РАО» было основано в 1997 году. В  настоящее время готовится к печати его 31-й выпуск. Средний объем каждого выпуска составляет 14 печатных листов.

В издании публикуются материалы по фундаментальным и прикладным исследованиям проблем развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях: Развитие теоретической базы информатизации образования; Совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации; Обучение информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования; Подготовка кадров информатизации образования; Физиолого-гигиенические аспекты информатизации образования; Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование); Оценка качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ; Защита интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде и условия ее коммерциализации; Инструментальные средства информатизации образования.

Выпуски «Ученых записок» хранятся в НПБ им. К.Д. Ушинского. В настоящее время тираж издания составляет 1000 экземпляров. Электронные версии оглавлений журналов размещены на сайте ИИО РАО.

Периодическое издание «Информатизация образования и науки» – журнал, рекомендованный ВАК РФ, создан в 2009 году (соучредителями являются ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» и ИИО РАО). За 2009 год издано 5 номеров. В издании публикуются материалы по фундаментальным и прикладным исследованиям в области развития отечественной системы информатизации образования и науки: Государственная политика в области информатизации образования и науки; Информационные технологии; Телекоммуникации; Системы защиты информации; Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами; Системный анализ, управление и обработка информации; Управление в социальных и экономических системах.

Среди авторов этих изданий Института известные ученые, академики и члены-корреспонденты РАО, докторанты и аспиранты более сорока научно-исследовательских коллективов НИИ, университетов, педуниверситетов, педвузов, вузов России и других стран.

В Институте за 2005‑2009 гг. разработана и опубликована научно-методическая литература по проблемам информатизации образования в количестве 37 изданий (монографии, учебно-методическая литература, электронные издания и пр.).

Научно-педагогические фонды Института по проблемам информатизации образования представлены в традиционной библиотеке и сотнями диссертаций и авторефератов (в том числе и в электронном виде). Возможность их использования предоставлена широкому кругу исследователей проблем информатизации образования, в том числе проходящих стажировку в Институте.

VII. Сайт ИИО РАО

Сайт ИИО РАО (www.iiorao.ru) носит справочно-информационный характер и отражает как организационную структуру Института, так и его научную, экспериментальную и координационную деятельность. На сайте содержатся научно-педагогическая, учебно-методическая, справочная, нормативно-инструктивная, организационная информация, хранящаяся в различных файловых форматах.

Информационные ресурсы, размещенные на сайте, представлены следующими разделами: Год учителя-2010 (содержит план мероприятий по участию в проведении Года учителя и реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»); Общая информация (содержит краткую информацию о статусе Института и основных результатах научной деятельности); Структура (содержит информацию о структуре Института и его основных подразделениях); Научные школы ИИО РАО (содержит информацию о показателях научной школы Института, библиографию по проблемам информатизации образования); Объявления о защите диссертаций (содержит информацию о защитах в педагогическом и техническом диссертационных советах при Институте); Объявления о проведение научных конференций (содержит информацию о проводимых Институтом научных конференциях и семинарах); Сотрудничество (содержит информацию о  творческом сотрудничестве с внешними организациями в рамках НИР, НИОКР, ОЭР; научных конференциях, организованных совместно с ИИО; услугах, предлагаемых ИИО РАО в рамках договорных соглашений); Подготовка кадров (содержит информацию о деятельности аспирантуры и докторантуры; повышении квалификации в аспекте предоставления материалов о методическом обеспечении, рекомендованном Институтом, в том числе, материалов сотрудников Института, опубликованных в других издательствах, и программ дисциплин, курсов, специализаций, разработанных с участием сотрудников Института); Сертификационная деятельность (содержит информацию о деятельности Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения) Издательская деятельность (содержит информацию об издательской деятельности Института по публикации изданий: сборник «Ученые записки ИИО РАО», журнал «Информатизация образования и науки», отчеты НИР и НИОКР, научно-методическая литература, изданная непосредственно Институтом); Информационные фонды (содержат информацию об: опубликованном и рекомендованном для проведения научных исследований «Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования»; авторефератах и диссертациях; ссылках на ресурсы Интернет); НИР, НИОКР, ОЭР (содержит информацию об осуществлении фундаментальных исследований, реализации Комплексной программы, опытно-экспериментальной работе, проектах ИИО РАО, результатах НИР и НИОКР); История (содержит информацию об истории Института в фотографиях и истории школьной ЭВМ). Кроме этого, существует вспомогательный раздел Сервисы сайта, который содержит карту сайта и позволяет осуществить поиск по сайту.

Поиск информации можно производить по ключевому слову, используя сервис сайта в разделе Сервисы сайта/Поиск по сайту, или в разделе Информационные фонды/Библиография по алфавитному указателю.

VIII. Перспективы развития НИР Института

Перспективные направления научных исследований ИИО РАО ориентированы на фундаментальные и прикладные исследования, что отвечает потребностям современной науки и согласуется с планированием Российской академии образования.

1. В рамках Тематического плана Программы фундаментальных исследований Российской академии образования на 2010-2012 гг. Институт осуществляет проведение исследований по направлению «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» по пяти проектам.

