Аристер Н.И., начальник Управления аттестации научных и научно-педагогических работников Рособрнадзора, д.э.н., профессор, член-корреспондент РАО
Уважаемые читатели!
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества -построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом и основным источником экономического роста.
Важнейшим направлением современной государственной политики в сфере науки и технологий является интеграция высшего образования, науки и наукоемкого производства с целью приоритетного развития научных исследований и инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанных на знаниях. В связи с этим первоочередными проблемами, на решение которых должна быть направлена совместная деятельность высшей школы, академической и отраслевой наук, становятся проблемы воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации. Хочу поблагодарить редакцию журнала «Информатизация образования и науки» за предоставленную возможность обратиться к читателям со страниц издания и обратить внимание научной общественности на проблему подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Кадровая проблема является одной из острейших для российской науки. Наряду со значительным сокращением всего научного сообщества в России особенно быстро уменьшается доля ученых молодого, наиболее продуктивного возраста. При этом наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в тех секторах, которые принесли мировое признание российской науке: естественнонаучных и технических отраслях научного знания. Совершенно очевидно, что процессы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации должны быть сопряжены, и конечный результат аттестации во многом зависит от того, как осуществляется процесс подготовки кадров прежде всего в системе послевузовского профессионального образования, состояние которой в настоящее время не может не вызывать опасения.
Состояние системы государственной аттестации научных кадров является достаточно точным воспроизведением состояния системы послевузовского профессионального образования. При этом системы подготовки и аттестации научных кадров в настоящее время функционируют обособленно.
Система подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации должна превратиться в важный, а в перспективе в главный элемент вертикальной мобильности российского общества. Социальный статус ученого должен подкрепляться комплексным механизмом экономических и административных преференций. А сама система аттестации, будучи полностью обеспеченной необходимыми для ее функционирования ресурсами, должна служить эталоном транспарентности, объективности и технологичности.
С удовлетворением хочу отметить, что поднятые вопросы находят свое отражение в журнале «Информатизация образования и науки». Свидетельством высокого научного уровня издания, его авторитета в научном сообществе является включение журнала «Информатизация образования и науки» в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.
Желаю коллективу журнала «Информатизация образования и науки» и дальше вносить свой посильный вклад в дело совершенствования системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.