"Институт стратегии развития образования Российской академии образования"

Научная школа Роберт И.В. "Информатизация образования"

Поиск по сайту Карта сайта Координаты
 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
Словарь понятийного аппарата информатизации образования (толкование терминов)
Общая информация
    Общие сведения
        ·Роберт И.В.
        ·Шихнабиева Т.Ш.
        ·Касторнова В.А.
        ·Козлов О.А.
        ·Мухаметзянов И.Ш.
        ·Поляков В.П.
    Поздравления
    Презентация деятельности
    Статус
    Результаты научной деятельности
Публикации Научной школы
История развития Научной школы
Информация о защищенных диссертациях
Информационные материалы научных конференций
Сотрудничество
Научно-методическое обеспечение
Сертификационная деятельность
Архив изданий
Информационные фонды
Архив НИР, НИОКР, ОЭР
История
Академия информатизации образования
Российский портал информатизации образования

Роберт И.В.


Роберт Ирэна Веньяминовна

Роберт Ирэна Веньяминовна – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.

Роберт Ирэной Веньяминовной создана научная школа «Информатизация образования», коллектив которой начал свою деятельность в Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР (созданной в 1984 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы), продолжил свою научную деятельность в ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО», а в настоящее время – в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Результаты научно-исследовательской и учебно-методической деятельности И.В. Роберт в области методологии, теории и методики обучения информатике, информатизации образования, в том числе, применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в общем среднем, профессиональном педагогическом, техническом, гуманитарном образовании отражены более чем в 360-ти научных публикациях (в том числе за рубежом). Роберт И.В. является автором монографий, концепций, учебно-методических пособий для студентов педвузов и учителей, научных статей по проблемам обучения информатике, информатизации образования, по подготовке педагогических кадров среднего и высшего профессионального образования (в том числе, WOS, ERIH, ВАК), а также электронных изданий учебного назначения, патентов на изобретение. На основе разработанных ею научно-методических подходов, а также методологии педагогических исследований осуществляется подготовка учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

С 1993 г. по 2007 г. под руководством И.В. Роберт совместно с исследователями научной школы осуществлялись исследования в области информатизации образования в рамках различных научно-исследовательских программ РАО; при этом осуществлялась координация исследованиями более 30-ти научных коллективов университетов, вузов, НИИ России. С 2008 г. по 2019 г. Роберт И.В. – научный руководитель НИР государственных заданий фундаментальных научных исследований РАО Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (в части РАО) (утверждено распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 2237-р), выполняемых научной школой при координации исследований научных коллективов университетов, вузов, НИИ России.

В 2001 г. по инициативе И.В. Роберт и коллектива научных сотрудников была открыта новая специализация ВАК РФ: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования). Роберт И.В. с 2001 г. по 2019 г. – председатель докторского совета, в том числе и по этой специальности. С 2001 г. по 2014 г. она была директором ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО».

И.В. Роберт – дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования: в 2002 г. (распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2002 г., № 647) и в 2009 г. (распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2009 г. №. 1246-р, г. Москва).

В 2014 году И.В. Роберт получила от Президента Российской Федерации В.В. Путина Благодарность «За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю плодотворную работу, активную законотворческую деятельность» (Москва, Кремль, 12 марта 2014 г., № 60-рп). Она имеет медали К.Д. Ушинского, В.В. Давыдова, ветерана труда и другие награды.

Под научным руководством И.В. Роберт при ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО» был создан Орган по сертификации на предмет оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ (система АПИКОН) (Свидетельство о регистрации в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, регистрационный № РОСС RU. Д149.04АО00 от 06.12.2004).

Под научным руководством И.В. Роберт защитились и были утверждены ВАК Минобрнауки РФ 22 доктора и более 40 кандидатов педагогических наук.