В рамках проекта «Психолого-педагогические, социально-правовые и физиологические основы развития информатизации образования» планируется разработка:

–            методологии разработки программ дополнительного профессионального образования в области медицинских и психологических аспектов применения средств ИКТ;

–            медико-психологических основ формирования здоровьсберегающей образовательной среды учебного заведения и рабочего места учащегося вне учебного заведения в части безопасности применения средств ИКТ.

В рамках проекта «Методология подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования» планируется разработка:

–            методической системы подготовки педагогических кадров, способных осуществлять информатизацию в учебном заведении, компетентных в области реализации психолого-педагогических, научно-методических, технологических, социально-правовых аспектов информатизации образования, способных осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях функционирования мирового информационного образовательного пространства;

–            педагогико-эргономических и дидактико-методических принципов проектирования методической системы обучения студентов информационной безопасности.

В рамках проекта «Психолого-педагогические основы автоматизации и управления технологическими процессами в сфере образования» планируется разработка:

–            педагогико-эргономических основ автоматизации процессов: оценки качества результатов учебного эксперимента, в том числе удаленного доступа; продуцирования распределенного информационного ресурса образовательного назначения локальных и глобальной сетей.

В рамках проекта «Методология оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, ее эффективного и безопасного использования» планируется разработка:

–            квалиметрического подхода к интегративной оценке показателей качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ;

–            математической модели оценивания достоверности полученных показателей качества как основы экспертизы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

В рамках проекта «Формализация информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний» планируется:

–            разработка теоретических подходов к созданию и исследованию формально-структурных моделей: алгебраического, нечеткого и статистического оценивания знаний; количественного оценивания профессиональной компетентности преподавателя-организатора педагогического контроля знаний:

–            формулирование принципов и разработка технологии распределенной коллегиальной экспертной подготовки тестовых заданий для автоматизированного педагогического контроля знаний;

–            теоретическое обоснование и построение математической модели оценивания степени согласованности мнений экспертов.

2. В рамках Перспективного плана фундаментальных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники на период до 2015 года Институт предполагает осуществлять проведение фундаментальных и прикладных исследований по следующим направлениям:

2.1. Обоснование структуры и содержания научно-методического обеспечения подготовки кадрового резерва наноиндустрии как стратегического национального приоритета России путем введения (в период с 2011 по 2015 гг.) нового учебного предмета «Основы нанотехнологий», обеспечивающего:

·         распространение, популяризацию знаний и общих представлений в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий для привлечения  интереса граждан к созидательным аспектам нового технологического направления, обеспечивающего развитие инновационного научно-технологического потенциала России;

·         развитие как фундаментальных знаний, так и общих представлений о нанотехнологиях, о новых явлениях, структуре и свойствах наноматериалов и наносистемной техники на уровне пропедевтического обучения в старшем звене общего образования;

·         формирование нового мировоззрения у будущих абитуриентов в области нанотехнологий как направление довузовской профориентационной работы среди старших школьников и студентов колледжей;

·         подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО и СПО, учителей школ, ориентированной на решение научных, технологических, производственных и образовательных проблем изучения и использования нанотехнологий.

2.2. Стандартизация в области ИКТ:

- Стандартизация в области реализации дидактических возможностей ИКТ в процессе освоения предметных областей;

- Стандартизация в области применения ИКТ в профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава сузов и вузов.

Перечисленные выше позиции отражают предложения Института по научному обеспечению национальной инициативы «Наша новая школа» в части научно-методического обеспечения развития инновационного научно-технологического потенциала России.

3. В рамках перспективного планирования фундаментальных исследований на период до 2030 года Институт предполагает осуществлять проведение фундаментальных и прикладных исследований по следующим проектам:

1. Методология создания, теория и технология проектирования, методика использования интеллектуальных систем образовательного назначения в условиях функционирования глобального образовательного пространства.

2. Методология разработки образовательного контента, ориентированного на использование стереоскопически представленной аудио-визуальной информации и реализацию тактильного неконтактного информационного взаимодействия с объектами виртуального трехмерного пространства (на основе технологии «Виртуальная реальность»).

3. Теория и технология создания тренажеров, имитирующих и моделирующих профессиональные операционализации, симулирующих динамику процессов с последующим анализом и прогнозом тенденций их развития.

4. Развитие информационного образовательного пространства в контексте философской категории «пространство»: формализованное описание как объективной реальности и субъективной действительности; онтологический, модульный, синергетический подходы к созданию контента, реализующего возможности технологий информационного взаимодействия.

5. Типизация возможных негативных психолого-педагогических, медицинских и социальных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в образовании и разработка теории и технологии их предотвращения.

6. Разработка психолого-педагогических основ подготовки магистров в области нанодиагностики, стандартизации и сертификации продукции нанотехнологий.

7. Разработка методологии создания и эффективного применения интеллектуальных обучающих систем для информационного обеспечения мультидисциплинарной подготовки специалистов в области нанотехнологий.

8. Создание электронных образовательных ресурсов для популяризации знаний в области наноэлектроники и формирования нано-технологической культуры у старших школьников профильных классов.

Спектр научных исследований Института в области информатизации образования охватывает всю систему непрерывного образования: начальное, полное среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование, а также включает отдельные аспекты подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Все запланированные Институтом исследования по направлениям и проектам фундаментальных исследований РАО выполнены в полном объеме.