Информатизация образования и науки № 2 апрель 2009
Роберт И.В., директор Учреждения Российской академии образования «Институт информатизации образования», Главный ученый секретарь Президиума Российской академии образования, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Дорогие читатели!
В настоящее время особую важность приобретает информатизация всех сфер жизнедеятельности человека: науки, техники, образования, производства на базе реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые становятся катализатором научно-технического и общественного прогресса современного социума.
Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования, которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией, практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей ИКТ. Становление и развитие процесса информатизации образования связано с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, поэтому информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические научно-практические исследования, находящиеся в определенных взаимосвязях между собой и образующие определенную целостность.
Для того чтобы информатизация образования сопровождалась совершенствованием форм и методов обучения и воспитания необходимо не только поставить в образовательные учреждения современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и организовать грамотную подготовку специалистов-разработчиков педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий (электронные средства образовательного назначения, электронный ресурс локальных и глобальной сетей, лабораторное оборудование, сопрягаемое с компьютером, средства и системы автоматизации и управления технологическими процессами в образовании и пр.).
Современные обучающие системы, реализующие возможности информационных и коммуникационных технологий (интерактивность, компьютерная визуализация и моделирование изучаемых объектов, автоматизация управления технологическими процессами в образовании, автоматизация контроля результатов обучения и др.), позволяют отказаться от утомительных повторов информации и сосредоточить внимание преподавателя на индивидуальной помощи обучаемым, на решении задач гармоничного развития интеллектуальной и творческой составляющей личности. Для этого нужны компетентные разработчики электронных средств образовательного назначения: электронных учебников, электронных энциклопедий, систем искусственного интеллекта, распределенного информационного ресурса корпоративных сетей образовательного назначения.
В этой связи одна из основных целей журнала «Информатизация образования и науки» - помочь всем тем, кто работает над созданием информационных систем образовательного и научного назначения, объединить свои усилия и довести до широкой научной и педагогической общественности результаты исследований в этом важнейшем для нашей страны научном направлении.
Ждем ваших статей и приглашаем к сотрудничеству!
СОДЕРЖАНИЕ:
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ) |
|
Разработка национальных и международных стандартов в области электронного обучения
Позднеев Б.М. |
3 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
|
Тематическое расширение границ поисковых областей вертикальных образовательных порталов
Силаев А.В. |
12 |
Семантико-энтропийное управление OLAP и модели интеграции xOLAP в SemanticNET (ONTONET)
Миронов А.А., Мордвинов В.А., Скуратов А.К. |
21 |
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ |
|
Работы по развитию инфраструктуры национальной компьютерной сети науки и высшей школы
Куракин Д.В. |
30 |
СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ |
|
Использование персональных устройств защиты информации в сфере образования
Долматов В.В., Гусев А.В., Грушо И.Н., Кулагин В.П., Кузнецов Ю.М. |
38 |
Модели информационного противоборства в задачах оценки безопасности вычислительных сетей
Надеждин Е.Н., Смирнова Е.Е., Козлов А.О. |
45 |
АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОИЗВОДСТВА МИ |
|
Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением: современное состояние; перспективы развития
Роберт И.В. |
51 |
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ |
|
Об опыте реализации модели оценки ИКТ-компетентности
Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Коваленко С.К., Мельников А.Е. |
62 |
Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования
Хеннер Е.К. |
71 |
Взаимодействие с международными системами сертификации компьютерной грамотности
Боровков А.Б., Степанов А.И. |
85 |
Программные решения для обеспечения центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
Макаров С.И., Ушков П.Ю., Демидова Е.А. |
95 |
УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ |
|
Метод оценки деятельности гимназии на основе многокритериального анализа
Каракозов Ю.В., Пономарева Т.Ф., Шатров А.Ф. |
102 |
Новые подходы к информатизации сферы образования в свете общих закономерностей развития социальных систем
Власов В.В. |
109 |
Психологические аспекты в управлении организационными системами
Ижванова Е.М. |
121 |
Социальные сетевые сообщества в системе общего образования
Кулагин В.П., Ястребцева Е.Н., Оболяева Н.М., Кузнецов Ю.М., Заботнев М.С. |
129 |
|