"Институт стратегии развития образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата, 2023
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования, 2012
Общая информация
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
    Сборник "Ученые записки ИИО РАО" (1997-2015 гг.)
    Электронное периодическое издание "Информационная среда образования и науки" (2011-2014 гг.)
    Журнал "Педагогическая информатика" (2001-2014 гг.)
    Журнал "Информатизация образования и науки" (2009-2013 гг.)
    Отчеты НИР и НИОКР по Комплексной программе (1996-2004 гг.)
        ·Отчет за 2004 г.
        ·Отчет за 2003 г.
        ·Отчет за 2002 г.
        ·Отчет за 2001 г.
        ·Отчет за 2000 г.
        ·Отчет за 1999 г.
        ·Отчет за 1998 г.
        ·Отчет за 1996 г.
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Отчет за 2003 г.


/ Реферат / Список исполнитетей /

РЕФЕРАТ

За отчетный период проведены фундаментальные исследования, направленные на раскрытие социально-философских аспектов и исследование теоретико-методологических вопросов развития процесса информатизации образования; изучение педагогико-эргономических и технологических предпосылок реализации процесса информатизации непрерывного образования; использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в модернизации системы образования России.

В ходе раскрытия проблематики подпрограммы «Развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования» выявлены условия реализации основных направлений развития процесса информатизации российского образования в условиях глобализации и массовой коммуникации современного общества: проектирование педагогических технологий на базе ИКТ; распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения различных предметных областей; технологии осуществления информационного взаимодействия и использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей; педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств ИКТ; создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения; защита интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, и условия ее коммерциализации; структура и содержание подготовки специалистов в области информатизации образования и прикладной информатики (в образовании, экономике, менеджменте) (И.В. Роберт).

Исследованы социальные аспекты информатизации образования в России и ряде других стран мирового сообщества. Показана необходимость фундаментализации содержательных аспектов информатизации российского образования как важнейшего условия вхождения нашей страны в мировое информационное образовательное пространство развитых стран (К.К. Колин).

Разработана концепция создания и функционирования среды информационного взаимодействия образовательного назначения (ИВ ОН) в Интернет/Интранет, в которой раскрыты: педагогико-технологические требования к среде, содержание компонентов среды (задачно-целевого, организационно-методического, информационного, коммуникационного, технологического), а также представлено описание влияния компонентов среды на развитие познавательной самостоятельности обучающихся (И.В. Роберт, Ю.А. Прозорова).

Исследования по теме «Совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации» позволили выделить четыре уровня познавательного интереса, развиваемые при решении задач по математике с использованием средств информационных технологий (ИТ): результативный, прикладной, процессуальный и теоретический. Разработаны методические подходы к формированию прикладной информационно-технологической направленности обучения математике (на примере изучения математики в 5-6 классах). Показана актуальность систематического использования средств ИТ в процессе изучения математики как с целью совершенствования самого учебного процесса, самостоятельности обучающегося в получении им знаний, так и реализации современных методов сбора, обработки, передачи информации об изучаемых математических объектах и их отношениях (И.В. Роберт, Л.П. Мартиросян).

Разработаны методические подходы к использованию системы автоматизированного проектирования в процессе изучения черчения и инженерной графики в системе начального и среднего профессионального образования. Создан комплект учебно-методических материалов по использованию системы автоматизированного проектирования ADEM для преподавания черчения и инженерной графики, обеспечивающий компьютерную поддержку курсов «Черчение» и «Инженерная графика» в соответствии с действующими программами для специальностей технического профиля начального и среднего профессионального образования (П.Я. Пантюхин).

Представлен комплекс технических, организационных и методических мероприятий, обеспечивающий создание единой школьной информационной образовательной среды. Показано, что эффективным условием реализации педагогических воздействий является информационно-коммуникационная предметная образовательная среда на базе Web-сервера, содержащего образовательные ресурсы предметных областей при условии выполнения требований к содержательной, технической и технологической части сервера, связанных с реализацией целей обучения. Рассмотрена организация учебно-воспитательного процесса на основе личностно ориентированного подхода, обеспечивающего возможность всем учащимся пробовать свои силы в разнообразной культурной деятельности с широким использованием средств распределенного информационного ресурса школьной образовательной среды. Установлено, что воспитательный процесс, организованный на основе использования телекоммуникационных проектов социальной и культурологической тематики, способствует созданию в школе модели социума, позволяет сформулировать социально-значимые цели его развития и организовать деятельность учащихся по реализации этих целей. (И.В. Роберт, Н.Л. Дашниц).