Под руководством И.В. Роберт коллективом научной школы осуществлялись международные научные исследовании совместно с Институтом образования Лондонского университета (Великобритания), с Университетом Монаш, г. Мельбурн (Австралия); проводилась подготовка кадров информатизации общего среднего, профессионального и дополнительного образования совместно с Католическим Университетом г. Пуэбло (Puebla, Pue., С.P.), Мексика.

Научные интересы 

  1. Теория педагогики: развитие дидактики в условиях реализации дидактико-технологических парадигм информатизации образования; развитие понятийного аппарата педагогики периода цифровых информационных технологи).
  2. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты: разработка теорий обучения («Конвергентное образование», «Трансфер-интегративные зоны научных областей информатизации образования», «Теория создания и функционирования информационно-образовательного пространства»); Методические основания разработки образовательных технологий, реализующих возможности технологий «Дополненная реальность», «Виртуальная реальность».
  3. Теория и методика профессионального образования: подготовка научно-педагогических кадров в области информатизации образования; подготовка научно-педагогических кадров в области автоматизации и управления технологическими процессами в образовании.
  4. Экспертиза и сертификация программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения: разработка педагогических, эргономических, технологических и технических требований к различным видам педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых информационных технологий; обоснование; разработка структуры и содержания Национального стандарта педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых информационных технологий.
  5. Теория и методика обучения информатике: общего среднего образования; профессионального образования.

У И.В. Роберт: индекс Хирша – 26; число публикаций в Web of Science – 6; число публикаций в Scopus – 12; число публикаций в ERIH - 2; число публикаций, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ – 88; число публикаций в РИНЦ – 259, ссылок – 8709; число монографий – 9; число патентов – 2.

Публикации

Монографии:

  1. Роберт И.В. Алгоритмизация в обучении математике (монография). М.: ИИО РАО, 2014. – 88 с.
  1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. – 398 с.

Подробнее >>

  1. Роберт И.В. Прогноз развития информатизации образования как области научного знания (глава в коллективную монографию), С. 83-104. Гуманитарные ориентиры современного образования: монография. / В.В. Сериков, Н.С. Пурышева, Г.П. Стефанова [и др.]; под общ. ред. У.В. Данильчук. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. – 328 с.

Подробнее >>

  1. Роберт И.В. Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А.Монография: Информационно-образовательное пространство. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. – 92 с.

Подробнее >>

  1. Роберт И.В. Мухаметзянов И.Ш., Ваграменко Я.А., Яламов Г.Ю., Бешенков С.А., Миндзаева Э.В. и др. Монография: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Научное издание. Часть 1 / Под науч. ред. Я.А. Ваграменко, М.П. Карпенко. – М.: Изд-во СГУ, 2017. – 528 с.

Подробнее >>

  1. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, В.А. Касторнова, О.А. Козлов, Э.В. Миндзаева, И.Ш. Мухаметзянов, В.П. Поляков, И.В. Роберт, В.И Сердюков, Т.Ш. Шихнабиева, Г.Ю. Яламов. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. - 105 с.

Подробнее >>

Концепции

  1. Роберт И.В. Конвергенция наук об образовании и информационных технологий как эволюционное сближение наук и технологий (для научных сотрудников и преподавателей учреждений профессионального образования). Концепция. – М.: ИИО РАО, 2014. – 54 с.
  2. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования как трансфер-интегративной области научного знания (концепция). – М.: ИИО РАО, 2014. – 38 с.

