"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
    Общие сведения
        ·Роберт И.В.
        ·Шихнабиева Т.Ш.
        ·Касторнова В.А.
        ·Козлов О.А.
        ·Мухаметзянов И.Ш.
        ·Димова А.Л.
        ·Поляков В.П.
    Поздравления
    Презентация деятельности
    Статус
    Результаты научной деятельности
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Димова А.Л.

Димова Алла Львовна

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник.

Образование (вуз, год окончания, специальность): Смоленский государственный институт физической культуры, 1976, Физическая культура и спорт, преподаватель-тренер по легкой атлетике.

Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры. 1991, тренер высшей квалификации по легкой атлетике.

Аспирантура: Российская государственная академия физической культуры, 1994.

Докторантура: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 2008.

Ученая степень: кандидат педагогических наук по специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (1996); доктор педагогических наук по специальности 5.8.7 Методология и технология профессионального образования (2022).

e-mailaldimova@mail.ru

Профессиональная деятельность:

1973 – 1989 – тренер-преподаватель по легкой атлетике в ДСО «Зенит», ЦСК ДСО «Локомотив», г. Москва.

1991 – тренер сборной команды СНГ по легкой атлетике (женский стипль-чез).

1996 – 1997 – старший преподаватель кафедры физического воспитания Московского государственного института электроники и математики, г. Москва.

1997 – 2004 – заведующий кафедрой физического воспитания Современной гуманитарной академии, г. Москва.

2013 – 2015 – ведущий научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования.

2014 – эксперт Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения («АПИКОН»).

2015 – 2018 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».

2024 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Государственные и ведомственные награды

Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2021 года среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений по направлению «Педагогика и психология» за учебное пособие «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания» (2022).

Победитель книжного конкурса Академии информатизации образования на лучшую научную и учебную книгу в номинации «Лучшее научное, учебное издание по педагогическим наукам» за учебное пособие «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания» (2021).

Медаль «За заслуги в образовании 75 лет» (2001).

Медаль «За добросовестный труд» (2002).

Орден «Заслуженный сотрудник СГУ» II степени (2003).

Участник эстафеты Олимпийского огня (1980).

Мастер спорта СССР по легкой атлетике (1979).

Научные интересы

Предотвращение негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся (все уровни образования); здоровьесбережение в рамках учебных занятий по информатике и ИКТ; информационные (компьютерные) науки; экспертиза педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых технологий, в том числе в области физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта; физическая культура, методика преподавания (все уровни образования), в том числе периода цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта; инклюзивное образование, образование лиц с социально-обусловленными образовательными потребностями в цифровой среде; преподавание физической культуры в школе и вузе. Руководитель дипломных и курсовых проектов, руководство аспирантами, научное консультирование кандидатских и докторских диссертаций.

Исследовательские проекты

Выполнение Государственного задания № 073-00064-24-03 от 04.04. 2024 г. на 2024 год «Проектирование образовательного процесса в современных условиях информационного взаимодействия».

Публикации

Опубликовано более 170 научных работ, среди которых 10 монографий, 15 учебно-методических пособий и учебников. Из общего числа научных публикаций 98 из них размещены в e-librery со следующими показателями: 65 – РИНЦ, 29 – издания ВАК, 4 – зарубежные журналы, индекс Хирша – 8. За последние пять лет опубликовано более 35 работ.

Научные статьи в журналах ВАК РФ:

  1. Димова А.Л., Герова Н.В. Здоровьесбережение пользователей в условиях экстремальных воздействий цифровых технологий // Педагогическая информатика. 2023. № 4. С. 484-498.
  2. Димова А.Л. Современные подходы к разработке содержания дисциплин по физической культуре в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 96-99.
  3. Герова Н.В., Димова А.Л.  Вопросы формирования компетенций у будущих учителей информатики: здоровьесберегающий аспект // Известия ВГПУ. 2023. № 7(180). С. 86–93.
  4. Герова Н.В., Димова А.Л. Подготовка будущего учителя информатики: здоровьесберегающий аспект // Педагогическая информатика. 2022. № 4. С. 67-75.
  5. Димова А.Л. Новый компонент профессиональной готовности учителя – опыт предотвращения негативных последствий для здоровья в цифровой образовательной среде // Человеческий капитал. 2022. Т. 2. № 5 (161). С. 164-16.
  6. Димова А.Л. Методологическое сопровождение педагогического исследования вузовской подготовки будущих учителей в области предотвращения негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся // Педагогическая информатика. 2021.  № 2. С. 110–120.
  7. Димова А.Л. Универсальная компетентность бакалавра педагогических специальностей: способен создавать и поддерживать безопасные для здоровья условия обучения с использованием средств ИКТ // Человеческий капитал. 2021.  № S5-3 (149). С. 230–236.
  8. Димова А.Л. Формирование мотивации студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях цифровой трансформации образования // Человеческий капитал. 2021. № 12 (156). Т. 2. С. 171–175.
  9.  Димова А.Л. Оценка обученности студентов по дисциплине «Предотвращение негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся» // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 81–88.
  10. Димова А.Л. Оценка обученности будущих учителей-бакалавров в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий для здоровья обучающихся // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 1 (90). С. 144–149.
  11. Димова А.Л. Дисциплина «Предотвращение негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся» в программе подготовки бакалавров педагогических специальностей // Педагогическая информатика. 2020. № 3. С. 125–132.
  12. Димова А.Л. Концепция формирования культуры здоровьесберегающего поведения личности в условиях обучения с использованием средств ИКТ // Педагогическая информатика.  2020. № 1. С. 66–74.
  13. Димова А.Л. Развитие понятийного аппарата информатизации образования: здоровьесберегающий аспект // Педагогическая информатика. 2019. № 3. С. 138–144.
  14. Димова А.Л. Развитие понятийного аппарата информатизации образования: здоровьесберегающий аспект // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 138–144.
  15.  Димова А.Л. Научно-методические основания реализации подготовки студентов вузов в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. 2018. № 3. С. 38–42.
  16. Димова А.Л. Основные направления теоретико-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3(33). – С. 128–136.
  17. Димова А.Л. К вопросу об определении сущности понятия «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья обучающихся» // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 1 (25). С. 43–57.
  18. Димова А.Л. Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося–пользователя ИКТ // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 2 (22). С. 51–61.
  19.  Димова А.Л. Организационно-методическое обеспечение центров интенсивного восстановления физического и психофизиологического здоровья учащихся–пользователей информационными и коммуникационными технологиями // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19). С. 83–93.
  20. Димова А.Л. Формирование компетентности в области здоровьесбережения обучающихся–пользователей ИКТ в процессе изучения курса физической культуры // Информатика и образование. 2015. № 9. С. 39–42.
  21.  Димова А.Л. Эффективность применения комплексной технологии физического и психофизиологического оздоровления студентов в процессе учебных занятий по информатике // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 1. С. 15–18.

Статьи, индексируемые в наукометрических базах данных

  1. Dimova A., Mukhametzyanov I. Assessment of levels of formation of competence of students as users of information and communication technology in the field of health care // Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskov et, all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies 59, P. 585–592. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_52. (Web of science)
  2. Dimova A., Robert I., Martirosyan L., Gerova N., Kastornova V., Mukhametzyanov I. Implementation of the internet for educational purposes // Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskov et all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies 59, P. 573–583. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_51. (Web of science)
  3. Димова А.Л. Контроль состояния здоровья обучающихся на базе компьютеризированных диагностических комплексов и систем // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (72). С. 51-53. (ERIH PLUS)
  4. Димова А.Л. Подготовка студентов в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в условиях физической культуры // Человек и образование. 2017. № 1. С. 59-63. (ERIH).

