|
|
|
Информатизация образования и науки № 1(9) январь 2011
Ваграменко Я.А., Президент Академии информатизации образования, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор
Уважаемые читатели!
Информатизация является одним из важнейших факторов модернизации образования. Наша страна занимает достойное место в ряду стран, в которых информационные технологии существенным образом используются в учебном процессе. Научно-методическая работа в этой области, проводимая в последние годы, обеспечила базу для расширяющейся информатизации образования в России. Важная роль в этой деятельности принадлежит таким научно-исследовательским организациям как ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», Учреждение РАО «Институт информатизации образования», которые совместно выпускают журнал «Информатизация образования и науки». В этом журнале всесторонне и глубоко освещаются идеи и процессы проникновения информационных технологий в образовательную и научную деятельность. Важно то, что содержание журнала отражает как информацию о реализации государственных программ информатизации образования, так и результаты творческой инициативы ученых и преподавателей, составляющих вместе продуктивно действующий отряд инициаторов информатизации.
Необходимо отметить, что от развития творческих связей «по горизонтали», успех этого дела зависит не меньше, чем от управления «по вертикали». Более того, административное управление процессами информатизации с самого начала было рассчитано на то, что всероссийский педагогический коллектив самоорганизуется и предложит содержание и способы деятельности в данной области, которые невозможно предугадать при постановке задачи. В течение вот уже 15 лет эту задачу консолидации научно-педагогического потенциала на данном направлении осуществляет Академия информатизации образования (АИО). Многие члены АИО являются авторами работ, публикуемых в журнале «Информатизация образования и науки».
После решения первоочередных проблем технического обеспечения доступа к образовательной информации на всей территории России сегодня является чрезвычайно актуальной проблема формирования информационного образовательного ресурса. Новым фактором, задающим требования к информационным ресурсам образования, являются стандарты нового поколения и концепция многоуровневого образования. Для вузов это означает создание новых версий электронных учебно-методических комплексов, в которых учебный процесс должен быть стратифицирован в соответствии с новым содержанием, пересмотренными объемами учебного времени, измененными принципами оценки компетенции учащихся. В русле этой работы предстоит осуществить выбор и обоснование состава критериев и средств оценки качества (сертификации) учебного программного продукта, адекватного новым стандартам. Без соответствующих информационных систем здесь нам не обойтись.
Для профильного обучения в общеобразовательной школе должны быть созданы информационные системы, обеспечивающие возможности самообразования для ученика и являющиеся эффективным инструментом педагога. Информационное обеспечение самообразования потребует соответствующего информационного ресурса и для студента вуза, поскольку половина учебного времени студента отводится для его самостоятельной работы.
Все это предполагает значительное расширение разработок в данной области, проводимых в научных и образовательных центрах. Можно надеяться, что публикации о новых результатах будут и далее повышать значение журнала «Информатизация образования и науки». Давайте же эффективно использовать эту трибуну!
СОДЕРЖАНИЕ:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
|
Профильное обучение в школе как этап подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. |
3 |
Применение инструментальных средств программирования для адаптивного проектирования навигационных ГИС
Дышленко С.Г. |
15 |
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ |
|
Обработка и оптимизация запросов в системе интеграции данных DISGO
Букатов А.А., Пыхалов А.В. |
22 |
Использование специальных методов при оптимизации беспроводных сетей датчиков
Костич В., Цветкович Л., Крукиер Л.А. |
35 |
Гетерогенное информационное пространство для поддержки учебного процесса на базе технологий беспроводной связи
Финогеев А.Г., Маслов В.А., Финогеев А.А. |
44 |
СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ |
|
Метод переменной задержки для повышения безопасности передачи данных в сети Интернет
Макаров М.А., Симановский Е.А. |
56 |
АВТОМА ТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРОИЗВОДСТВАМИ |
|
Информационная модель автоматизированного управления образовательным процессом в российском вузе
Агарков П.В. |
70 |
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ |
|
Модель интеллектуальной поддержки выбора выпускниками вузов направления профессиональной деятельности
Комаров Е.Г. |
79 |
Проектирование онтологий на основе модели предметной области
Болотова Л.С., Старых В.А. |
88 |
Концепция построения обучающих систем и систем поддержки принятия решения врачом-цитологом с использованием нейросетевых технологий
Филиппенко М.В. |
106 |
Информационное обеспечение при использовании метода экспертных оценок
Кобко А.А. |
119 |
Организация распределенных систем управления нормативно-справочной информацией
Линев К.А. |
128 |
УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ |
|
Подходы к организации системы управления качеством общеобразовательного учреждения
Ильинский А.С., Пономарева Т.Ф., Шатров А.Ф. |
140 |
Разработка системы анализа и прогнозирования временных рядов
Духанов А.В., Павлов А.А. |
147 |
Система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности
Скуратов А.К., Свечников С.В., Ретинская И.В. |
158 |
Метод и алгоритм оптимизации распределения маршрутов обслуживания заявок в распределённых системах управления
Лихачев В.Е. |
170 |
|
|
|
|