Статьи, индексируемые в наукометрических базах данных:

Web of science

  1. I. Robert. Didactics development in education informatization Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific - practical conference. Part 1. / Ed. Uvaysov S. U. - M.: HSE, 2014, 472 p. С. 437-443.
  2. I. Robert, L. Martirosyan, V. Kastornova, N. Gerova, I. Mukhamctzyanov, A. Dimоva. Implementation of the Internet for Educational Purposes (Реализация возможностей Интернета в образовательных целях) Smart Education and e-Learning. / Editors: V. L. Uskov, R. J. Howlett, L. C. Jain. – Springer. – Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2016. – Volume 59.
  3. Pavlov A.A., Robert I.V., Burmistrov A.A., Tsar'kov A.N., Korsunskii D.A., Sorokin D.E., Neustroev S.S. Test Code Correction Of Errors In The Information Storage Devices Of Measurement Systems, p. 923-928 MEASUREMENT TECHNIQUES – 2016. – Том 59. Выпуск 9. Издательство: Springer New York Consultants Bureau ISSN: 0543-1972 e ISSN: 1573-8906.
  4. Irena V. Robert, Viktor P. Polyakov, Oleg A. Kozlov. Information security of the personality of the subjects of the educational process SHS Web of Conferences. – 2017. – Volume: 47. Article No: 01059-62.
  5. I. Robert. Didactic-technological paradigms in informatization of education SHS Web of Conferences. – 2017. – Volume: 47. Article No: 01056-62.
  6. Irena Robert, Sergey Neustroev, Mikhail Goncharov. Intellectualization of the Learning Process Based on Digital Technology Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) – Moscow, 2018. - p. 8-11.
  7. I. Robert. Pedagogical Feasibility of Using Systems on the Web-interface for Implementating the Interdisciplinary Nature of Training Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) – Moscow, 2018. - p. 36-40.

ERIH

  1. Роберт И.В., Рягин С.Н. Разработка и использование электронного учебника современного периода информатизации образования Человек и образование – 2015 г. – № 4. С. 19-24.
  2. Роберт И.В. Современное состояние и проблемы развития фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации образования Человек и образование. – 2017. – № 2. С. 165-174.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

