"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
    Сборник "Ученые записки ИИО РАО" (1997-2015 гг.)
    Электронное периодическое издание "Информационная среда образования и науки" (2011-2014 гг.)
    Журнал "Педагогическая информатика" (2001-2014 гг.)
    Журнал "Информатизация образования и науки" (2009-2013 гг.)
         >Выпуски журнала
             >2013 - № 1(17), 2(18)
             >2012 - № 1(13), 2(14), 3(15), 4(16)
             >2011 - № 1(9), 2(10), 3(11), 4(12)
             >2010 - № 1(5), 2(6), 3(7), 4(8)
             >2009 - № 1, 2, 3, 4
                ·Информатизация образования и науки № 4 октябрь 2009
                ·Информатизация образования и науки № 3 июль 2009
                ·Информатизация образования и науки № 2 апрель 2009
                ·Информатизация образования и науки № 1 январь 2009
    Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.)
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Информатизация образования и науки № 4 октябрь 2009

Иванников А.Д., первый заместитель директора ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», лауреат Премии Правительства в области образования, д.т.н., профессор

Дорогие читатели!

Наше стремительное время характеризуется явным ускорением развития технологий, существенно влияющих на все сферы общественной жизни, в том числе, и на бытовом уровне. Если раньше человек, получив образование, к примеру, в области металловедения, металлообработки и конструирования металлообрабатывающих станков, на основе этих знаний мог эффективно работать всю жизнь, оттачивая свое мастерство, то в наше время смена технологий и методов их применения происходит существенно быстрее, чем смена поколений. Особенно это заметно в сфере информационных технологий.

На моей памяти, как и на памяти многих из вас, произошло внедрение в жизнь технологий сотовой связи; компьютер из набора больших шкафов, опутанных шлейфами, превратился в переносный ноутбук, который можно взять с собой даже в дальнюю поездку; почтовым поздравительным открыткам и письмам пришла на смену электронная почта. Интернет и его информационное наполнение в большой степени заменили читальные залы научных библиотек, а мультимедийные образовательные ресурсы открывают перед пользователями новые возможности. И далее будут появляться и внедряться в жизнь все новые средства и технологии, существенно меняющие как коммуникации в обществе, так и жизнь отдельного человека.

Можно предположить, что происходить это будет как на основе усовершенствованных применений и сочетаний известных технологических идей, так и на основе технологий, базирующихся на совершенно новых фундаментальных принципах.

Прежде всего информационные технологии наиболее перспективны не сами по себе, а в сочетании с необходимой обществу задачей, например: генерацией и обобщением идей, повышением эффективности образовательного процесса, автоматизацией и систематизацией сбора данных, обеспечением функционирования различных сообществ: научных, образовательных и т.д. Поэтому очень интересны подходы к использованию известных информационных технологий вместе с развитием задач, которые призвана решать научно-образовательная деятельность.

С другой стороны, безусловно, будут появляться информационные технологии, основанные на совершенно новых принципах: таких, которые можно предположить, и таких, о которых большинство из нас и не догадывается. Давайте попробуем дать волю нашей фантазии.

В настоящее время вся электронная обработка информации основана на использовании двоичной системы счисления, как наиболее простой в технической реализации. Это соответствует последовательной логической обработке информации - линейному мышлению, как говорят психологи, а все остальное сводится просто к ускорению этого процесса. Может быть можно создать обработчик информации, основанный на представлении объектов объемно, не в виде дискретного набора численных характеристик, а как нечто, характеризующееся законченным образом? Ведь при рассмотрении вопроса о том, можно ли создать думающую машину, нужно иметь в виду, что понятие «создать» включает понятие «вырастить».

Наш журнал открыт для сотрудничества, новых идей, а мы, редакционный совет, ждем от авторов интересных, актуальных и инновационных материалов для публикации в нашем журнале.

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ)
 
О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ
Лазутин В.В.
3
Применение ИКТ в высшем образовании Российской Федерации: текущее состояние, проблемы и перспективы развития
Тихонов А.Н.
10
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Программные средства и технологии корпоративных сервисов региональной сети образовательных учреждений
Левицкий Б.Е.
27
Информационная система поддержки научных исследований в области теории структурной сложности и ее применений
Матвейкин В.Г., Толстых С.С., Подольский В.Е., Федоров Р.В.
38
Информационная система рейтинговой оценки деятельности преподавателя в вузе
Крюков В.В., Шахгельдян К.И.
54
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
 
Характеристики параметров «Качество обслуживания» опорной инфраструктуры научно-образовательной сети
Гугель Ю.В., Ижванов Ю.Л.
66
Разработка протокола уровня приложений для организации мобильной файлообменной пиринговой сети
Алексеев И.В., Лукьянов А.В.
75
Система имитационного моделирования работы сети на основе высокопроизводительных параллельных вычислений: архитектура и перспективы развития
Ачексанян А.С., Аракелян С.М., Прокошев В.В., Штат П.Ю.
88
Корпоративные информационно-телекоммуникационные системы в образовании
Майер Г.В., Демкин В.П., Руденко В.Н., Жамнов В.В.
102
СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
 
Анализ текущего состояния передовых технологий вирусоносительства. Буткит
Голованов С., Русаков В.
110
АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОИЗВОДСТВАМИ
 
Методология автоматизации и управления разработкой результатов обучения средствами сетевых информационных систем
Лисицына Л.С.
118
Применение нейросетевой модели профессиональных компетенций специалиста в автоматизированной обучающей системе
Павлов А.А., Крехов Е.В.
132
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
 
Стратегия развития систем электронного обучения на период до 2015 года
Усков В.Л., Иванников А.Д., Усков А.В.
144
Грид-технологии на службе компьютинга для Большого адронного коллайдера
Демичев А.П., Ильин В.А., Крюков А.П., Шамардин Л.В.
158
УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
 
Предложения по оценке качества образования гимназии на основе рекомендаций ISO-9000
Киракозов Ю.В., Пономарева Т.Ф., Потяева Т.А., Тузов Д.В., Шатров А.Ф.
171
Особенности информационных электронных услуг
Семушкина С.Г.
180
О XI Всероссийском фестивале «Мобильные роботы-2009»
Интервью ректора МГУПИ Голубятникова И.В.
187