Монографии и учебные пособия:

  1. Димова А.Л. Здоровьесбережение в условиях цифровизации: монография. М.: Изд-во Эйдос, 2023. 247 с.
  2. Димова А.Л. Подготовка личности к обеспечению информационной безопасности и сохранению здоровья в условиях социально-информационного давления недружественных стран: глава в коллективной монографии // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе: Монография / Авторы составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2023. С. 88-97.
  3. Димова А.Л. Меры по предотвращению негативных последствий использования ИКТ для здоровья субъектов образовательного процесса: глава в коллективной монографии / Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде: Монография / Авторы-составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2021. 406 с. С. 51-60.
  4. Димова А.Л. Подготовка будущих учителей предотвращению негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся: глава в коллективной монографии / Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе: Монография / Авторы-составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. - М.: Изд-во: Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2020. 323 с. С. 38 -45.
  5. Димова А.Л. Теоретико-методические основания подготовки участников образовательного процесса в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий (на примере учебной дисциплины "Физическая культура"): монография. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. 93 с.
  6. Димова А.Л. Физическое воспитание в условиях информатизации образования. Саарбрюккен, Германия: Изд-во LAMBERT, 2014. 309 с.
  7. Димова А.Л. Оздоровление пользователей информационных технологий. Саарбрюккен, Германия: Изд-во LAMBERT. 2014. 165 с.
  8. Димова А.Л., Карпенко М.П., Боксер О.Я. Психофизиологические, ор­ганизационные и технические аспекты оздоровления студентов методами физической культуры и метеобарокоррекции. М.: СГА. 2003. 111 с.
  9. Димова А. Л. Методика преподавания физкультуры и спорта. Лекции, семинары, практикумы: методич. пособие для преподавателей вузов / А.Л. Димова, Е. А. Димова. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2023. 574 с.
  10. Димова А.Л. Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания: учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 428 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: htps //urait.ru/bcode/467745.
  11. Димова А.Л. Основы физической культуры студента: методическое пособие для самостоятельной работы студентов. М.: Торговый дом «Советский спорт», 2021. 214 с.
  12. Димова А.Л. Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности бакалавра: методическое пособие для самостоятельной работы студентов. М.: Торговый дом «Советский спорт», 2021. 284 с.
  13. Пути и средства предотвращения возможных негативных последствий психолого-педагогического и медико-социального характера, обусловленные применением ИКТ: метод. пособие / А.Л. Димова. М.: ИИО РАО, 2013.  51 с.
  14. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов вуза для проведения оздоровительно-физкультурных занятий и обследований пользователя информационных и коммуникационных технологий: метод. пособие / А.Л. Димова.  М.: ИИО РАО, 2012.  73 с.
  15. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики для проведения оздоровительно-физкультурных занятий и тестирования показателей здоровья учащихся: метод. пособие / А.Л. Димова.  М.: ИИО РАО, 2011. 50 с.

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД)

  1. Димова А.Л. Методическая система обучения, реализующая подготовку студентов в области предотвращения возможных негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в условиях вузовской физической культуры. РИД: Алгоритм. № AAAA–Г17–617102450027–3, Зарегистр. Мин.обр. инауки РФ 24. 10. 2017 г.
  2. Димова А.Л. Обоснование теоретических подходов к определению сущности понятия «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья. РИД: Алгоритм. № АААА-Г17617102450028-0. Зарегистр. Мин. обр. и науки 24.10.2017 г.
  3. Димова А.Л. Обеспечение безопасности здоровья пользователей электронным ресурсом в непрерывном образовании. РИА: Алгоритм. № AAAA-A17- 617102450029-7. Зарегистр. Мин. обр. и науки 24.10.2017 г.
  4. Мухаметзянов И.Ш., Димова А.Л. Оценка уровней сформированности компетентности обучающихся-пользователей информационными и коммуникационными технологиями в области здоровьесбережения. РИД: Алгоритм. № АААА-Г17-617022810010-4. Зарегистр. Мин. обр. и науки 28.02.2017.
  5. Димова А.Л. Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося-пользователя средствами ИКТ. РИД: Полезная модель, № 01201352935. Зарегистр. Мин. обр. и науки 01.2017 г.
  6. Свидетельство на полезную модель № 24381 Метеобаропалатка для закаливания человека, профилактики и лечения метеочувствительности / М.П. Карпенко, О.Я. Боксер, А.Л. Димова. – Зарегистр. в Государ. реестре полезных моделей Российской Федерации 10.08.2002.
  7. Свидетельство на полезную модель № 24382 Метеобаропалатка для закаливания человека, профилактики и лечения метеочувствительности / О.Я. Боксер, А.Н. Столяров, А.Л. Димова. – Зарегистрир. в Государ. реестре полезных моделей Российской Федерации 10.08.2002.