  1. Роберт И.В. Психолого-педагогические условия создания и функционирования информационно-образовательного пространства // Педагогическая информатика. № 1, 2014 С. 60-78.
  2. Роберт И.В. Перспективные научные исследования, определяющие развитие информатизации образования // Педагогическое образование в России. № 4, 2014 С. 199 – 204.
  3. Роберт И.В. Психолого-педагогические условия создания и функционирования информационно-образовательного пространства (концепция) // Информационная среда образования и науки – 2014. – № 20 Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2014/num_21_2014 С.78-101.
  4. Роберт И.В. Конвергенция наук об образовании и информационных технологий как эволюционное сближение наук и технологий // Информационная среда образования и науки – 2014. – № 20 - С.25-67. Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2014/num_20_2014/
  5. Роберт И.В. Дидактика периода информатизации образования // Педагогическое образование в России. № 8, 2014 С.110-119.
  6. Robert I.V. Prospects of Fundamental Scientific Research in Information Technologies Areas of Russian Educational System. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya, 2014, Vol.(1), № 1. С.36-45. Режим доступа:http://ejournal18.com/journals_n/1415197200.pdf 
  7. Роберт И.В. Фундаментальные научные исследования в области информатизации образования // Педагогическая информатика. № 3, 2014. С. 8-19.
  8. Роберт И.В. Основные направления фундаментальных и прикладных научных исследований, определяющих развитие информатизации отечественного образования. // Человеческий капитал. № 6 (66), 2014. С. 12-18. 
  9. Павлов А.А., Роберт И.В., Бурмистров А.А., Царьков А.Н., Корсунский Д.А., Орокин Д.Е., Неустроев С.С., Роберт И.В.Тестово-кодовая коррекция ошибок статических оперативных запоминающих устройств. // Измерительная техника. - 2016. - № 9. С. 15-19.
  10. А.А. Павлов, А.Н. Царьков, И.В. Роберт, С.Н. Рягин, Д.Е. Сорокин,Д.Д. Иванов, Д.С. Кудрявцев, А.С. Бутранов Анализ эффективности тестово-кодовой коррекции ошибок оперативных запоминающих устройств. // Известия Института инженерной физики. 2015. - № 4 (38) С.47-57.
  11. Роберт И.В. Научно-педагогические практики как результат конвергенции педагогической науки и информационных и коммуникационных технологий. // Педагогическая информатика – 2015 – № 3. С. 27-41.
  12. Роберт И.В. Основные направления развития информатизации образования в информационном обществе глобальных коммуникаций. // Педагогика – 2015 – № 10. С. 23-32.
  13. Роберт И.В. Прогноз развития информатизации образования как области научно-педагогического знания Педагогическая информатика – 2015 – № 1. С. 64-80.
  14. А.А. Павлов, А.Н. Царьков, И.В. Роберт, П.А. Павлов, Д.Е. Сорокин, А.А. Бурмистров, Д.Д. Иванов. Методический аппарат тестово-кодовой коррекции ошибок оперативных запоминающих устройств. // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика – 2016 - № 1. С. 17-24.
  15. Роберт И.В. Перспективные фундаментальные исследования в области информатизации образования. Ученые записки ИУО РАО. – 3 (59) выпуск, 2016. С. 78-85.
  16. Павлов А.А., Кудрявцев Д.С., Царьков А.Н., Роберт И.В., Сорокин Д.Е., Неустроев С.С., Рягин С.Н Минимизированный код для обнаружения ошибок устройств хранения и передачи информации. Наукоград: наука производство общество – 2016 – № 1(7). С. 39-44.
  17. Роберт И.В., Неустроев С.С., Рягин С.Н., Сорокин Д.Е., Бурмистров А.А., Царьков А.Н., Павлов А.А., Иванов Д.Д. Обнаружение ошибок устройств хранения и передачи информации. // Известия Института инженерной физики – 2016 – Т. 1 - № 39. С. 59-65.
  18. Роберт И.В. Перспективные научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования. // Наукоград наука производство общество. - 2016. - № 2. С. 39-45.
  19. Роберт И.В. Формирование информационной безопасности личности обучающегося в условиях интеллектуализации его деятельности. // Педагогическая информатика. – 2017. - № 2. С. 42-59.
  20. Роберт И.В. Дидактико-технологические парадигмы современного периода информатизации отечественного образования // Педагогическая информатика. – 2017. - № 3. С. 63-78.
  21. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия. // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. - № 4 (30). С.65-71.
  22. Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы. // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018.- № 2 (32). С. 64-76.
  23. Роберт И.В. Методология педагогического исследования. // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. - № 3 (33). С.85-98.
  24. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии. // Педагогическая информатика. – 2019 - № 1. С.108-121.
  25. Роберт И.В., Бордовский Г.А. Научно-организационная деятельность межуниверситетской сети "Образование для всех" УНИТВИН / кафедра ЮНЕСКО Российской академии образования Сборник: Формирование современного информационного общества. Проблемы, перспективы, инновационные подходы материалы международного форума. Санкт-Пеербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. 2014. С.15-19.

Патенты

  1. Павлов А.А., Роберт И.В., Бородай В.Э., Иванов Д.Д., Кудрявцев Д.С., Павлов А.А., Рягин С.Н., Сорокин Д.Е., Царьков А.Н.Полезная модель № RU 160959 “Сбоеустойчивое запоминающее устройство”. Патентообладатель «Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики» (RU) Заявка 2015149111/08, 17.11.2-15. Дата начала отсчета срока действия патента: 17.11.2015. Опубликовано: 10.04.2016 г., Бюл. № 10.
  2. Бородай В.Э., Иванов Д.Д., Кудрявцев Д.С., Павлов А.А., Роберт И.В., Рягин С.Н., Сорокин Д.Е., Царьков А.Н. Патент № 2610264 «Сбоеустойчивое запоминающее устройство» Патент на изобретение № 2610264 «Сбоеустойчивое запоминающее устройство». Патентообладатель: Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики» (RU). Заявка 201514338. Приоритет изобретения 22 октября 2015 г. Дата Государственной регистрации в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 08 февраля 2017 г. Патентообладатель «Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики».

 




22