Разработаны психолого-педагогические принципы использования ИТ в процессе изучения иностранных языков на неязыковых факультетах университета: поддержка концепции личностно ориентированного обучения; содействие технологичности обучения; поддержка поисковой, исследовательской, экспертной, проектировочной деятельности; возможность доступа к аутентичным языковым материалам; поддержка коммуникативного подхода к изучению языков; поддержка традиционных методов и формы обучения языкам (О.А. Козлов, З.И. Коннова).

Проанализированы возможности использования автоматизированных лабораторных практикумов удаленного доступа в учебном процессе высших учебных заведений технического профиля как в рамках дистанционного и открытого образования, так и при использовании традиционных технологий с целью существенного повышения уровня практической подготовки студентов. Предложены подходы, направленные на расширение использования технологии удаленного доступа для проведения практикумов через глобальную сеть (Э.А. Манушин, А.М. Зимин).

Выявлены теоретические основы разработки и использования электронных средств образовательного назначения в условиях реализации возможностей технологии мультимедиа, гипермедиа, телекоммуникации (И.В. Роберт, Н.В. Софронова).

Разработана концепция создания и использования электронного средства учебного назначения по курсу информатики для основной школы, в основу которого положена идея библиотеки медиаобъектов в сочетании с инструментальным средством и созданным на его основе комплектом готовых учебных материалов. Показано, что методология разработки данного электронного издания обеспечивает его инвариантность к содержанию существующих программ, позволяет отработать функционирование «конструктора курсов» и подготовить для будущих пользователей методику разработки собственных курсов (Л.Л. Босова, Д.Ю. Усенков).

Исследованы возможности технологии мультимедиа в процессе создания и использования электронной информационно-справочной системы по математике для технических вузов. Предложено содержание электронного издания, построенное на основе курса «Математическое моделирование в технике» (автор В.С. Зарубин). Разработаны требования к структурированию терминов, навигации, дизайну, функциональности и интерактивности разрабатываемой электронной информационно-справочной системы по математике для технических вузов, выполнен фрагмент ее исследовательского прототипа (В.И. Сердюков, В.С. Зарубин).

Предложено формализованное представление системы обучения в виде кибернетической системы, исследованы прямые и обратные связи субъекта и объекта обучения между собой и с элементами внешней среды, рассмотрены и проанализированы наиболее значимые информационные потоки. Сформулирована концепция формально-структурного описания процесса педагогического оценивания знаний и его применения для построения систем автоматизированного тестирования (О.А. Козлов, И.Д. Рудинский).

Разработаны состав и спецификация средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации для кабинетов естественнонаучного профиля. Обоснованы технико-технологические, эргономические и содержательно-педагогические характеристики качества электронных изданий образовательного назначения (ЭИ ОН) для системы среднего профессионального образования технического профиля (И.В. Роберт, Л.Л. Босова, В.П. Шахин).

В рамках подпрограммы «Обучение информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования» обоснованы цели обучения информатике и ИТ в 5-6 классах; предложено содержание обучения, обеспечивающее необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса, осознанному применению средств ИКТ для реализации учебных целей и саморазвития и позволяющее избежать повторов при построении непрерывного курса информатики. Сформировано содержание учебника и рабочей тетради по информатике и информационным технологиям для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (Л.Л. Босова).

Разработана методика использования метода учебных проектов при изучении ИКТ в профильных курсах информатики (А.А. Кузнецов).

Обоснованы цели, структура и содержание подготовки старшеклассников в области экономических приложений информатики. Проведена систематизация технологической составляющей экономических приложений информатики; разработана методика обучения экономическим приложениям информатики с целью формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; осуществлено проектирование системы курсов экономических приложений информатики; обоснован программно-методический комплекс для профильного обучения экономическим приложениям информатики. Предложена программа спецкурса «Педагогические технологии в обучении экономическим приложениям информатики» (М.П. Лапчик).

Показано, что одной из обязательных составляющих информационной подготовки студентов экономических специальностей, не специализирующихся в области ИТ, должно быть изучение проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности компьютерных систем, включающее: комплекс сведений о современном состоянии проблемы, существующих угрозах, видах обеспечения информационной безопасности, методах и средствах защиты информации, основах построения комплексных систем защиты. Определены методические основы преподавания вопросов информационной безопасности компьютерных систем в экономических вузах (В.П. Поляков).

Исследована проблема дополнительной подготовки в области ИТ студентов гуманитарных специальностей экономического профиля. Разработаны подходы к организации углубленного изучения информатики и ИТ для студентов гуманитарных специальностей вузов: непрерывность подготовки, практическая направленность подготовки, связь с будущей профессиональной деятельностью, сертификация знаний и умений студентов в области использования изучаемых программных средств (О.А. Козлов).

