Информатизация образования и науки № 4 октябрь 2009
Иванников А.Д., первый заместитель директора ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», лауреат Премии Правительства в области образования, д.т.н., профессор
Дорогие читатели!
Наше стремительное время характеризуется явным ускорением развития технологий, существенно влияющих на все сферы общественной жизни, в том числе, и на бытовом уровне. Если раньше человек, получив образование, к примеру, в области металловедения, металлообработки и конструирования металлообрабатывающих станков, на основе этих знаний мог эффективно работать всю жизнь, оттачивая свое мастерство, то в наше время смена технологий и методов их применения происходит существенно быстрее, чем смена поколений. Особенно это заметно в сфере информационных технологий.
На моей памяти, как и на памяти многих из вас, произошло внедрение в жизнь технологий сотовой связи; компьютер из набора больших шкафов, опутанных шлейфами, превратился в переносный ноутбук, который можно взять с собой даже в дальнюю поездку; почтовым поздравительным открыткам и письмам пришла на смену электронная почта. Интернет и его информационное наполнение в большой степени заменили читальные залы научных библиотек, а мультимедийные образовательные ресурсы открывают перед пользователями новые возможности. И далее будут появляться и внедряться в жизнь все новые средства и технологии, существенно меняющие как коммуникации в обществе, так и жизнь отдельного человека.
Можно предположить, что происходить это будет как на основе усовершенствованных применений и сочетаний известных технологических идей, так и на основе технологий, базирующихся на совершенно новых фундаментальных принципах.
Прежде всего информационные технологии наиболее перспективны не сами по себе, а в сочетании с необходимой обществу задачей, например: генерацией и обобщением идей, повышением эффективности образовательного процесса, автоматизацией и систематизацией сбора данных, обеспечением функционирования различных сообществ: научных, образовательных и т.д. Поэтому очень интересны подходы к использованию известных информационных технологий вместе с развитием задач, которые призвана решать научно-образовательная деятельность.
С другой стороны, безусловно, будут появляться информационные технологии, основанные на совершенно новых принципах: таких, которые можно предположить, и таких, о которых большинство из нас и не догадывается. Давайте попробуем дать волю нашей фантазии.
В настоящее время вся электронная обработка информации основана на использовании двоичной системы счисления, как наиболее простой в технической реализации. Это соответствует последовательной логической обработке информации - линейному мышлению, как говорят психологи, а все остальное сводится просто к ускорению этого процесса. Может быть можно создать обработчик информации, основанный на представлении объектов объемно, не в виде дискретного набора численных характеристик, а как нечто, характеризующееся законченным образом? Ведь при рассмотрении вопроса о том, можно ли создать думающую машину, нужно иметь в виду, что понятие «создать» включает понятие «вырастить».
Наш журнал открыт для сотрудничества, новых идей, а мы, редакционный совет, ждем от авторов интересных, актуальных и инновационных материалов для публикации в нашем журнале.
СОДЕРЖАНИЕ:
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ) |
|
О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ
Лазутин В.В. |
3 |
Применение ИКТ в высшем образовании Российской Федерации: текущее состояние, проблемы и перспективы развития
Тихонов А.Н. |
10 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
|
Программные средства и технологии корпоративных сервисов региональной сети образовательных учреждений
Левицкий Б.Е. |
27 |
Информационная система поддержки научных исследований в области теории структурной сложности и ее применений
Матвейкин В.Г., Толстых С.С., Подольский В.Е., Федоров Р.В. |
38 |
Информационная система рейтинговой оценки деятельности преподавателя в вузе
Крюков В.В., Шахгельдян К.И. |
54 |
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ |
|
Характеристики параметров «Качество обслуживания» опорной инфраструктуры научно-образовательной сети
Гугель Ю.В., Ижванов Ю.Л. |
66 |
Разработка протокола уровня приложений для организации мобильной файлообменной пиринговой сети
Алексеев И.В., Лукьянов А.В. |
75 |
Система имитационного моделирования работы сети на основе высокопроизводительных параллельных вычислений: архитектура и перспективы развития
Ачексанян А.С., Аракелян С.М., Прокошев В.В., Штат П.Ю. |
88 |
Корпоративные информационно-телекоммуникационные системы в образовании
Майер Г.В., Демкин В.П., Руденко В.Н., Жамнов В.В. |
102 |
СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ |
|
Анализ текущего состояния передовых технологий вирусоносительства. Буткит
Голованов С., Русаков В. |
110 |
АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОИЗВОДСТВАМИ |
|
Методология автоматизации и управления разработкой результатов обучения средствами сетевых информационных систем
Лисицына Л.С. |
118 |
Применение нейросетевой модели профессиональных компетенций специалиста в автоматизированной обучающей системе
Павлов А.А., Крехов Е.В. |
132 |
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ |
|
Стратегия развития систем электронного обучения на период до 2015 года
Усков В.Л., Иванников А.Д., Усков А.В. |
144 |
Грид-технологии на службе компьютинга для Большого адронного коллайдера
Демичев А.П., Ильин В.А., Крюков А.П., Шамардин Л.В. |
158 |
УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ |
|
Предложения по оценке качества образования гимназии на основе рекомендаций ISO-9000
Киракозов Ю.В., Пономарева Т.Ф., Потяева Т.А., Тузов Д.В., Шатров А.Ф. |
171 |
Особенности информационных электронных услуг
Семушкина С.Г. |
180 |
О XI Всероссийском фестивале «Мобильные роботы-2009»
Интервью ректора МГУПИ Голубятникова И.В. |
187 |
|