Информатизация образования и науки № 3(11) июль 2011
Позднеев Б.М. Председатель ТК 461, д.техн.н., профессор
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, хотел бы выразить признательность редакционному совету журнала «Информатизация образования и науки» за возможность привлечь внимание широкого круга читателей журнала к актуальной проблеме стандартизации информационно-коммуникационных технологий в образовании (ИКТО).
На современном этапе информационно-коммуникационные технологии являются катализатором развития национальной и мировой образовательной системы, трансформации традиционных технологий и методик обучения, создания новых форм электронного обучения и формирования трансграничных и транснациональных образовательных структур нового поколения. Поэтому особую актуальность приобретает деятельность по анализу лучших практик и по разработке на их основе международных и национальных стандартов в этой динамично развивающейся области. Международная организация по стандартизации (ИСО/ISO) и Международная электротехническая комиссия (МЭК/IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого Совместного Технического комитета (СТК1/JTC1), в составе которого в 1999 году был создан 36-й Подкомитет (ПК36/SC36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке». В настоящее время в деятельности ПК 36 участвуют представители 42 стран, которые в рамках семи рабочих групп обеспечивают разработку более 30-ти международных стандартов в области терминологии, технологий обучения, управления контентом, обеспечения качества электронного обучения (e-learning) и др. От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 исполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», созданный в 2004 году и объединяющий в шести подкомитетах более 100 высококвалифицированных экспертов из образовательных и научно-исследовательских учреждений, ведущих отечественных ИТ-компаний и других заинтересованных организаций. С 2006 года российские национальные делегации (ТК 461) активно участвуют в работе ИСО/МЭК СТК1/ПК36, вносят вклад в разработку ряда основополагающих стандартов по терминологии, структуре метаданных, менеджменту качества и гармонизации требований стандартов в области e-learning. Итогом семилетней деятельности ТК 461 является разработка 15 национальных стандартов, составляющих основу комплекса стандартов по ИКТО. В 2011-2014 годах планируется разработка не менее 20 национальных стандартов, которые будут на 100% гармонизированы с международными стандартами.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что эффективное применение стандартов является основой для повышения качества и конкурентоспособности информационно-образовательных сред, электронных образовательных ресурсов и образовательных услуг.
От лица руководства ТК 461 обращаюсь к научно-образовательному сообществу с приглашением принять самое активное участие в разработке и обсуждении проектов стандартов, а также их практическом применении в сфере информатизации образования и науки.
СОДЕРЖАНИЕ:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
|
Информационное обеспечение международного сотрудничества вузов России
Скуратов А.К., Захарова О.К., Илиева С.Ю., Лашкина О.Н. |
3 |
Информационная система мониторинга деятельности кафедры
Бершадский А.М., Бурукина И.П., Акимов А.А. |
12 |
Программные средства моделирования взаимодействия в локальной сети в процессе подготовки тьюторов дистанционного повышения квалификации педагогов в области ИКТ
Ваграменко Я.А., Нестерова Л.В. |
24 |
Научно-методические принципы разработки авторских сетевых информационных ресурсов образовательного назначения для информационно-коммуникационной предметной среды
Волков П.Д. |
32 |
Компьютерный LaTex-генератор контрольных работ в преподавании математики
Карнаухов В.М. |
46 |
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ |
|
Сетевые образовательные программы - основа будущего малокомплектных школ
Найханов В.В., Бильгаева Л.П., Дамбаева С.В. |
54 |
АВТОМА ТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОИЗВОДСТВАМИ |
|
Методы, модели и алгоритмы автоматизированного составления учебного плана образовательной программы в вузе
Истомин А.Л., Засухина О.А. |
67 |
Автоматизация управления процесса обучения студентов средне-профессиональных заведений
Кузнецов В.В., Валиулина Н.В. |
83 |
Создание электронного архива в высших учебных заведениях
Бушуева Е.В. |
91 |
Модели жизненного цикла создания АСУ вуз на основе CALS – технологий
Мальшаков Г.В. |
103 |
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ |
|
Методы формализации самооценки на примере научно-исследовательской работы студентов
Затонский А.В., Иванова Е.В. |
110 |
Исследование существования и единственности оценок максимального правдоподобия латентных параметров однопараметрической дихотомической модели Раша
Елисеев И.Н., Шрайфель И.С. |
117 |
Мониторинг результативности работы аспирантов
Насадкина О.Ю., Гридина Е.Г., Власова А.Г. |
139 |
Моделирование и управление распределенной образовательной структурой непрерывного профессионального образования
Новиков А.В. |
144 |
УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ |
|
О некоторых аспектах социально-психологических и педагогических технологий при использовании Интернет
Ижванова Е.М. |
157 |
Информатизация школы в контексте управления образовательным процессом
Шелепаева А.Х. |
166 |
Применение информационных и космических технологий в задачах о движении небесных объектов
Чумаченко Е.Н., Кулагин В.П., Назиров Р.Р., Эйсмонт Н.А. |
178 |
|