Предложена концептуальная модель формирования информационной культуры, основанная на ведущем принципе целевой доминантности, предполагающем выявление доминирующей цели процесса формирования информационной культуры и подчинения ей (цели) всех структурных компонентов этого процесса (В.С. Лысогорский).

Научные исследования по подпрограмме «Подготовка кадров информатизации сферы общего образования» позволили разработать концепцию содержания подготовки организаторов информатизации образования в школе в области психолого-педагогических, организационно-методических, экспертно-аналитических, эргономических и нормативно-правовых аспектов использования ИКТ в учебном процессе. Показана необходимость и обоснована целесообразность подготовки специалиста для учебных заведений различного уровня, квалификация которого связана с вопросами информатизации образования (И.В. Роберт, С.В. Панюкова).

Сформирована система учебно-методического обеспечения преподавания дисциплин общематематического, естественнонаучного, общепрофессионального и предметного блоков подготовки будущих учителей, направленных на обучение использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности. Показано, что информатизация выступает ключевым фактором преобразования фундаментальной, методологической, психолого-педагогической и квалификационной подготовки будущих специалистов, которые смогут конкурировать на современном рынке труда (М.П. Лапчик).

Обоснована целесообразность введения в программу подготовки учителей информатики курса по выбору «Виртуальная реальность». Определены основные содержательные линии этого курса: исторический обзор исследований в сфере виртуальной реальности (ВР); подходы к исследованию систем ВР; аппаратные средства, реализующие базисные технологии ВР; программные средства систем ВР; область применения (И.В. Роберт, О.В. Кошель).

Показано, что работа по инвентаризации представленных в электронном виде объектов интеллектуальной собственности, их оценке и защите авторских прав является одним из элементов социальной защиты педагога в условиях рыночных отношений. Определена структура и разработано содержание вариативной подготовки студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации в сфере правовой защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (З.Ф. Мазур).

Разработана концепция оценки качества профессиональной педагогической деятельности специалистов учреждений дополнительного и начального профессионального образования. Предложена методология использования программно-технологического комплекса «Результат образовательного процесса», обеспечивающая мониторинг, оценку и анализ качества образовательного процесса (Б.И. Канаев).

Выявлен ряд санитарно-гигиенических аспектов рациональной организации учебных занятий с использованием компьютеров в начальной школе: площадь учебных помещений; освещение помещения и рабочего места; организация рабочего места, его эргономические параметры, качество монитора, режим работы детей за компьютером, качество компьютерных программ (Л.А. Леонова).

Уточнено понимание информационно-образовательной среды в дополнительном образовании педагогов; выделены основные компоненты информационной среды в учреждениях повышения квалификации: предметно-методический; организационно-управленческий; материально-технический. Разработаны методика проектирования, построения и анализа эффективности функционирования среды, а также способы ее сопровождения. Определена система условий и факторов эффективности проектирования информационной среды в ИПК (А.Е. Марон).

Разработана концепция электронной библиотеки, основными задачами которой являются интеграция информационных ресурсов в области педагогики и образования (в первую очередь, ресурсов малодоступных, малотиражных, узковедомственных, программ, планов обучения, методических пособий для преподавания в средних школах) и эффективная навигация в них. Определен круг научно-технических, организационных, правовых и финансово-экономических задач, требующих решения при создании эле. Проанализированы и обобщены данные по инновационной деятельности библиотек образовательных учреждений в условиях использования Интернет-технологий (Б.Н. Сизов).

В процессе экспериментальных исследований в рамках Комплексной программы «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» прошли апробацию новые образовательные технологии на основе использования ресурсов сети Интернет при обучении иностранным языкам в Тульском государственном университете (З.И. Коннова). Технической базой эксперимента являлась лингво-компьютерная лаборатория кафедры иностранных языков университета, имеющая выход на университетский сайт дистанционного обучения с программной документацией и базовыми учебными пособиями в электронном формате, список Интернет-адресов с учебными материалами, электронную почту. В ходе эксперимента было доказано, что, работая с Интернет-технологиями в процессе обучения, студенты более самостоятельны и мотивированны; предложены и проверены показатели оценки Интернет-сайтов, специализирующихся на обучении иностранным языкам.

Разработаны и экспериментально проверены на базе Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова следующие программы дополнительной подготовки в области информатики и информационных технологий студентов гуманитарных вузов по различным специальностям: «Информационные компьютерные сети», «Делопроизводство на компьютере», «Компьютерные технологии в профессиональной деятельности менеджера (финансиста, юриста, журналиста, лингвиста)» (О.А. Козлов). Установлено, что полученные знания помогают студентам еще во время учебы получить практические навыки работы с прикладными информационными системами, повысить свои шансы на получение интересной и престижной работы.

Путем организации контроля качества усвоения научного материала школьниками разного возраста и специализации на основе спектра тем курсовых работ и творческих сочинений апробирован интегрирующий курс «История мировой науки» в 9-11 математических и гуманитарных классах лидерских школ г. Москвы и г. С.-Петербурга (С.Г. Смирнов). Подтверждено предположение, что организация успешного непрерывного изучения профильного предмета требует продуманной смены режимов его изучения и форм мотивации учеников, соответствующих их когнитивному возрасту.

В ходе апробации разноуровневых дидактических материалов по информационным технологиям подтверждены существенные различия в начальном уровне подготовки школьников в области обработки текстовой информации (Л.Л. Босова, В.С. Савельева). Показана необходимость разработки аппарата определения рекомендуемого уровня обучения (начальный, базовый, продвинутый). По результатам экспериментальной работы откорректированы формулировки ряда заданий, добавлена группа заданий по созданию комбинированных объектов, подготовлены развернутые справочные материалы.

В результате эксперимента, проводимого в различных образовательных учреждениях (дошкольных учебных заведениях, школах, гимназиях, прогимназиях г. Тольятти, г. Сургута, г. Самары и др., всего 23 экспериментальные площадки), определялись качественные преобразования профессиональных функций руководителя общеобразовательного учреждения, проверялась эффективность использования ИКТ в организации и проведении мониторинга технологии внутришкольного управления (Б.И. Канаев). Отмечено появившееся понимание управленцами образовательных учреждений роли и значения ИТ в вопросах совершенствования мониторинга и других аспектов образовательного процесса.

На базе Ленинградского областного института развития образования и ряда других образовательных учреждений Ленинградской области выявлены запросы научно-методических и педагогических кадров ИПК в информатизации дополнительного образования (А.Е. Марон). Определены организационные факторы информатизации дополнительного образования взрослых. Выявлена общая линия функционирования и структурного построения модели информатизации Института повышения квалификации педагогических кадров с учетом становления на его базе Центра информационных технологий.

Результаты НИР и НИОКР по Комплексной программе внедряются в отечественную школу при активной поддержке Минобразования России и региональных структур. Сотрудники Института являются исполнителями основных НИР и НИОКР, объединяя в рамках программы исследования более 30 ведущих коллективов России.

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 
Институт информатизации образования РАО, г. Москва:
Роберт И.В. – д-р пед. наук, лроф., научный руководитель
Босова Л.Л. - канд.пед.наук, доц.
Кузнецов А.А. - акад. РАО, д-р пед. наук, проф., научный руководитель
Луканкин Г.Л. - акад. РАО, чл.-корр. РАО
Манушин Э.А. - акад. РАО, д-р техн. наук, пpоф.
Анненков В.В. – канд геогр. наук, вед. науч. сотр.
Асеев О.А. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
Данилюк С.Г. - д-р техн. наук, вед. науч. сотр.
Дашниц Н.Л. - канд. пед. наук
Зимин А.М. - канд. техн. наук
Иващенко М.В. – канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Канаев Б.И. - д-р пед. наук, вед. науч. сотр.
Касторнова В.А. - канд. пед. наук, вед. науч. сотр.
Козлов О.А. - д-р пед. наук, проф.
Колин К.К. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Кошель О.В. - науч. сотр.
Кравцов С.С. - канд. плед. наук
Кравцова А.Ю. - канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
Лысогорский В.С. - канд. техн. наук
Мазур З.Ф. - д-р пед. наук, вед. науч. сотр.
Мартиросян Л.П. - канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
Михайлов Ю.Ф. - канд. пед. наук, вед. науч. сотр.
Новиков СЛ. - канд. пед. наук, доц.
Павлов А.А. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Пантюхин ПЯ. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
Панюкова С.В. - д-р пед. наук, гл. науч. сотр.
Поляков ВЛ. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
Потапов В.Е. - канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Прозорова Ю.А. - канд. лед. наук, уч. секретарь
Пученков Л.Н. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
Розов Н.Х. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Романенко Ю.А. - д-р физ.-мат. наук, гл. науч. сотр.
Русина И.Л.
Савельева В.С. – ст. науч. сотр.
Сердюков В.И. - д-р техн. наук, гл. науч. сотр.
Смирнов C.Г. - канд. физ.-мат. наук, вед. науч. сотр.
Софронова Н.В. - д-р пед. наук, гл. науч. сотр.
Усенков Д.Ю. - ст. науч. сотр.
Цlахин В.М. - канд. техн. наук, вед. науч. сотр.
 
МГОПУ им. М.А. Шолохова:
Ваграменко Я.А. – акад. РАО, д-р техн. наук, профессор
 
МФТИ, Научный центр нейрокомпьютеров РАСУ:
Галушкин А.И. - д-р техн. наук
 
Астраханский государственный технический университет:
3айнутдинова Л.Х. - д-р пед. наук, проф.
Тимофеев Д.Н.
Польский М.А.
 
ИПУ РАН, г. Москва:
Бодякин В.И. - канд. физ-мат. наук
 
Барнаульский государственный педагогический университет:
Каракозов С.Д. - канд. физ-мат. нау,
Рыжова Н.И. – д-р пед. наук
 
Кабардино-Балкарский государственный университет:
Шауцукова Л.З. - канд. физ-мат. Наук
 
Московский государственный социальный университет:
Соколова И.В. - д-р социол. наук
Дубровский Е.В. - д-р социол. наук
 
Красноярский государственный университет:
Пак Н.И. - д-р пед. наук
 
Институт возрастной физиологии РАО, г. Москва:
Леонова Л.А. - чл.-кор. РАО, научный руководитель
 
Институт образования взрослых РАО, г. С.-Петербург:
Марон А.Е. - д-р пед. наук, проф., научный руководитель
Монахова Л.Ю. - канд. пед. наук
Василенко Н.В. - канд. пед. наук
 
Информационно-аналитический центр Института педагогики социальной работы:
Зиновьев В.В. - канд. пед. наук
 
ГНПБ им. К Л Ушинского
Сизов Б.Н. - канд. пед. наук, научный руководитель
 
РГПУ им. А.И. Герцена, г. С-Петербург:
Смирнов В.А. - д-р пед. наук
Румянцев И.А. - д-р техн. наук
Киселев С.В.
 
Курский государственный педагогический университет:
Селиванов И.Н. - д-р ист. наук
Кудинов В.А. - канд. пед. наук
 
Коломенский государственный педагогический институт:
Богуславский А.А. – канд. техн. наук
 
Пермский государственный педагогический университет:
Хеннср Е.К. - д-р физ-мат. наук, проф., научный руководитель
 
Омский государственный институт сервиса:
Лучко О.Н. - канд. пед. наук
Андрюшенклв А.А.
Ходжер Д.В.
Сергеева В.С.
 
Омский государственный педагогический университет:
Лалчик М.Л. - д-р пед. наук, научный руководитель
Смолина О.В. - канд. пед. наук
Котенко В.В. - канд. пед. наук
Шкабура О.В. - канд. пед. наук
Удалов С.Р. - канд. пед. наук
Воронина О.В. - канд. пед. наук
Толстых О.М.
Верпета М.С.
Рагулина М.И. - канд. пед. наук
 
Чувашский государственный педагогический университет, г. Чебоксары:
Лавина Т.А. - канд. пед. наук
 
Иркутский государственный университет:
Пудалова Е.И. – д-р физ.-мат. наук
 
Оренбургский государственный университет:
Красильникова В.А. - канд. пед. наук
 
Оренбургский государственный педагогический университет:
Герасименко с.А. - канд. физ-мат. наук, научный руководитель
Дженжер В.О. - канд. физ-мат. наук
Шухман А.Е. - канд. пед. наук
Лозенко Г.Ф. - канд. физ-мат. наук
 
Хабаровский государственный педагогический университет:
Поличка А.Е. - канд. физ.-мат. наук
 
Якутскuй государственный университет:
Жожиков А.В. - канд. техн. наук
 
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск:
Петров П.К. - канд. пед. наук
 
Соисполнители научно-исследовательских коллективов России:
Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова:
Борисов Н.А. - канд. физ.-мат. наук
Ивлев М.К. – канд. экон. наук
 
Арзамасский государственный педагогический институт):
Bocтpoкнутов И.Е. - д-р пед. наук
 
Тульский госуниверситет
Гречихин И.Е. - канд. пед. наук
Коннова З.И. – канд. филол. наук
 
Школа № 76, г. Ярославль:
Дашниц Н.Л. - канд. пед. наук
 
Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана:
Зарубин В.С. – д-р техн.н.
 
Калининградский государственный технический университет
Рудинский И.Д. - канд. техн. наук
Соловей Е.В.
Юзик С.А.
 
Тольяттинский государственный университет:
Чертакова Е.М.
 
Научное редактирование: Роберт И.В. – д-р пед. наук, проф.; Босова Л.Л. - канд. пед. наук; Прозорова Ю.А. канд. пед. наук